Буллинг в школе

Буллинг в школе

Новомодное слово «буллинг» означает хулиганство, травлю и запугивание в отношении отдельной личности или группы с целью доминирования над жертвами  и их унижения. Согласно отчету Высшей школы экономики (ВШЭ), каждый четвертый школьник в России  (27,5%) является жертвой издевательств. Кибербуллингу подвергаются от 16% до 27% школьников. Школьные издевательства оказались в центре внимания общественности после того, как прокатилась волна вооруженных атак на учебные заведения, а в 2016 году более 130 подростковых самоубийств в России было совершено из-за преследования в Сети.  Всего в мире каждый третий ученик в тот или иной период  жизни становится жертвой травли и издевательств в школе. В США из-за кибербуллинга гибнет около 4000 детей ежегодно, при этом 14% всех жертв преследований также рассматривают сиуцид как выход из невыносимой ситуации. 

Почему это серьезная проблема для семей, школы и общества? 

Запугивание – это очень серьезная проблема с тяжелыми последствиями как для жертв буллинга, так и для самих хулиганов, и для молчаливых свидетелей эмоционального и физического насилия. Частично проблема буллинга и заключается в культуре безразличия и бездействия коллектива, унаследованной со старых времен, когда насмешки, травля, унижения, преследование и физическое насилие среди детей не считалось чем-то опасным. Взрослые, родители и учителя раньше считали хулиганство практически естественным для детей, оправдывая себя тем, что дети «так играют», а мальчишки «всегда дерутся». К счастью, детские и подростковые издевательства наконец-то попали в центр внимания СМИ, и общественный резонанс вынуждает родителей, учителей, начальников и политиков принимать меры по борьбе с детским насилием.

Учитывая многие трагические последствия для детей и взрослых, важно раз и навсегда опровергнуть эту точку зрения и обозначить угрозы буллинга как для жизни и здоровья самих детей, так и для общества в целом. Профилактика буллинга и его ликвидация основывается на культуре открытости и готовности вмешаться, чтобы остановить это зло. Но это может быть сложно даже для взрослых. Поэтому представьте, как тяжело детям – не только жертвам, но и свидетелям - пассивным наблюдателям. Взрослые: родители, учителя должны проводить разъяснительную работу с детьми, призывая не оставаться терпимыми к любому проявлению насилия, которое возможно только с молчаливого согласия окружения хулиганов и жертв, оказывая детям поддержку, не отмахиваясь от их «маленьких» проблем.

Запугивание в детстве имеет как острые негативные краткосрочные эффекты, так и серьезные отсроченные проявления. Во всех случаях насилия требуется немедленное психологическое вмешательство и долгосрочное сопровождение, чтобы смягчить возможные проблемы. Крайне важно, чтобы школы и семьи работали вместе, выявляя случаи издевательств, оказывая помощь жертвам и искореняя их причины.

Что такое буллинг, и как он проявляется?

Хотя с точки зрения психически здоровых взрослых издевательства, травля и насилие являются подлыми и бессмысленными, но, к сожалению, это обычная составляющая часть жизни детей. На детской площадке одна девочка хватает другую за волосы и дергает за них. Мальчик разрушает в песочнице построенный другим куличик. В столовой ученик постарше толкает поднос с едой младшего, чтобы тот пролил или уронил еду. Класс, где все постоянно дразнят кого-то за то, что тот толстый, рыжий, немодно одевается или плохо понимает арифметику. Хотя… и некоторые взрослые так и не выросли из этих привычек унижать, толкать и оскорблять других людей.

Хотя на первый взгляд может показаться, что охарактеризовать хулиганское поведение достаточно просто, но на поверку оно далеко не всегда соответствует классическому стереотипу сильного мальчишки, избивающего слабого одноклассника. Буллинг и запугивание - это многогранное поведение, которое меняется в зависимости от ситуации, вовлеченных в него людей, времени и места.

Школьный буллинг определяется как нежелательное, агрессивное поведение среди детей школьного возраста, что предполагает реальное или воспринимаемое доминирование, психологическое и физическое насилие, которое повторяется или проявляется постоянно.

Согласно этому определению, буллинг в школе включает в себя несколько факторов:

  1. Поведение не нравится ребенку, над которым издеваются, и наносит ему физический или психологический ущерб. В некоторых определениях говорится, что для того, чтобы поведение квалифицировалось как буллинг, хулиган должен намереваться нанести реальный вред своей жертве. Однако это не всегда так. Иногда жертва запугивания чувствует себя оскорбленной или униженной поведением, которое, с точки зрения хулигана не должно было бы заставить жертву чувствовать себя таким образом.
  2. Хулиган (хулиганы) и его жертва (жертвы) явно осознают, что хулиган имеет больше власти в ситуации буллинга, даже если все другие факторы «равны». В реальности, обычно школьные хулиганы сильнее, больше, старше, имеют группу поддержки, или действуют группой, что приводит к дисбалансу, как реального доминирования, так и воспринимаемого.
  3. Хулиган либо действительно проявляет насилие, либо его никем и ничем не ограниченный доступ к жертве подразумевает, что он всегда сможет безнаказанно прибегнуть к насилию.
  4. Хотя некоторые издевательства носят физический характер и их легко распознать, издевательства могут также происходить незаметно и скрытно, в виде целенаправленных сплетен, с помощью прямой или опосредованной коммуникации через смартфон или в Сети, приводя к психологическому насилию и эмоциональному ущербу.
  5. Хулиганские действия повторяются или проводятся регулярно или постоянно.

Основным аспектом буллинга является то, что он оказывает реальное эмоциональное и негативное психологическое или травмирующие воздействие. В зависимости от ситуации, это может:

  • Причинить физическую боль
  • Вызвать психологические страдания
  • Устрашить
  • Унизить
  • Оскорбить
  • Устыдить
  • Смутить
  • Принудить к нежелательным действиям
  • Вызвать ограничения в действиях, самовыражении и любом другом проявлении свободы личности.

Чаще всего физический буллинг проявляется в виде избиений, ударов, пинков, толчков, пощечин, щелбанов, щипков, уколов, ограничения движений и свободы, поднятия в воздух, удушение, отнятие денег и ценностей, порча имущества, одежды.

Вербальный буллинг: оскорбления, дразнилки, пересмеивание имени, обдные прозвища, сравнения. 

Психологический и социальный буллинг: угрозы, пугание, травля, издевательства, изоляция и отвержение, слухи, сплетни. 

Кибербуллинг: преследовавние в Сети и через электронные средства связи, общедоступные порочащие пбликации. 

Иногда буллинг в школе переходят все грани, когда издевательства и преследование основаны на расовой или этнической принадлежности, вере, инвалидности, половой принадлежности и сексуальной ориентации. В этом случае разбирательства с вопросами экстремистского буллинга переходят из психологического в юридическое поле.

Краткосрочные и долгосрочные психологические последствия буллинга

Буллинг в школе может иметь различные краткосрочные и долгосрочные последствия не только для жертвы, но и для самого хулигана, и для наблюдающего окружения. Буллинг в школе – это серьезная проблема, имеющая характер пандемии. До 33% учащихся в возрасте 12-18 лет подвергаются издевательствам в школе, и 27% учащихся в возрасте 12-18 лет являются жертвами кибербуллинга. Жертвы подвергаются эпизодам издевательств как минимум один-два раза в месяц. Пик интенсивности издевательств приходится на II ступень среднего образования (5-9 класс). До четверти учеников подвергаются в этом возрасте издевательствам, по крайней мере, один раз в неделю.

Краткосрочные последствия издевательств для жертвы

Дети могут демонстрировать различное поведение и реакции во время и после издевательств со стороны сверстников. Буллинг, особенно не связанный с физическим насилием, такой как кибербуллинг, может продолжаться в течение длительного времени, прежде чем жертвы обратятся за помощью. При этом чаще всего у жертвы неожиданно без видимых причин начинают снижаться показатели в учебе. Кроме ухудшения академической успеваемости, жертвы издевательств обычно испытывают следующие последствия и симптомы:

  • Социальная изоляция
  • Чувство стыда и вины
  • Нарушение сна
  • Изменения в привычках питания
  • Низкая самооценка
  • Избегание школьных занятий
  • Симптомы тревоги
  • Ночное недержание мочи
  • Снижение общей сопротивляемости организма
  • Психосоматические симптомы (боли в животе, головные боли, боли в мышцах, другие физические жалобы без известных медицинских причин)
  • Симптомы депрессии
  • Суицидальные мысли и действия.

Краткосрочные последствия издевательств для хулигана

Хотя может быть трудно сопереживать хулигану, важно, чтобы родители и учителя понимали и признавали, что хулиганы занимаются буллингом в школе по определенным причинам. Часто хулиганы действуют так, как их учили дома жестокие родители, братья и сестры, родственники или опекуны. Нередко такие дети сами были жертвами домашнего насилия. Без вмешательства взрослых и оказания профессиональной психологической или психиатрической помощи агрессивное поведение хулигана будет продолжаться, и ухудшаться со временем, принимая все более опасные формы.

