Психологические эффекты карантина

Психологические эффекты карантина

Психология

Карантин - это разделение и ограничение движения  людей, которые потенциально были подвержены заразному заболеванию, такому как коронавирусная инфекция, чтобы выяснить, останутся ли они здоровыми или заболеют по истечении инкубационного периода. Также карантин снижает риск того, что такие люди смогут  заразить других.

Изоляция - это полное отделение людей, которым был поставлен диагноз заразной инфекционной болезни (COVID-19) от людей, которые не больны. В наше время добавляется и термин самоизоляция, что означает добровольную изоляцию для выдерживания карантина или лечения заразного заболевания, такого как коронавирусная инфекция, в домашних условиях.

Карантин часто является неприятным опытом для находящихся под ним людей. Разлука с близкими и родными, отсутствие свободы перемещений, неопределенность в отношении статуса болезни и перспектив отмены карантина, скука, монотония и гиподинамия в совокупности могут оказывать значительное негативное воздействие на психологическое состояние и, даже, психическое здоровье. Уже известны случаи самоубийств и физической агрессии, вызванных пребыванием на карантине. Поэтому, принимая решения о массовом карантине для жителей отдельных населенных пунктов, городов и регионов, необходимо тщательно взвешивать возможные психологические издержки. Успешное использование карантина требует уменьшения, насколько это возможно связанных с этим негативных последствий.

Основные стресс-факторы во время карантина и самоизоляции

Длительность изоляции. Более длительные сроки изоляции связаны со значительным ухудшением психического здоровья в частности, развитием в дальнейшем посттравматического стресса, избегающего поведения и реакций злости. Пребывание на карантине более 10 дней уже способно привести к негативным психологическим последствиям.

Страх перед инфекцией. Большинство людей во время изоляции испытывают страх за собственное здоровье и боятся заразить других. Тяжелее всего приходится беременным женщинам и молодым матерям.

Разочарование и скука. Замкнутость, утрата привычной повседневной рутины и снижение социального статуса, физического контакта с другими людьми часто вызывает фрустрацию, разочарование, чувство оторванности от остального мира, скуку, снижение самооценки. Отсутствие Интернета и возможности общаться через социальные сети значительно ухудшает состояние людей на карантине.

Недостаток запасов. Недостаточные основные запасы (например, еды, воды, одежды, гигиенических принадлежностей, лекарств, расходных материалов), невозможность приобрести маски и респираторов, термометры и средства дезинфекции во время изоляции могут быть сильными источниками фрустрации, порождать тревогу и гнев, даже спустя 4-6 месяцев после прекращения изоляции.

Недостоверная и недостаточная информация. Недостаточное или недостоверное информирование общественности органами власти и здравоохранения являются сильнейшим стрессором. Недостаточная ясность рекомендаций о правилах поведения и путаница в целях и сроках изоляции, оценке уровней риска, плохая координация, отсутствие ясных перспектив являются предикторам развития у населения острых стрессовых реакций и посттравматических расстройств в дальнейшем.

Финансовые потери. Потеря источников дохода и недостаток финансирования могут быть серьезной проблемой во время изоляции. Оценка печальных финансовых и карьерных перспектив является фактором риска для развития душевных расстройств. Даже получение финансовой помощи от государства не всегда способно исправить ситуацию, так как суммы финансовой поддержки обычно недостаточны, чтобы покрыть даже текущие расходы. Многие люди становятся финансово зависимыми от членов семьи, что неминуемо приводит к межличностным конфликтам. Семьи с доходом ниже среднего страдают больше других. Люди с невысокими доходами чаще других страдают от посттравматических расстройств и депрессии.

Стигматизация. Стигматизация побывавших в карантине приводит к неприятию со стороны людей в местах проживания, их избеганию, разрыву социальных контактов, выказыванию страха и подозрения, критики и осуждения.

Возможные психологические последствия карантина

Даже непродолжительный карантин может привести к развитию острых стрессовых расстройств, которые, при отсутствии медицинской помощи могут послужить предрасполагающим фактором к развитию посттравматических стрессовых расстройств (при наличии опасности заражения потенциально смертельным или инвалидизирующим инфекционным заболеванием).

  • При стрессовых расстройствах люди испытывают раздражительность, страдают от: бессонницы,
  • плохой концентрации внимания,
  • нерешительности,
  • ухудшения общего самочувствия,
  • снижения работоспособности,
  • расстройств эмоций,
  • снижения настроения и депрессии,
  • гнева
  • эмоционального истощения.

Ведущими симптомами обычно являются плохое настроение и раздражительность.

Люди, помещенные на карантин после контакта с SARS инфицированными больными, прежде всего, испытывают страх, нервозность, печаль и чувство вины. Реже наблюдалось чувство растерянности, злости, горя, притупление чувств и бессонница, вызванная тревогой.

Психологические последствия изоляции могут длиться до 3-х лет и включают значительный рост заболевания стресс-зависимыми психическими расстройствами и депрессией. Посттравматические стрессовые расстройства, связанные с риском заболеть смертельно опасным заболеванием наблюдаются в 8-28% случаев. Чувства тревоги и гнева продолжают испытывать 3-6% людей на протяжении 4-6 месяцев после карантина. Также наблюдает рост развития зависимости от алкоголя, наркотических и психотропных лекарственных средств.

Особенности психологических последствий изоляции для медицинских работников

Для работников системы здравоохранения, которые перенесли карантин на рабочем месте, характерно избегающее поведение по снижению прямых контактов с пациентами: более половины избегают кашляющих и чихающих людей, четверть избегает закрытых помещений со скоплениями людей, и пятая часть избегает любых общественных мест. Это состояние длится на протяжении недель после снятия карантина. Некоторые медики страдают избеганием скоплений людей и навязчивым мытьем рук в течение месяцев после снятия карантина.

В целом, медицинские работники хуже переносят психологические последствия изоляции, по сравнению с обычным населением. У них чаще других ставится диагноз посттравматического стрессового расстройства. Работники здравоохранения отличаются значительно более выраженными реакциями гнева, больше других испытывают раздражение, страх, разочарование, чувство вины, беспомощности, оторванности от других, одиночество, нервозность, грусть, беспокойство, отличаясь меньшим уровнем счастья. Некоторые медработники могут отказаться от продолжения профессиональной деятельности.

Кто хуже других переносит карантинные мероприятия?

Наиболее выраженные последствия самоизоляции для психического здоровья наблюдаются у следующих групп населения:

  • более молодой возраст (16-24 года),
  • более низкий уровень образования и квалификации,
  • женский пол,
  • наличие одного ребенка в семье,
  • низкий уровень дохода,
  • недавняя потеря работы или источника дохода,
  • наличие в анамнезе психических заболеваний,
  • работа в сфере здравоохранения, связанная с прямыми контактами с пациентами.

Как свести к минимуму негативные последствия карантина для психического здоровья граждан

Во время крупных вспышек инфекционных заболеваний, карантин может быть необходимой мерой профилактики. Тем не менее, введение карантина связано со значительным негативным психологическим эффектом. Естественно, что негативные реакции часто возникают в течение изоляции. Многочисленные исследования показывают, что психологические последствия карантина можно обнаружить даже спустя месяцы и годы после его завершения. Это ставит вопрос о необходимости планирования мер по смягчению негативных последствий, которые могут привести к значительным социальным и экономическим проблемам в масштабах страны. К группам риска в первую очередь относятся люди с уже существующим плохим психическим здоровьем и работники системы здравоохранения, которым потребуется дополнительная поддержка во время карантина и медико-психологическая помощь после его завершения.

Это вовсе не означает, что карантин не следует использовать: последствия отказа от использования карантин и распространения болезни могут быть значительно хуже. Однако, лишая людей их свободы в течение длительного времени ради общественного блага, следует очень осторожно подходить к деталям карантинных мероприятий, чтобы не нанести урон психическому здоровью нации.

Карантин должен быть как можно более коротким.

Более длительный карантин связан с ухудшением психологического состояния, потому что время воздействия основных стрессоров карантина увеличивается. Ограничение продолжительности карантина периодом, соответствующим продолжительности инкубационного периода, является наиболее разумным подходом. Введения оцепления и изоляции на целые города без четких временных ограничений (например, как это было в Ухане, Китай) может быть более пагубным, чем строго применяемые карантинные процедуры ограниченные инкубационным периодом инфекции.

Доступ к правдивой информации

Людям необходимо давать как можно больше открытой информации о сложившейся ситуации. Любые утаивания, искажения информации приводят к развитию страха и тревоги.

Обеспечить людей на карантине адекватным снабжением

Чиновники также должны следить за тем, чтобы в период карантина все домовладения и семьи получали достаточное снабжение, чтобы иметь достаточно припасов для своих основных повседневных нужд. Ресурсы поставок не должны истощаться.

Уменьшить скуку и улучшить виртуальное общение

Скука и чувство одиночества будут причинять людям страдания, приводить к развитию депрессивных состояний. Людей необходимо обучать практикам совладания и управления стрессом. Каждый человек на карантине должен иметь мобильный телефон или иной гаджет с доступом в Интернет. В настоящее время, в том числе и по медицинским показаниям это является необходимостью, а не роскошью. Связь с родными и близкими является важнейшим фактором профилактики развития стресс-зависимых расстройств. Целесообразно организовать линию телефонной и Интернет психологической поддержки. Все эти меры позволят уменьшить выраженность чувства вины, ощущения оторванности от мира, снизить уровень стресса и предупредить развитие панических расстройств.

Альтруизм и сознательность лучше, чем принуждение

Во всех случаях добровольный карантин и самоизоляция лучше, чем изоляция по принуждению. Создание ситуации, когда власти апеллируют к высоким чувствам и сознательности, а не загоняют в карантин насилием и принуждением, режим карантина будет соблюдаться лучше, а негативных психологических последствий будет меньше. Внутренние регуляторы поведения всегда работают лучше, чем внешние. При этом гражданский альтруизм имеет свои пределы: невозможно соблюдать карантин, если для родных и близких не созданы безопасные условия, и они продолжают нуждаться в самых необходимых для жизни вещах. Государство должно обеспечивать свою часть обязанностей – только тогда граждане смогут ответить высоким уровнем сознательности при соблюдении карантина и самоизоляции. Введение репрессивных мер не поможет исправить ситуацию, если базовые потребности населения не будут удовлетворены.

Ознакомьтесь с нашими психологическими и психофизиологическими методиками для уменьшения негативных явлений стресса.  

Андрей Демкин

author 10

Статьи по теме: