Психология БДСМ в фильме "Секретарша"

Психология БДСМ в фильме "Секретарша"

«Почему ты режешь себя, Ли? … Может случиться так, что иногда внутренняя боль должна выходить на поверхность и, когда ты видишь доказательства своей боли внутри, ты, наконец, понимаешь, что действительно существуешь? Затем, когда ты наблюдаешь, как заживает рана, это утешает. Не так ли?»

Фильм «Секретарша», вышедший в прокат в 2002 году был снят по рассказу американской писательницы и университетского профессора Мэри Гейтскилл из сборника «Плохое поведение» (1988). Книга, как и другие работы автора (сценарии к фильмам) посвящены в основном женщинам с непростой сексуальной жизнью. Это в значительной мере автобиографичные произведения, так как автор пережила бурную молодость, успев поработать стриптизе и побывать девушкой по вызову.

Художественная литература Гейтскилл, как правило, посвящена женским персонажам, имеющим дело с собственными внутренними конфликтами, и касается множества "табуированных" тем, таких как проституция, зависимости и садомазохизм. Хотя фильм «Секретарша» основан на одноименном рассказе, на самом деле, у них мало общего. История героини в книге гораздо ближе к реальной жизни, и финал ее лишен нереально-слащавого хэппи-энда фильма, сценарий которого был написан в стиле «Красотки», прежде всего с коммерческими целями. Сами авторы фильма утверждали, что картину стоит принимать в той или иной форме, как метафору.

Девиантность в сексуальности часто называют «парафилией». Природа девиантного сексуального возбуждения и удовлетворения зависит от фантазий и участия в сексуальном поведении, которое является нетипичным и экстремальным. В фильме, в отличие от первоисточника была предпринята попытка «нормализовать» нормализовать необычные сексуальные потребности двух людей, показать, как «в идеале» могут развиваться отношения в аспектах «серой зоны» сексуальных девиаций в рамках БДСМ. В английском языке под «серой зоной» понимается ситуация, в которой не ясно, является ли нечто происходящее приемлемым или не приемлемым, законным или не законным, потенциально вредоносным или нет. Не случайно фамилия главного героя фильма - «Серый» (Gray).

Акроним БДСМ описывает три отдельных, но чаще тесно сочетаемых элемента:

  • BD (Bondage & Discipline — неволя (связывание и дисциплина) — ролевые игры, игровое подчинение, унижение и наказания.
  • DS (Domination & Submission — доминирование и подчинение ) — отношения, в которых в результате предварительной договорённости присутствует неравноправие партнёров.
  • SM (Sadism & Masochism — садизм и мазохизм) — садомазохизм: получение удовольствия от причинения или переживания физической или эмоциональной боли.

Причины, по которым люди начинают практиковать БДСМ, включают неразрешенные детские конфликты, неудачи в развитии и ранний травматический опыт. Зигмунд Фрейд охарактеризовал сексуальных мазохистов как детей, ранее подвергавшихся насилию и пытающихся восстановить утраченный контроль над травмирующей ситуацией, воспроизводя события либо в роли жертвы, либо в роли насильника. Современные исследования показывают, что сексуальный садизм и мазохизм связаны с посттравматическим стрессовым расстройством и связанными с ним симптомами, такими как диссоциация, а также с расстройствами эмоций, такими как депрессия и тревожные расстройства.

Образ героини - Ли Холлоуэй вполне соответствует личностному профилю адепта БДСМ.            Она – «проблемная» молодая женщина из неблагополучной семьи с пьющим отцом и властной матерью. У ее парня также немало психических проблем. Ли только что вышла из психиатрической клиники, где проходила лечение по поводу самоповреждающего поведения (порезы и ожоги). Пытаясь создать себе нормальную жизнь, она учится печатать и встречается с парнем по имени Питер (хотя построить нормальные отношения с ним ей так и не удается). Так как единственное, что она умеет – это печатать, она устраивается на работу адвокату Эдварду Грею…

Хотя лечение принесло определенную пользу, Ли не смогла преодолеть самоповреждение, так как она продолжает использовать его для облегчения психического напряжения. Вскоре мистер Грей замечает у своей новой секретарши признаки членовредительства и видит в ней родственную страдающую душу. Эдвард описывает себя как «застенчивый» - вероятно, потому, что он понимает, что всякий раз, когда он показывает людям те части себя, которые он не может изменить, они, в конечном итоге, бегут от него, оставляя его в одиночестве. Не случайно в фильме показана бывшая секретарша, выходящая из офиса в слезах, когда Ли идет на собеседование. (Примечательно, что вывеска о найме – неоновая, которую можно включать и выключать, так как никто долго у мистера Грея не задерживается). Хотя мистер Грей внутренне смирился с тем, что останется одиноким на всю жизнь, это осознание приносит ему значительные страдания. Однако, его сексуально возбуждает покорное поведение новой секретарши, и их отношения выходят не только за рамки профессиональных, но и раздвигают границы сексуальной нормы: они вступают в БДСМ-отношения. При этом, и сама Ли, и мистер Грей пытаются борются со своими отклоняющимися от обычной нормы желаниями, но не могут отказаться от своих побуждений. Хотя их девиации оставались таковыми лишь до тех пор, пока партнеры не принимали их такими, каковыми они являлись на самом деле. Их побуждения нездоровы лишь до тех пор, пока на них не ответят взаимностью. Совпадение сексуального диапазона и профиля приемлемости составляет одну из основных идей фильма, как механизма, превращающего парафилию в индивидуальную норму для двоих.

Через, казалось бы, неприемлемое для большей части общества сексуального поведения, Эвард и Ли учатся принимать себя такими, какими они являются на самом деле. В некотором роде у них складывается удачный «терапевтический альянс». Ли учиться перерабатывать свои травмы, приняв свою эротически заряженную мазохистическую сущность. Она с радостью специально совершает ошибки, чтобы быть «наказанной»: подчиняться жестокому воспитанию, подвергаться унижающему гневу или унизительной порке. Ли становится аутентичной себе, Эго-синтоничной. Она может быть рабыней, она может позволить Эдварду контролировать все стороны ее жизни, но она явно не безвольная и слабая женщина. Она знает, чего хочет. Она умеет манипулировать Эдвардом. Она знает, как получить то, к чему она сознательно стремиться. И ей не стыдно в этом признаться друзьям и семье. Чувственная личность Ли позволила превратить отношения из нестандартных офисных утех в настоящую романтику. Благодаря ей мистер Грей так же преображается к концу истории, также, как и сама Ли.

Пока же Мистер Грей же испытывает существенные трудности с принятием своих собственных доминирующих наклонностей, страдая от ненависти к себе, чувств вины и стыда. Он пытается прекратить отношения подчинения / доминировании, но Ли убеждает его в «нормальности» таких отношений, демонстрируя свою полную покорность, которая ей явно нравится. Однако, испытывая отвращение к себе и своим сексуальным желаниям, Эдвард увольняет Ли и она соглашается выйти замуж за своего парня Питера, отношения с которым не прерывались. Но когда она примеряет свое свадебное платье, она бросает все и бежит в офис Эдварда, признаваясь в любви к нему. Пройдя через последнее дисциплинарное испытание, Ли обретает Эдварда, который уносит ее в свадебном платье в счастливое будущее семейных БДСМ отношений, подчеркивая основную идею ленты: есть люди, которые сознательно и свободно выбирают такую ​​жизнь и могут жить вместе долго и счастливо, занимаясь сексом. Финал фильма по-голливудски романтичен: героиню в свадебном платье несут через дверной проем, затем возлюбленный моет ей волосы в гламурной ванне и они предаются нежному романтическому сексу. Затем они начинают свою относительно нормальную и счастливую совместную жизнь!

Реальный финал истории, рассказанный в книге, совершенно иной.   Героиня (Дэбби), полностью сексуально порабощена своим боссом. Она как бы увлечена им - это заставляет ее яростно мастурбировать в одиночестве и еще больше ненавидеть себя. В конце концов, она увольняется и возвращается к прежней жизни, только еще в более растерзанных чувствах. В конце рассказа ей звонит репортер, который имеет некоторое представление о том, что адвокат делал с ней и предыдущими сотрудницами. Заключительная нота рассказа противоположна той, о которой говорится в фильме: это уход от себя в пустоту, диссоциация, в противоположность принятию и празднованию своих тайных желаний и высшей самости, воспетой в киноленте:

«Почему-то я вспомнила то время, несколько лет назад, когда мама отвела меня к психиатру. Один из наиболее понятных вопросов, которые он мне задал, был: «Дебби, у вас когда-нибудь возникало ощущение, что вы находитесь вне себя, как будто вы действительно можете наблюдать за собой из другого места?» В то время я не знала о чем идет речь, но теперь – это уже было мне знакомо. И это было совсем не такое уж и плохое ощущение».

К сожалению, это более достоверный финал истории.

Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью. 

Андрей Демкин


Печать   E-mail

Статьи по теме: