Структурированное интервью для выявления признаков НПН

Структурированное интервью для выявления признаков НПН

Психодиагностика

Одним из методов выявления признаков нервно-психической неустойчивости, наряду с анализом документов и личной истории обследуемого, сбора информации от окружения, наблюдения за обследуемым и проведения психодиагностических обследований является индивидуальная беседа. Диагностическая ценность беседы значительно повышается, если она проводится в стиле структурированного интервью, когда психолог ведет опрос по заранее подготовленному плану, отмечая критические зоны, которые выявляются в ходе разговора, физиологические реакции, жесты, мимику, характер движений. Все выявленные диагностически важные моменты отображаются в план-схеме беседы. 

Правила проведения структурированного интервью

Для повышения информативности беседы необходимо соблюдать определенные правила: 

  • Интервью проводится без посторонних лиц, в отдельном помещении, чтобы обследуемый был уверен, что его никто не слышит, кроме психолога. 
  • Психолог должен уверить, что фактическое содержание ответов не будет доступно третьим сторонам, а результаты собеседования будут использованы в интересах обследуемого, чтобы, при необходимости, предложить ему помощь и поддержку. 
  • Интервью не обязательно проводить строго по списку вопросов. Лучше предоставить беседе течь так, чтобы обследуемый излагал как можно больше интересующей информации о себе, лишь направляя его, и возвращаясь к темам, которые не были им раскрыты. 
  • Если обследуемый избегает затрагивать определенные темы, можно перефразировать вопросы, чтобы затронуть тему косвенно. 

Около каждого вопроса можно делать отметку в соответствующей графе, отражающей: 

  • пауза перед ответом (норма, быстрее, медленнее).
  • двигательная реакция (нет, приближение, удаление). 
  • эмоциональная реакция (нет, негативная, позитивная)
  • мимика (нет, негативная, позитивная)
  • вегетативная реакция (да, нет)
  • избегание прямого ответа (да, нет).  

Особенно эффективно можно анализировать результаты реакций на вопросы интервью по видеозаписи, о ведении которой в обычных условиях необходимо предупредить обследуемого. 

Также можно учитывать следующие реакции:

  • Явная неискренность в ответах.
  • Наличие вегетативных реакций (побледнение, покраснение, повышенная  потливость).
  • Заикание, раздражительность, нерешительность. 
  • Театральность и демонстративность поведения.
  • Оживление дистанторальных рефлексов, в частности, хоботкового рефлекса (губы  вытянуты вперед трубочкой).
  • Выраженная пантомимика (жестикуляция).
  • Выраженный тремор (рук, ног, век).
  • Заметные изменения  фонации и артикуляции речи, неадекватная интонация.
  • Суетливость,  несдержанность,  вопросы  и ответы чрезмерно эмоционально окрашены.
  • Неадекватные эмоциональные реакции.
  • Задержка с началом ответа.
  • После следующего вопроса продолжает отвечать на предшествующий.
  • Скудость мимических реакций.
  • Заметная скованность движений.

План- схема структурированного собеседования для выявления признаков нервно-психической неустойчивости

I. Семья: 

1 Воспитание не в родной семье
2 Смерть мамы или папы, брата, сестры
3 Уход одного из родителей из семьи
4 Родители или другие члены семьи лечились или лечатся у психиатра
5 Родители или члены семьи имели или имеют проблемы с законом (кроме дорожных штрафов)
6 Родители вызывают негативную или безразличную эмоциональную реакцию
7 В семье были напряженные отношения, обман, агрессия, насилие
8 Родители чрезмерно контролировали, были неадекватно строги
9 Родители потокали всем прихотям 
10 Родители были безразличны, мало интересовались проблемами ребенка 
11 Хотелось уйти из дома или удавалось уходить из дома
12 Отец или мать любили выпить, покурить
13 Кто-то из родителей лечился от алкоголизма
14 Жить пришлось в плохих жилищных условиях, тесноте, без удобств

II. Школа

15 В школе учеба давалась тяжело
16 В школе были проблемы с поведением
17 Предпочитал быть один, боялся выступать пред классом.

III. ВУЗ, работа 
18 Никто вокруг не понимает, люди другого сорта
19 Опоздания, прогулы
20 Значительные и частые конфликты с окружением
21 Трудности с обучением, работой, быстрая утомляемость, чувство лени

IV. Зависимости 
22 Помогает расслабиться только алкоголь
23 Имеются диагностические признаки алкоголизма
24 Рано попробовал алкоголь
25 Раннее начало курения
26 Разбирается в наркотиках. Знает, какие из них "безопасные"

V. Конфликтность
27 Частые конфликты и ругань.  
28 Повышенная раздражительность и вспыльчивость
29 Вербальная и физическая агрессия
30 Частые перепады и снижения настроения

VI. Интересы
31 Эгоизм, нарциссизм, демонстративность
32 Главное - радовать себя, больше отдыхать.
33 Пренебрежение интересами других, нормами и правилами
34 Наличие сверхценных идей
35 Нет четких целей и планов жизни. 
36 Отрицательное отношение к требованиям среды и общества.

VII. Коммуникативные характеристики
37 Замкнутость во внутреннем мире, избегание общества
38 Стеснительность, робость, застенчивость
39 Навязчивая потребность в общении, страх одиночества
40 Трудности в общении с людьми из-за разного уровня развития
41 Постоянное желание быть в центре внимания
42 Недоверие , подозрительность и мнительность по отношению к окружающим
43 Обидчивость и мстительность
44 Трудности уживания в новом коллективе.

VIII. Здоровье
45 Чрезмерно заботится о здоровье, много жалуется
46 Перенес тяжелые травмы, в т.ч. ЗЧМТ с потерей сознания
47 Легко устает 
48 Трудности засыпания, пробуждения ночью, кошмары
49 С утра вялость и отсутствие восстановления сил
50 Постоянно хочется спать
51 Нетерпеливость и бесцельная суетливость
52 Избегание стрессовых ситуаций, избыточной нагрузки
53 Частые головные боли
54 Частые головокружения
55 Падения в обморок, потери сознания.
56 Частые судороги, онемения конечностей
57 Перенесенные инфекции ЦНС
58 Чаще бывает плохое настроение
59 Чаще бывает приподнятое настроение, повышенная активность
60 Беспричинные перепады настроения
61 Плаксивость
62 Бывает ощущается "комок" в горле
63 Трудно сосредоточиться
64 Трудно вспомнить нужную информацию
65 Наличие навязчивых действий, необходимость соблюдать ритуалы
66 Наличие страхов
67 Частая перепроверка своих действий
68 Хождение во сне
69 Ночное или дневное недержание мочи

IX. Половая жизнь
70 Раннее начало половых сношений
71 Беспорядочные и многочисленные половые связи
72 Повышенный интерес к сексу
73 Чрезмерная фиксация внимания на вопросе о верности
74 Знакомство с извращениями

X. Образование
75 Отсутствие элементарных знаний
76 Непонимание сущности явлений
77 Малый запас слов
78 Примитивность суждений
79 Очень низкая успеваемость в школе

XI. Отношение к обследованию
80 Развязанное поведение
81 Враждебное отношение
82 Замкнутость
83 Нерешительность, робость
84 Угнетенность 
85 Нетерпеливость, суетливость
86 Заикание
87 Тик, дрожание, судорожное подергивание мышц
88 Недостатки артикуляции (косноязычие, шепелявость)
89 Неловкость, угловатость движений

При обработке результатов подсчитывается общее количество положительных отметок: 

  • если общая сумма положительных отметок превышает 45 ед. - обследуемый имеет вероятные признаки НПН и требует дополнительного обследования.
  • если общая сумма признаков нервно-психической
    неустойчивости превышает 60 ед. - обследуемый имеет явные признаки нервно-психической неустойчивости
  • если общая сумма превышает 75 ед., обследуемого необходимо направить на консультацию к психиатру.

Андрей Демкин

author 10

Статьи по теме: