Гендерная социализация определяется как процесс, с помощью которого люди обучаются, развивают и корректируют свою гендерную идентичность, интеренализируя гендерные нормы и роли при взаимодействии с ключевыми агентами социализации, такими как члены семьи, сверстники, лидеры сообществ, социальные сети, СМИ, политические, религиозные и культурные структуры, образовательные учреждения и т.п.
К сожалению, гендерная социализация является причиной гендерного неравенства и дискриминация по отношению к девочкам, девушкам, женщинам и лицам с «нестандартной» гендерной идентичностью. Гендер иерархичен и порождает неравенство, которое пересекается с другими видами социального и экономического неравенства. Дискриминация по гендерной идентичности пересекается с другими факторами дискриминации, такими как половая и этническая принадлежность, социально-экономический статус, инвалидность, возраст, географическое положение, гендерная идентичность и сексуальная ориентация, среди прочего. Это называется интерсекциональностью. Выраженность гендерного неравенства и дискриминации в значительной сере определяется культурно-историческими традициями первичных и вторичных агентов социализации, которых в самом общем дихотомическом подходе можно разделить на принадлежащих к прогрессивной либерально-демократической «западной» культуре и к консервативно-архаичной «восточной» культуре. Причем, зачастую, принадлежность к той или иной культуре определяется не географическими категориями, а категориями идентификации с той или иной культутрной принадлежностью. Например, культуру постсоветского пространства (исключая, пожалуй, страны Балтии) не всегда можно считать «западной». Такая «восточная» страна как Иран на определенном этапе развития разделяла вполне «западные» культурные ценности, пока власть в стране не была захвачена «восточными» религиозными фанатиками.
Различия между «западным» и «восточным» лежат в принципиально разном подходе: «западная» культура в большинстве случаев предполагает гендерный подход к социализации, предполагающий идею равенства вне зависимости от половой принадлежности и гендерной идентичности, что позволяет достичь больше свободы в самореализации, продуктивности и качестве жизни. «Восточный» подход трудно назвать «гендерным» в чистом виде, так как он, скорее, являет собой ригидный «полоролевой» вариант социализации, который приводит к ограничению свободы в самореализации, формированию внутренних конфликтов, неравенству и дискирминации.
Исходя из разницы моделей гендерной социализации между «западной» и «восточной» концепциями первичные агенты социализации (семья), формирующие гендерную социализацию, и вторичные агенты социализации (СМИ), закрепляющие гендерную социализацию, действуют в рамках различных парадигм.
Семья.
Гендерная социализация начинается с рождения и представляет собой процесс изучения ролей и норм в зависимости от пола.
С самого начала родители и ближайшее окружение относятся к мальчикам и девочкам по-разному, постепенно давая понять различия между мальчиками и девочками, а затем – между женщинами и мужчинами. Ожидания родителей от мальчиков и девочек, выбор ими игрушек, учитывающих гендерную специфику, игры и обучение навыкам на основе пола определяют дифференцированный процесс гендерной социализации. Гендерная социализация тесно переплетается с этническими, культурными и религиозными ценностями каждого конкретно общества и продолжается на протяжении всего жизненного цикла.
Гендерная социализация начинается уже тогда, когда женщина забеременеет, и люди начинают судить о ценности ребенка того или иного пола. Эти стереотипы увековечиваются членами семьи, учителями и другими людьми из-за разных ожиданий в отношении мужчин и женщин. Например, когда молодая беременная женщина на вопрос, хочет ли она иметь мальчика или девочку, отвечает, что это не имеет значения, старший родственник говорит, используя гендерную манипуляцию: «О, надеюсь, это будет мальчик». Такими способами гендерная социализация начинается еще до рождения ребенка.
В раннем детстве родители и опекуны могут одевать детей мужского и женского пола в разные цвета (например, розовый для девочек и синий для мальчиков), или, используя гендерную канализацию, давать им разные игрушки для игры (например, машинки для мальчиков, куклы для девочек), подчеркивая внешность девочек («Какое у тебя красивое платье ») и способности мальчиков (« Ты такой сильный»). Таким образом дети начинают сталкиваться с нормами, определяющими «мужское» и «женское», с раннего возраста. Мальчикам говорят не плакать, не бояться, не прощать, а вместо этого быть напористыми и сильными, «как папа» (демонстрация деятельнсоти и мавнипуляция). Девочек учат не требовать много, быть прощающими, уступчивыми и «женственными».
Таблица 1. Сравнение «западного» и «восточного» подхода в гендерной социализации
«Западный» гендерный подход |
«Восточный» полоролевой подход |
Ориентация на нейтрализацию и смягчение различий между полами |
Ориентация на подчеркивание и закрепление различий между полами |
Воспитание в духе свободного выбора гендерной идентичности |
Воспитание в духе жесткого выбора половой идентичности |
Отсутствие ориентации на «особое сверхпредназначение» мужчины и женщины |
Ориентация на «особое сверхпредназначение» мужчины и женщины, связанное с полом |
Поощрение деятельности, соответствующей интересам личности |
Поощрение деятельности, соответствующей «половым нормам и роли» и наказание за «несоответствующую» деятельность |
Поощрение моделей поведения на основе адаптивного подхода |
Поощрение моделей поведения на основе половой принадлежности и наказание за «несоответствующее» поведение |
Понимание нецелесообразности раздельного обучения по половому признаку |
Стремление к раздельному обучению по половому признаку |
Тенденция к размыванию устоявшихся гендерных культуральных схем |
Поддержание и укрепление устоявшихся гендерных культуральных схем |
Возможность отступления от традиционных патриархальных моделей устройства общества |
Пресечение отступления от традиционных патриархальных моделей устройства общества |
СМИ. Средства массовой информации как агент вторичной гендерной социализации служат закреплению и коррекции гендера в соответствии с господствующей в обществе идеологией, религией, философией и культурными традициями, значительно отличающимися в либеральном «западном» и консервативном «восточном» обществе.
В первую очередь телевидение и сетевые СМИ оказывают значительное социальное влияние на детей, формируя в отношении их отношения к гендерным ролям. Демонстрируемые стереотипы гендерных ролей закрепляют сформированные родителями, друзьями и школой, способствуя пониманию ребенком того, что значит быть мужчиной или женщиной в обществе. СМИ посылает убедительные месседжи об одобряемых и неодобряемых обществом гендерных ролях, которые в «восточных» культурах часто являются стереотипными, предвзятыми и устаревшими. Гендерные стереотипы распространены в сериалах и в анимации, где женщины часто показаны как безнадежные личности, неспособные решать проблемы без посторонней помощи. В рекламных роликах детских программ мальчики показаны чаще и в более активных ролях. Поведение девочек гораздо чаще бывает пассивным. Рекламодатели считают, что использование мужских моделей приводит к увеличению продаж продукции детям обоего пола. По мере того, как дети продолжают развиваться и расти, они сталкиваются со все большим количеством примеров подобных гендерных предубеждений и стереотипов. Традиционные «восточные» гендерные роли, когда мужчин поощряют проявлять решительность и лидерские качества, а женщин поощряют быть почтительными и зависимыми, никому, особенно женщинам, не приносят пользы. Традиционные гендерные роли препятствуют полному проявлению самовыражения и жизненных достижений.
В гармоничном и по–настоящему свободном обществе детям должно быть позволено развить чувство собственного достоинства в среде, справедливой с гендерной точки зрения, которая побуждает каждого в полной мере почувствовать себя частью общества, вне зависимости от биологического пола.
Андрей Демкин