Профайлинг поведения пассажиров как способ выявления потенциальных преступников и террористов.
Поведенческий профайлинг - это система оперативного выявления потенциально опасных лиц (преступников, контрабандистов, наркокурьеров, террористов, психически неустойчивых лиц) в потоках пассажиров, посетителей или просто в толпе. В 160 аэропортах США оперативным профайлингом пассажиропотока занимается около 3000 BDO - Behavior Detection Officers - специалистов службы безопасности Транспортной администрации США по поведенческому профайлингу пассажиров. Поведенческий профайлинг пассажиров направлен на выявление психофизиологических и поведенческих внешних признаков стресса, обмана, страха, преступных мотивов и намерений. Специалисты по профайлингу оценивают "язык тела" в виде непроизвольно моторики и движений, рисунок передвижений, взаимодействие с другими пассажирами и служащими аэропорта, полицией и службой безопасности, оценивают "микроэмоции" по Полу Экману при контрольном опросе. Каждая поведенческая, моторная, эмоциональная и словесная реакция пассажира оценивается профайлеров по специальной шкале в баллах.
Основной системой оперативного профайлинга пассажиров в аэропортах США является система поведенческого анализа пассажиров SPOT - Screening of Passengers by Observation Techniques (акроним переводится на русский язык как "определять, выявлять"), которая была внедрена службой безопасности Транспортной администрации США в 2006 году. Существуют и другие дополняющие программы поведенческой оценки потенциальных преступников: BASS (Behavior Assessment Screening System), BPRP (Behavioral Pattern Recognition Programm), BASC-2 (Behavioral and Emotional Screening System), TARR (Terrorist Activity Recognition and Reaction) и другие.
Например, в рамках программы BPRP (Behavioral Pattern Recognition Programm) подозрительными лицами в транзитных зонах аэропорта считаются лица, проявляющие следующие поведенческие признаки:
Профайлинг потенциальных подготовительных действий для террористической атаки или преступной деятельности:
- Фото-видеосъемка ключевых элементов конструкций, сооружений, инженерной инфраструктуры.
- Зарисовка планов, составление описей, графиков, заметок.
- Работа в группе.
- Интерес и вопросы относительно системы безопасности, особенностей работы сотрудников аэропорта.
- Неиспользование транзитной инфраструктуры аэропорта (человек сосредоточен не на перелете, а на других вопросах).
- Исследование пределов досягаемости, границ охраняемых зон и зон ограниченного доступа.
- Повторное посещение одних и тех же мест, рассматривание одних и тех же элементов конструкции, инфраструктуры.
- Избегание визуального контакта с сотрудниками, полицией и службой безопасности.
- Попытки скрыться при обнаружении повышенного интереса к себе.
- Ненадежная легенда прикрытия для объяснения своих действий.
Поскольку преступники и террористы чаще всего обладают точно такими же психофизиологическими характеристиками, как и большинство людей (хотя бывают и исключения - например, профессиональные террористы, прошедшие специальную подготовку), то в процессе подготовки теракта или преступления они будут испытывать психологический стресс, который проявится в нервозном поведении:
Профайлинг повышенного нервно-эмоционального напряжения:
- Дрожь, напряжение мышц, игра желваками.
- Повышенная потливость, не соответствующая климату.
- Постоянное оглядывание, осматривание окружения.
- Частое поглядывание на часы или экран гаджета.
- Удаление от сотрудников в униформе.
- Потирание ладоней.
- Суетливость.
- Частое прикосновение рукой к лицу или волосам.
- Частое и наигранное зевание.
- Наигранный смех, громкая речь.
- Широко раскрытые глаза.
- Покусывание ногтей.
Профайлинг готовности к совершению преступления или террористического акта
Признаками преступника или террориста, готового к исполнению своего замысла являются:
- Одежда не по сезону, не по размеру, не в стиле облика человека. Выпирающие части одежды.
- Рука, постоянно находящаяся в кармане или в сумке.
- Очень частое поглядывание на часы или экран гаджета.
- Похлопывание себя по одежде, ощупывание одежды.
- Скованная застывшая поза. Движения "как у робота", "как у солдата в строю".
- Остекленевший неподвижный взгляд. Расширенные или сильно суженные зрачки.
- Замедленные или неадекватные реакции.
- Признаки недавнего изменения внешности: нет загара под сбритыми усами, бородой.
При обнаружении подозрительных лиц офицеры службы безопасности вступают с таким лицом в диалог, весьма дружелюбно, стараясь не вызвать изменения эмоционального статуса подозреваемого. Например, при отработке подозреваемого, одетого в теплую зимнюю куртку в теплую погоду задается нейтральный вопрос: "Отличная куртка. Где вам удалось её купить?". Все вопросы при первичном контакте с подозреваемым должны быть открытыми - то есть, исключающие односложные ответы "да" или "нет" и исключающие подсказки в тексте вопроса:
- Как ваши дела? - Над чем вы работаете? - Куда вы летите? - О чем вы задумались? - Чем я могу вам помочь? - Что вы ищите?
При оценке ответов на вопросы, прежде всего, оценивается индикаторы обмана, ухода от вопросов, оправдания, свидетельствующие о скрытых намерениях.
Некоторые признаки обмана или уклонения при профайлинге:
- Голос "прыгает", становится выше, громче или тише, глуше. (см. речевые признаки лжи)
- Человек кашляет, прокашливается, хрипит.
- Человек прикрывает рот рукой, дотрагивается до лица, поднимает плечи, кивает или вращает головой.
- Человек покрывается потом, изменяется окраска кожных покровов.
- Сглатывание - кадык заметно двигается.
- Человек начинает чаще моргать или раскрывает шире глаза.
- Жесты руками не соответствуют ответам.
- Человек отвечает быстрее, медленнее или подробнее, чем обычно.
- Задержка с ответом на вопрос, переспрашивание вопроса, ответ текстом вопроса, ответ заученным текстом.
- Человек оглядывается по сторонам, словно ища поддержки.
В системе профайлинга подозрительных пассажиров SPOT все психофизиологические признаки стресса, обмана, страха, преступных намерений проранжированы и оцениваются с учетов "весовых вкладов" в общую копилку потенциальной опасности. Общая идеология предупреждающего профайлинга потенциальных террористов подчиняется основному базовому правилу: Террористом может оказаться любой человек, вне зависимости от его облика, возраста, рода занятий, уровня образования, расы и веры.
Шкала оценки потенциальной опасности пассажиров SPOT
Поведенческие признаки для профайлинга пассажира в состояния стресса
- Пассажир прибыл с опозданием.
- Пассажир избегает визуального контакта с сотрудниками службы безопасности и полицейскими.
- Пассажир стал чаще или нарочито зевать по мере приближения к досмотру.
- Пассажир ерзает, избыточно подвижен, беспокойно осматривается, часто смотрит на часы, достает и убирает телефон или планшет, шаркает обувью, постукивает ногой и т.п.
- Пассажир избыточно потеет, что не соответствует климатическим условиям.
- По разнице пигментации и состояния кожи на лице заметно, что недавно пассажир сбрил усы и / или бороду.
- Пассажир бледнеет или краснеет при прохождении контроля.
- Пассажир стал чаще моргать при приближении к контролю, при прохождении контроля, при обращении к нему, при приближении сотрудника службы безопасности или офицера полиции.
- Пассажир стал учащенно дышать или вздыхать при приближении к контролю, при прохождении контроля, при обращении к нему, при приближении сотрудника службы безопасности или офицера полиции.
- Адамово яблоко (кадык) пассажира стал заметно двигаться при приближении к контролю, при прохождении контроля, при обращении к нему, при приближении сотрудника службы безопасности или офицера полиции.
- На шее или висках пассажира видны набухшие сосуды или заметна пульсация сосудов (на шее).
- Пассажир несколько раз подряд прикасается рукой к своему лицу, шее.
- Пассажир потирает руки, заламывает пальцы, делает руками неестественные или резкие движения.
- От пассажира ощутим сильный запах любого рода.
- У пассажира явно влажные руки.
- Пассажир дрожит или его время от времени передергивает.
- Пассажир посвистывает, напевает мелодию или что-то шепчет при приближении к досмотру.
- Пассажир время от времени закрывает глаза, гримасничает.
Поведенческие признаки для профайлинга потенциального террориста
- Багаж оказывается тяжелее, чем выглядит, либо не соответствует облику пассажира.
- Имеются выпуклости, выпирания на одежде пассажира.
- Пассажир одет в неуместную для места, климата и ситуации одежду.
- Поведение пассажира не соответствует его внешнему виду, возрасту, одежде, багажу.
- Багаж пассажира перехвачен ремнями, стропами, веревками, скотчем, либо рука пассажира находится внутри сумки.
- Пассажир смотрит в одну точку «стеклянным» взглядом.
- Глаза пассажира широко раскрыты. Зрачки широкие или сужены.
- Пассажир постоянно посматривает на других пассажиров или своих спутников.
- Пассажир «сканирует» глазами пространство вокруг, постоянно поглядывает на сотрудников службы безопасности и полицейских.
- Пассажир большинство времени находится в «застывшей» позе, движения его минимальны, а руки свободно свисают по бокам, как у солдата в строю.
- Пассажир демонстрирует чрезмерный интерес к работе служб безопасности.
- Пассажир демонстрирует неуместное высокомерие и вербально выражает недовольство процедурами досмотра.
- Пассажир проявляет преувеличенные, неестественные или неуместные эмоции: плач, смех, «щебечет» со спутниками или пассажирами.
- Пассажир повторно и без необходимости поправляет одежду, смахивает пылинки, поправляет прическу, приглаживает волосы.
- Пассажир испытывает колебания и проявляет нерешительность при проходе на досмотр.
Проблемное и подозрительное поведение.
- Пассажир смущен или дезориентирован.
- Признаки изменения внешности (парик, грим, накладные усы, цветные линзы), одежда не по размеру.
- Пассажир задает вопросы, касающиеся работы служб безопасности.
- Пассажир не выполняет указания сотрудников служб безопасности.
- Пассажир пытается подавать кому-то знаки руками, жестами, глазами. Передает кому-то предметы.
- Пассажир ощупывает одежду или похлопывает по одежде (если это несвязанно с поиском металлических предметов при проходе через рамку металлоискателя).
- Наличие предметов необычных для пассажира: расписания, технические схемы, несколько мобильных телефонов или телефонных карт, GPS навигаторы (не в телефоне или планшете), рации, справочники по устройству и пилотированию самолетов, по взрывчатым веществам, оружию, военному делу, боевым искусствам, жидкости и гели в объеме > 100 мл, Шнуры, провода, батарейки, выключатели, электронные компоненты, фотографии и схемы заметных ориентиров на земной поверхности, крупные суммы денег, оружие, части детали оружия или предметы, похожие на оружие, взрывчатые или опасные вещества, порошки, гранулы, сырые, необработанные материалы и другие субстанции, предметы непонятного назначения, необычный вид обычных предметов.
- Попытки передать что-то кому-то пред прохождением досмотра.
- Подозрительные реакции при собеседовании.
- Заметные движения Адамова яблока (кадыка) - сглатывание.
- Непонимание задаваемых вопросов.
- Ответы на вопросы с задержкой, паузы между словами и фразами.
- Изменение тона, громкости голоса, прокашливание, подбор слов, слишком медленная или быстрая речь, неразборчивая речь, шепот, облизывание губ.
- Прикрытие рта рукой во время разговора, прикосновения пальцами к носу, глазам, ушам. Поднятие плеча (плеч) или передергивание плечами.
- Отстраненность от ситуации, словно «витает в облаках», «задумался», «не здесь».
- Отвечая на вопросы, не знает или с трудом вспоминает важнейшие факты о себе, целее поездки, предыдущих поездках, о своей семье и профессии. Не отвечает на прямые простые вопросы.
- Отвечая на вопросы, опускает важную информацию.
- Пассажир отвечает на вопросы уклончиво и расплывчато.
- Пассажир, отвечая на вопросы, пытается «заговорить зубы», «заболтать», уйти в сторону, отшутиться, отвечает вопросом на вопрос.
- Пассажир часто или преувеличенно зевает.
- Пассажир отпускает много замечаний или жалоб при досмотре.
- Пассажир избыточно потеет, что не соответствует климатической обстановке и одежде.
- Пассажир часто прокашливается, «кряхтит», сплевывает, сморкается, цикает.
- Пассажир бледнеет или краснеет.
- Пассажир чаще моргает глазами.
- Пассажир при ответах отводит глаза, смотрит прямо в глаза или опускает взгляд.
- При ответах жестикуляция пассажира, его поза не соответствует содержанию ответов (еле заметное кивание головой при отрицательных ответах, покачивание головой при положительных и т.п.).
- Дыхание пассажира стало чаще, он «вздыхает» при ответах.
- Пассажир не отвечает о цели поездки и о ее деталях.
- Пассажир инстинктивно отодвигается от офицера, посматривает в сторону прохода на посадку, подается к проходу телом.
- Пассажир избегает или минимизирует визуальный контакт с офицером.
- Пассажир отвечает на вопросы, чрезмерно углубляясь в детали, что свидетельствует о «заученности» информации.
- Пассажир отвечает на вопросы явно отрепетированными ответами. Темп, звучание, ясность речи при таких ответах отличается от общего речевого фона пассажира.
- Пассажир отвечает на вопросы одними теми же формулировками, что свидетельствует о «заученности» информации.
- Пассажир переспрашивает, просит повторить вопрос, повторяет вопрос вместо ответа.
- Пассажир оглядывается, осматривается, задерживает взгляд на офицерах службы безопасности, полицейских, камерах видеонаблюдения, оружии.
- Отмечается дрожь в голосе или теле (пассажира «потряхивает», «поколачивает»).
- Пассажир сжимает челюсти, «играет» желваками, напрягает мышцы рук, сжимает пальцы.
- Пассажир плохо знает, что указано в его паспорте и билете.
- Пассажир посвистывает, напевает мелодию, повторяет одну и ту же фразу или шутку, выбивает ритм пальцами или ногой, преувеличенно жует жевательную резинку.
Скачайте полный вариант Шкалы оценки подозрительного поведения пассажира (документ PDF).
В 2013 году Счетная палата Правительства США обнародовала доклад, что не было обнаружено статистических доказательств эффективности профайлинга в рамках системы SPOT на транспорте, так как с помощью поведенческого анализа удалось выявлять почти исключительно наркокурьеров, но никого из террористов. Тем не менее, Правительство США тратит большие деньги на разработку, внедрения и усовершенствование автоматических визуальных систем поведенческого профайлинга людей в толпе посетителей, прохожих или потоке пассажиров. Подобные компьютерные системы автоматического визуального профайлинга учитывает жестикуляцию, мимику, характер движений и рисунок передвижений, движение век и глаз, температуру кожных покровов. Анализируя совокупность вышеуказанных данных автоматизированные визуальные системы анализа поведения людей отмечают пассажиров, посетителей и прохожих, особенности моторики, мимики и физиологических показателей которых свидетельствуют о состоянии стресса, эмоциях агрессии или страха, либо сильно выраженных других эмоциональных реакциях. Далее с выявленными подозрительными людьми занимаются офицеры службы безопасности. Подобные приложения автоматического профайлинга разрабатываются и внедряются для использования в крупных торговых центрах, магазина, общественных местах для выявления воров, грабителей, террористов и других потенциально опасных лиц.
Андрей Демкин