Процедура определения профессиональной пригодности включает в себя:
- Социально-психологическое изучение личности (условия воспитания, развитие личности, моральные и волевые качества, коммуникативные особенности и т.п.)
- Психологическое и психофизиологическое обследование (уровень развития познавательных психических процессов (память, мышление, внимание); психологические особенности личности (свойства, характер, темперамент); свойства нервной системы.
По результатам обследования выносится решение о присвоении категории профессиональной пригодности:
- I категория «Рекомендуется в первую очередь»
- II категория «Рекомендуется»
- III категория «Рекомендуется условно»
- IV категория «Не рекомендуется».
Первая категория профпригодности означает:
Выраженные положительные данные по результатам тестирования, наблюдения и собеседования.
Высокий уровень профессиональной направленности, высокая ориентация на выполнение профессиональной деятельности по своей специальности, в том числе и в сложных условиях. Наличие всех необходимых свойств и качеств личности, когнитивных возможностей, знаний и умений, потенциала обучаемости, адаптационного потенциала, коммуникативных навыков для выполнения профессиональной деятельности и/или обучения по специальности.
Вторая категория профпригодности означает:
Выраженные положительные данные по результатам тестирования, Отсутствие негативных данных по результатам наблюдения и собеседования.
либо
Отсутствие негативных данных по результатам тестирования, Выраженные положительные данные по результатам наблюдения и собеседования.
Достаточный уровень профессиональной направленности, устойчивая ориентация на выполнение профессиональной деятельности по своей специальности, в том числе и в сложных условиях. Достаточный уровень развития всех необходимых свойств и качеств личности, когнитивных возможностей, знаний и умений, потенциала обучаемости, адаптационного потенциала, коммуникативных навыков для выполнения профессиональной деятельности и/или обучения по специальности.
Третья категория профпригодности означает:
Отсутствие негативных данных по результатам тестирования, наблюдения и собеседования.
Низкий уровень профессиональной направленности, неустойчивая ориентация на выполнение профессиональной деятельности по своей специальности, возможные затруднения при работе в сложных условиях. Посредственный уровень развития всех необходимых свойств и качеств личности, когнитивных возможностей, знаний и умений, потенциала обучаемости, коммуникативных навыков для выполнения профессиональной деятельности и/или обучения по специальности. Возможные нарушения адаптации в сложных условиях, проявления пограничных расстройств.
Четвертая категория профпригодности означает:
Наличие хотя бы одних негативных данных по результатам тестирования, наблюдения и собеседования.
Недостаточный уровень профессиональной направленности, отсутствие ориентации на выполнение профессиональной деятельности по своей специальности. Невозможность выполнения обязанностей в сложных условиях. Недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, негативный прогноз успешности выполнения профессиональных обязанностей и/или обучения по специальности. Вероятность наличия расстройств личности, поведения, эмоций.
Порядок определения категории профессиональной пригодности по отдельным методикам:
1 категория по отдельной методике: 9-10 стен
2 категория: 6-8 стен
3 категория: 3-5 стен
4 категория: 1-2 стен
Порядок определения категории профессиональной пригодности по блоку психодиагностических методик и профессиональной направленности:
1 категория: по всем методикам только 1-я категория
2 категория: хотя бы по одной методике 2-я категория или по всем методикам 2-я категория
3 категория: хотя бы по одной методике 3-я категория или по всем методикам 3-я категория
4 категория: хотя бы по одной методике - 4-я категория
У меня можно пройти онлайн оценку профпригодности и получить консультацию по профориентации.
Андрей Демкин