Последствия буллинга для самого хулигана могут включать в себя:

  • Плохая успеваемость в школе
  • Повышенный риск прогулов
  • Сложность в поддержании социальных отношений
  • Повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами
  • Повышенный риск травмирования
  • Повышенный риск в возникновении проблем с законом.

У хулиганов часто возникают проблемы с их сверстниками. Поскольку чаще всего они жестоки, манипулируют другими и используют их, лишены сочувствия (эмпатии), как правило, неприятны в общении, у них может не быть много друзей, кроме случаев «клуба по интересам» в виде банд или компаний из таких же хулиганов, либо создания подчиненного круга жертв, которых хулиган контролирует психологически.

Не всегда может быть очевидным, насколько поведение хулиганов способствует их эмоциональным и психологическим проблемам, или насколько буллинг является проявлением психологических нарушений и психических расстройств. Однако известно, что хулиганы подвергаются большему риску злоупотребления алкоголем и наркотиками, ранней сексуальной активности. Хулиганы могут страдать из-за правовых последствий своего поведения: причинения ущерба, вандализма, криминальной активности.

Долгосрочные последствия буллинга

К сожалению, последствия издевательств не являются временными, а продолжаются во взрослой жизни и варьируются в зависимости от роли человека в ситуации издевательств. Как хулиганы, так и их жертвы, вовлеченные в издевательства в детском и подростковом возрасте, испытывают неблагоприятные последствия для психического здоровья во взрослом возрасте. У жертв отмечается высокий уровень депрессивных симптомов в зрелом возрасте, и в обеих группах имеется повышенный риск психических расстройств, требующих госпитализации.

Долгосрочные последствия буллинга для жертвы

Долгосрочные психологические последствия напрямую связаны с травмирующим воздействием, которое дети испытывают в результате постоянных издевательств. Постоянная тревога и депрессивные симптомы, нередко сопровождают их всю последующую жизнь, становясь хронической проблемой. Эти проблемы осложняют все элементы полноценной, сбалансированной жизни: прием пищи, сон, работу, занятия спортом и умение получать удовольствие от жизни. Они также затрудняют установление и поддержание близких отношений, будь то с друзьями или романтическими партнерами.

Хотя многие родители и учителя думают, что наносимый хулиганом физический вред ребенку всегда опаснее, это не совсем так. Эмоциональный ущерб длится гораздо дольше, чем физический. Особенно в детстве, когда телесные повреждения быстро заживают, а самооценку жертвы можно покалечить навсегда. Запугивание и унижение - это попытка вселить в ребенка страх и ненависть к самому себе. Повторяющееся насилие подрывает способность ребенка считать себя полноценным, желанным, способным и эффективным человеком. Это приводит к неспособности жертвы хулигана доверять себе как полноценному человеку. В частности, это сказывается на способности такого ребенка и взрослого справляться с трудностями: жертва усвоила, что она слишком слаба или безнадежна, чтобы справляться с проблемой, поэтому они этого и не делают. Это может иметь серьезные последствия для работы, отношений и других жизненных ситуаций, которые требуют настойчивости и решимости приложить усилия, преодолеть трудности или преуспеть. Жертвам становится трудно доверять людям, поэтому они часто остаются одинокими, имеют проблемы с трудоустройством и работой. Они не умеют радовать себя, быть счастливыми, главным образом из-за отсутствия чувства контроля над своей жизнью, которого их лишили во время издевательств в детстве.

При оказании психологической и медицинской помощи у жертв издевательств можно предотвратить некоторые из потенциальных долгосрочных последствий издевательств. Однако без вмешательства дети-жертвы подвергаются рискам возникновения следующих расстройств:

  • Повышенный риск суицидальных мыслей, планов самоубийства и попыток самоубийства
  • Тревожные расстройства
  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Плохое общее состояние здоровья
  • Саморазрушительное поведение, в том числе самоповреждения
  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Трудность установления доверительных, взаимных дружеских отношений и отношений

К сожалению, некоторые жертвы насилия, которым не была оказана помощь, или которые не смогли самостоятельно переработать травму, сами становятся хулиганами. Это является патологическим механизмом попытки переработки травмы за счет других людей. (Собственно, из-за домашнего насилия, в том числе сексуального, многие хулиганы и становятся хулиганами). Они демонстрируют многие из тех же проявлений, что и их обидчики. Когда такие люди достигают зрелого возраста, они испытывают более серьезные трудности и тяжелые расстройства, чем просто хулиганы или просто жертвы.

Согласно исследованию, они подвержены даже большему риску длительных психологических расстройств, чем хулиганство или издевательства над самим собой. И хотя этот класс детей, согласно исследованию, имел повышенный риск семейных трудностей дома, это был не единственный определяющий фактор.

Хулиган, выросший из жертвы, имеет повышенные показатели психических расстройств, часто страдают агрофобиями, паническими и тревожными расстройствами. В молодом возрасте хулиганы из бывших жертв подвергаются высокому риску суицидальности. В то время, как только 5% молодых людей, которые никогда не были ни хулиганами, ни жертвами, имеют мысли о самоубийстве, их испытывает каждый четвертый хулиган из жертв. У них также наблюдается самый высокий уровень депрессии, тревоги и панических расстройств. Это указывает на то, что в патологический путь – попытка преодолеть свой статус жертвы, став агрессором, является наиболее разрушительным для психики человека, как маленького, так и взрослого.

Долгосрочные последствия издевательств для самого хулигана

Хулиганы часто вырастают несчастными взрослыми. Их агрессивное отношение к окружающему миру не очень хорошо работают во взрослом возрасте, когда здоровое общество старается изолировать от себя «крутых», импульсивных и агрессивных людей, которым остается лишь общение в круге себе подобных. У хулиганов могут быть трудности с обучением и работой, сохранением дружеских отношений и поддержанием романтических или даже семейных отношений. Они также могут подвергаться большему риску суицидальных мыслей и поведения. Хулиганы имеют более высокий риск развития антисоциального расстройства личности или других видов личностных расстройств. Они часто остаются подавленными и тревожными в дальнейшей жизни, и имеют высокий уровень психиатрических расстройств.

Без надлежащего лечения хулиганское поведение, вероятно, будет продолжаться и в зрелом возрасте. Такие люди будут:

  • Проявлять домашнее насилие к супругам и детям
  • Проявлять жестокость к животным
  • Иметь повышенные риски антиобщественного и криминального поведения
  • Страдать от алкогольной или наркотической зависимости
  • Иметь недостаточный уровень квалификации
  • Терять работу
  • Иметь сокращенную ожидаемую продолжительность жизни.

Роль наблюдателей или свидетелей в школьном буллинге

Обычно все упускают роль наблюдателей в ситуациях школьного насилия, травли, издевательств и запугивания, но это глубоко ошибочная позиция. Фактически, свидетели играют решающую роль в возможности проявлений буллинга. Хотя часть актов буллинга происходит в закрытых от посторонних глаз посещениях – в туалетах, в подвалах, на чердаках, «за углом», основные акты издевательств происходят на глазах у многих других детей. Это может быть столовая, спортзал, класс, автобус или школьный двор. Часто свидетели крайне необходимы хулигану, которому важно утверждать свой авторитет перед аудиторией и даже искать у нее поддержки. В абсолютном большинстве случаем наблюдатели никак не пытаются пресечь насилие над другими детьми. Впрочем, легко понять, почему свидетели предпочитают ничего не делать. Существует много причин, по которым дети стараются остаться в стороне:

  • Боязнь того, что хулиган сделает их следующей целью
  • Мнение, что это «не их дело»
  • «Стучать» старшим нехорошо
  • Чувство, что вмешательство ничего не даст, особенно если ранее дети сказали учителям, которые не предприняли никаких действий.

Бездействие свидетелей не является пассивным. Когда наблюдающие издевательства дети внешне ничего не делают, внутри они активно делают выбор: либо игнорировать события, либо притворяться, что это не имеет к ним никакого отношения, либо посмотреть на издевательства с интересом и, иногда, с удовольствием. Независимо от того, что происходит, наблюдение без попыток пресечь издевательства становится вредным и для самих свидетелей. Безмолвное потворство насилию, наблюдение неприглядных сцен, которые каждый ребенок примеряет на себя, точно также оказывает травмирующее психику действие. Такие дети начинают пить и курить, пропускать школу, испытывать тревогу или депрессию. Такая ситуация, в свою очередь, может привести к негативным долгосрочным психологическим последствиям.

Если школьный коллектив непримирм к буллингу, то он происходит только в 4% случаев. 

Это отличный повод поговорить с детьми о вреде издевательств и научить их полезным и действенным способам реагирования на буллинг и издевательства, когда они ее видят. Когда дети чувствуют, что могут что-то сделать с несправедливым поведением, чтобы прекратить его, они не теряют чувства контроля над жизнью, у них не разрушается самооценка и вера в себя, которые часто сопровождают выученную беспомощность, что в свою очередь приводит к тревоге и депрессии.

Пример школьного плаката в США: Как вести себя с хулиганом?

  1. Разреши учителю помочь тебе.
  2. Выйди из ситауции, если это возможно.
  3. Немедленно дай знатькому-нибудь о проблеме.
  4. Помни, что ты не одинок!  

Как противостоять хулигану при буллинге

Буллинг и самоубийства

Существует определенная связь между издевательствами и самоубийствами, но ситуация проистекает из нескольких факторов. Издевательства и преследования приводят к ощущению беспомощности и безнадежности, которые могут способствовать мыслям о самоубийстве. Хотя дети, подвергающиеся издевательствам, подвергаются повышенному риску самоубийства, одних только издевательств чаще всего не достаточно для индукции суицидальных мыслей и поведения. Многие сопутствующие факторы должны сложиться воедино, в том числе депрессия, проблемы дома и наличие психических травм в прошлом. Кроме того, определенные группы детей и подростков подвержены повышенному риску самоубийства, например представители нетрадиционной сексуальной ориентации. Этот риск значительно вырастает, если такие дети или подростки отвергаются родителями, сверстниками и школьным руководством.

Дети, как и взрослые, должны быть осведомлены о возможной связи между самоубийством и буллингом, чтобы помочь им понять, что издевательства - это вовсе не игра и не безобидное поведение, а форма насилия, которая может привести к травмам и смерти. Открытая беседа с детьми не «напугает» детей, как думают некоторые опасливые родители и учителя, а сможет сохранить чьи-то жизни, и привести к коллективному противодействию буллингу.

Какие представления взрослых и детей о буллинге в школе чаще всего необходимо корректировать?

В настоящее время буллинг и его трагические последствия нередко занимают передовицы в СМИ, но, к сожалению, в информации почти всегда приводится масса обывательских заблуждений. Почти никогда в СМИ не предлагается никаких решений для проблем школьного буллинга. Более того, из-за хронического невнимания к издевательствам в школе в течение ХХ-го века понимание проблемы обществом чаще всего далеко от его истинного значения и ограничено убеждениями, что это «не такая уж и большая проблема» и «это дело только между хулиганом и его жертвой», что как вы, надеюсь, поняли из статьи, совершенно не соответствует тяжести проблемы.

Также в обществе до сих пор сохраняются другие опасные заблуждения, в том числе такие идеи, как:

  • «А что могут сделать взрослые? За детьми не уследить…» Взрослые могут сделать почти все, чтобы предупредить буллинг! Учителя могут наблюдать за хулиганами, чтобы ограничивать их агрессию, могут разъяснять опасность буллинга и пассивного наблюдения за ним для их собственного будущего, могут немедленно реагировать на каждый сигнал об издевательствах, что в целом создаст атмосферу недопустимости травли, насилия и издевательств. Родители должны решать проблемы не с родителями хулигана и, тем более не с ним напрямую, а обращаться за решением проблем преследования и насилия в школу. Они должны рассказать ребенку, что опасно утаивать насилие над ним, и что проблему надо решать сразу же, как она возникла, не допуская ее развития. Нужно поддерживать самооценку ребенка, его веру в себя, а при необходимости обращаться за психологической помощью.
  • «Мальчики чаще становятся жертвами буллинга». Вовсе нет, девочки чаще становятся жертвами эмоционального и киберзапугивания, сексуальных домогательств, в то время как мальчики и девочки в равной степени подвержены физическому насилию.
  • «Буллинг начинается с киберзапугивания». Наоборот, реальное преследование и травля обычно приводит к кибербуллингу. Большинство хулиганов не безликие враги, а реальные персоны, которых дети встречают в школе. Сначала они издеваются в классе, а затем могут перейти к издевательствам с помощью электронных средств. Обычно, однако, если над ребенком издеваются в сети, часть негативных событий уже произошла в реальном мире - лицом к лицу с хулиганом.
  • «Детям нужно просто быть сильнее и давать сдачи». Этот миф остался со старых и не очень добрых времен, когда «мальчик должен быть настоящим мужчиной», а чтобы решить проблему, нужно было просто «разобраться между собой». На самом деле, травля, буллинг и насилие могут «сломать» даже самого сильного человека, если он остается без поддержки. А совет «разбираться» может привести к тому, что жертва сама станет хулиганом, страдая при этом еще больше, чем, будучи просто жертвой. Решением вопросов с буллингом должны заниматься взрослые: родители, учителя, психологи.
  • «Пассивные наблюдатели не могут повлиять на буллинг». Свидетели насилия и делают буллинг возможным. Наблюдатели составляют аудиторию для выступления хулигана, часть коллектива восхищается силой и «крутостью» хулигана, другая часть посмеивается над жертвой. Работа учителей и психологов с пассивными наблюдателями, чтобы разрушить у них когнитивные искажения, навязанные хулиганами или детской мифологией, научить непримиримости и активному вмешательству при любых проявлениях девиантного хулиганского поведения. Интересно, что и в общественной жизни несправедливые преследования граждан властными хулиганами возможны только при пассивном согласии запуганного большинства и молчании СМИ.
  • «Хулиганы популярны». Так бывает, но не всегда. Также необходимо отличать популярность и любовь к хулиганам от проявлений адаптационного Стокгольмского синдрома, когда запуганное большинство в целях выживания трансформирует страх в горячее проявление любви и восхищения. Точно такие же процессы встречаются и на общественном уровне: например, страх перед репрессиями на фоне абсолютной незащищенности трансформировался у советского народа в «горячую любовь к товарищу Сталину».
  • «Если бы над ребенком издевались – это было бы заметно». В среднем в школе постоянно издеваются над каждым третьим-четвертым учеником. Вы об этом знаете? Об этом знают учителя? Он буллинге, насилии, травле, сексуальных домогательствах сообщают единицы, потому что: «стучать – это плохо», взрослые не помогут («уже сообщали и ничего», потому что боятся мести хулиганов. Детей необходимо учить сообщать о любом проявлении насилия – физического или психологического. Родители несут ответственность перед своими детьми, чтобы спрашивать о буллинге, выслушивать, что говорят дети, и сообщить об этом. Учителя несут ответственность за контроль поведения школьников, за создание психологической атмосферы в классе, а администрация и правительство несут ответственность за разработку политики защиты детей. Как нация, мы несем ответственность за заботу о наших детях и принятие законов о школьном насилии и буллинге.
  • «Насилие – это только физическое!». Это устойчивый и очень опасный миф. Психологическое насилие приводит к более трагическим последствиям для общества, по сравнению с насилием физическим, выливаясь в суициды или стрельбу в школах.

Что делать с проблемой буллинга в школе?

  1. На государственном уровне необходимо принять законодательные меры о борьбе с школьными издевательствами, чтобы иметь четко прописанные, научно обоснованные меры по прекращению буллинга, с реальной ответственностью должностных лиц, допускающих его в школе. Такие законы должны определять, что такое издевательства, как сообщать о них и как их расследовать, какие виды поведения запрещены в ответ на издевательства, как нужно поддерживать связь с детьми, осуществлять мониторинг их психологического состояния, как поступать с хулиганами, какую помощь оказывать жертвам.
  2. Родители и учителя, которые хотят прекратить буллинг, могут это сделать, дав понять ученикам, что они не терпят издевательств и будут действовать самым решительным образом. Среди наиболее вредных аспектов буллинга - это формирование чувства, что жертва беспомощна, а ситуация безнадежна. Отказываясь терпеть издевательства, взрослые показывают, что ребенок не застрял в беспомощной ситуации, которая не изменится. Это может значительно облегчить психологическое состояние ребенка – жертвы.
  3. Если над ребенком издеваются на протяжении длительного времени, важно проводить психологическую профилактику негативных последствий такого издевательства. Основной ущерб, причиненный во время издевательств в детском возрасте, связан с разрушением чувства собственного достоинства и падения самооценки ребенка. Чтобы скорректировать этот серьезный ущерб, жертве необходимо оказать помощь для формирования сильной, адаптивной и стрессоустойчивой личности, способной восстанавливаться после травмирующих воздействий. Таких детей необходимо научить доверять себе и окружающим, ставить цели и достигать их. Иначе жизнь для них может показаться безнадежной и бессмысленной.
  4. Травмированному насилием ребенку нужно помочь найти занятия, в которых он может преуспеть, развивать его хобби и интересы, в которых он преуспевает, и тратить время на занятия, которые ему нравятся. Это даст возможность залечить душевные раны, созданные ощущением беспомощности перед насилием, вернет положительную самооценку и доверие к себе и своим силам.

Действуйте!

Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью. 

Андрей Демкин


Печать   Электронная почта

Статьи по теме: