Какой психолог - хороший?

Какой психолог - хороший?

Психотерапия

Как найти хорошего психолога?

В сети содержится немало рекомендаций для клиентов психологов и пациентов психотерапевтов на тему «как определить хорошего психолога»? К сожалению, большинство рекомендаций сводится к формальной стороне оценки образования и уровня подготовки специалиста, оказывающего психологическую помощь (проводящего психологическое консультирование).

В качестве критериев приводится наличие у специалиста психологического образования и подготовки в области психологического консультирования, либо наличия медицинского образования со специализациями в области психиатрии и психотерапии, наличие реального опыта работы, прохождение супервизий (психолог регулярно сам должен консультироваться у более опытного психолога), регулярное повышение квалификации, проведение научной работы, наличие публикаций или ведение собственного блога.

Также в качестве достоинств нередко упомянают избегание квалифицированным психологом ряда ошибочных и неэтичных действий, которых психолог консультант не должен демонстрировать во время психологического консультирования, таких как:

  • работа без запроса или не в соответствии с запросом клиента,
  • отсутствие или расплывчатость оговоренного в начале работы контракта (договора),
  • отсутствие эмпатии и контакта,
  • неумение слушать,
  • авторитарное и высокомерное отношение,
  • нарушения этических принципов,
  • оценивание клиента,
  • нарушение личных границ,
  • дача советов,
  • игнорирование проблем клиента,
  • разговор на языке, непонятном клиенту,
  • проецирование своих собственных проблем на клиента,
  • представление вместо своей истинной личности «фасада» для клиентов и т.п.

Приведенные примеры, безусловно, являются важными критерии базовой линии, чтобы клиент смог отличить специалиста от неспециалиста, но не более того. Формальная сторона вовсе не гарантирует эффективности оказываемой специалистом психологической помощи.

Как же клиенту определить шансы на действительно эффективное взаимодействие с психологом-консультантом, при условии, что последний действительно является профессионалом и не совершает грубых ошибок в терапии?

Эффективность оказываемой психологической помощи напрямую зависит от личности психолога – консультанта или психотерапевта, так как основным «рабочим инструментом» терапевтических вмешательств является собственно личность психолога. Проблеме выявления личностных и профессиональных особенностей, отличающих эффективных терапевтов от менее эффективных, было посвящено значительное количество исследований. Однако впервые исследовать вопросы профессионально-важных качеств психологов и психотерапевтов с позиций доказательной медицины начала группа из 32 специалистов возглавляемая доктором философии из Университета Висконсин-Мэдисон Брюсом Вамполдом, профессором психологии Университета штата Пенсильвания Луисом Кастонгуэем, профессором психологии Мэрилендского университета Кларой Хилл. В течение многих лет группа проводит исследования, стремясь определить характеристики специалистов, обуславливающие успешность оказания различных форм психологической помощи, включая психотерапию. Группа провела анализ более чем 100 исследований, которые были опубликованы прежде и проводит собственные исследования, стремясь установить, что терапевты делают, думают и чувствуют, когда они проводят эффективные сеансы и сессии, чтобы точно определить факторы, которые помогают или мешают эффективной психологической помощи.

Исследования показали, что наиболее эффективные психологи и психотерапевты обладают сложным набором навыков межличностного общения, включая беглость речи, теплоту, принятие, сочувствие и способность определять, что чувствует пациент. Успешные терапевты могут формировать прочные терапевтические союзы с клиентами, и способны побудить их принять помощь и начать работать с ними в альянсе. Эффективный терапевт отслеживает динамику и прогресс состояния клиента или пациента с помощью регулярных самоотчетов клиента. И они принимают меры для решения проблем, которые этому препятствуют.

Критерии эффективного психолога или психотерапевта Американской психологической ассоциации (Novotney A.,2013)

Признаки хорошего психолога

1. Обладание сложным набором навыков межличностного общения. Эффективные психотерапевты умеют хорошо выражать свои мысли. Они хорошо понимают, что думают и чувствуют другие люди. В отношениях со своими клиентами они проявляют теплоту и принятие, сочувствие и внимание к другим, а не к себе.

Как клиенту определить данную черту у психолога: Когда клиент говорит о том, что переживает, он видит, что терапевту действительно интересно узнать, как клиент себя чувствует? Эффективный психолог может общаться с клиентом на понятном для него языке, и говорит о клиенте, а не о себе.

2. Способность помочь клиенту почувствовать, что психологу можно доверять. Люди определяют, могут ли они доверять кому-то в течение 50 миллисекунд после контакта с человеком. Клиенты эффективных терапевтов верят, что их альянс будет эффективным, потому что психолог вербально и невербально дает понять, что он или она - это тот, кому клиент может доверять.

Как клиенту определить данную черту у психолога: что внутренние ощущения говорят клиенту, когда он или она впервые встречается с психологом? Тот ли это человек, который позволяет почувствовать, что между клиентом и терапевтом могут сложиться хорошие рабочие отношения, и что вера в психолога будет оправдана?

3. Готовность составить с клиентом терапевтический альянс. Один из самых надежных предикторов хорошего терапевтического результата - это ощущение, что клиенты находятся в партнерстве со своими терапевтами. Это состояние описывается как терапевтический альянс. Эффективные терапевты могут создавать такие альянсы с различными типами клиентов.

Как клиенту определить данную черту у психолога: Есть ли у клиента ощущение, что психолог искренне заинтересован в том, чтобы помочь, поставив цели для достижения, с которыми согласны обе стороны? Хотя психолог, очевидно, является экспертом в своей области, чувствует ли клиент, что он заботится в первую очередь о целях клиента и готов работать, чтобы придти к ним, не навязывая то, что кажется клиенту чуждым?

4. Способность дать объяснение симптомам и проблемам клиента и адаптировать это объяснение по мере изменения обстоятельств. Клиенты хотят знать, почему они испытывают свои симптомы и проблемы, даже если они не впервые обращаются за психологической помощью. Эффективные психологи предоставляют объяснения, которые клиенты могут понять, но они также готовы менять интерпретацию в зависимости от того, как развивается динамика терапевтического процесса.

Как клиенту определить данную черту у психолога: Понимает ли клиент, что психолог говорит о возможных причинах возникновения симптомов и проблем? Объяснение не обязательно должно быть (и, вероятно, не должно быть) «научным»; это должно быть объяснение, основанное на собственном понимании клиента того, кто кем он является и почему переживает. Клиент должен чувствовать, что психолог готов проявить гибкость, если обстоятельства изменятся или новая информация о симптомах станет очевидной в ходе терапии.

5. Обязательство разработать последовательный и приемлемый план психологической помощи. Эффективные психологи проводят психодиагностику на самом раннем этапе консультаций. После проведения психодиагностики психологи должны разработать план оказания психологической помощи и обсудить его с клиентами.

Как клиенту определить данную черту у психолога: делится ли психолог с клиентом своими мыслями относительно того, какой тип психологической помощи лучше использовать и в чем конкретно он будет состоять? Клиент не должны сомневаться в том, что происходит во время сессий и почему. Если клиент не знает, каков план вмешательства, он рискует не выполнять рекомендации психолога, потому что не будет знать, почему именно они важны.

6. Уверенность в позитивном ходе терапевтического прогресса. Хороший психолог удерживает клиентов в терапии, внушая клиентам чувство, что вмешательство будет эффективным. Эти терапевты позволяют своим клиентам чувствовать себя в безопасности, зная, что терапевты знают, что они делают и почему.

Как клиенту определить данную черту у психолога: если клиент чувствует, что психолог контролирует не его самого, а только курс терапии, то у клиента будет больше шансов добиться прогресса. Неуверенность в том, знают ли психолог, что он делает, может подорвать курс лечения. Очевидно, что если клиента что-то не устраивает в том, как проходит терапия, он должен иметь возможность обсудить этот вопрос. Однако хороший психолог заставляет клиента чувствовать, что процесс идет в нужном направлении и так, как надо для клиента.

7. Внимание к прогрессу в курсе терапии и донесение этого интереса до клиента. Хорошие психологи заинтересованы в том, чтобы узнать, как их клиенты реагируют на лечение. Они показывают, что хотят, чтобы их клиенты показывали прогресс в улучшении своего состояния и решении актуальных проблем.

Как клиенту определить данную черту у психолога: хороший психолог регулярно просит клиента об обратной связи о курсе терапии, который он проходит. Это не означает, что клиенту нужно демонстрировать прогресс на каждом сеансе, но это означает, что психолог проявляет заботу о клиенте, связываясь с ним, чтобы увидеть все ли получается и работает или нет.

8. Гибкость в адаптации терапии к особенностям конкретного клиента. Хороший психолог не следует строгим схемам лечения, как в подходе «один метод подходит всем». Исследования в области психотерапии убедительно показали на большом количестве наблюдений, что не существует видов вмешательств, убедительно превосходящих все другие по своей эффективности. Поэтому психолог должен быть готов адаптировать методы, которыми он владеет, к конкретным потребностям клиента, используя интегральный подход к терапии.

Как клиенту определить данную черту у психолога: если клиент чувствует, что психолог следует набору правил и шаблонов в терапии, что не подходит для решения конкретных актуальных проблем, ему важно выразить эти чувства и донести их до специалиста. Клиенту следует быть конкретным в выражении того, что ему подходит, а что нет. В некоторых случаях дискомфорт может быть связан с фазой лечения, на которой клиент находится, а не с используемыми методическими подходами. В любом случае психолог должен услышать клиента и обсудить с ним ситуацию.

9. Вдохновение надежды и оптимизма относительно шансов на улучшение. Надежда - отличный мотиватор к прогрессу в терапии. Чувство, что что-то сработает и поможет, часто является важной составляющей успешного лечения. Тем не менее, хороший психолог не является нереалистичным в своих ожиданиях. Эффективные терапевты знают, как найти баланс между реализмом и надеждой.

Как клиенту определить данную черту у психолога: хороший психолог вдохновит клиента мыслью, что ему станет лучше. Однако из своего прошлого опыта, возможно, из опыта общения с предыдущими психологами, клиент можете знать, что симптомы и проблемы могут вернуться снова. Тем не менее, лучше подходить к терапии с оптимизмом, чем с пессимизмом, и если психолог вдохновляет на надежду, клиент получит больше пользы от вмешательств.

10. Чуткость к культурной среде клиента. Принципы доказательной практики, одобренные Американской психологической ассоциацией, рекомендуют психологам адаптировать вмешательства к культурным ценностям своего клиента. Это включает проявление уважения к происхождению и осознание специфики отношения в культуре клиента к семейным отношениям, религиозным обрядам и надлежащему поведению.

Как клиенту определить данную черту у психолога: само собой разумеется, что эффективный психолог не делает оскорбительных замечаний о поле, расе, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, религии или культурном происхождении клиента. Однако психологи могут не знать конкретных запретов или традиций, которые являются важной частью самобытной культурной среды клиента. Если это произойдет, психологу необходимо объяснить все необходимые нюансы. Возможно, психолог просто не знает об этой ситуации и будет признателен за получение подобной информации.

11. Самосознание и самоанализ. Эффективный психолог осознает себя и может отделить свои проблемы от проблем клиентов. Фрейд ввел термин «контрперенос» для обозначения случаев, в которых проблемы, выраженные клиентом, вызывают эмоциональные реакции у психолога. Для специалиста важно уметь определять и управлять своими реакциями на возникающие проблемы и особенности взаимодействия с клиентами.

Как клиенту определить данную черту у психолога: если клиент обнаружит, что психолог поднимает свои проблемы, когда клиент говорит о своих, и при этом это выходит за рамки самораскрытия психолога, - необходимо обратить на это внимание психолога. Бессознательное может выкидывать весьма интересные трюки, в том числе и у психологов, но лучшие из них способны контролировать свои реакции.

12. Опора на современную научную информацию. Психологи, действующие в соответствии с рекомендациями AПA по доказательной практике, следят за последними достижениями в клинической психологии, особенно в своих областях знаний. В идеале психологи меняют свои подходы к оказанию психологической помощи, чтобы они соответствовали последним научным знаниям.

Как клиенту определить данную черту у психолога: в настоящее время клиентам доступно множество источников информации для оценки терапевтических подходов. Хотя обычно клиентам не рекомендуется настаивать на том, чтобы психологи пробовали новые и непроверенные методы, о которых они читают в Интернете, клиентам все же рекомендуется проверять авторитетные Веб-сайты (например, Американской психологической ассоциации), чтобы убедиться, что они получают помощь на основе проверенных методов.

13. Непрерывное обучение и повышение квалификации. Специалисты в области психического здоровья (психиатры и психотерапевты) должны получать непрерывное образование, чтобы сохранить свою квалификацию. Психологи не обязаны проходить непрерывное образование, но регулярное повышение квалификации крайне необходимо для следования современным требованиям психологической науки.

Как клиенту определить данную черту у психолога: Психиатр или психотерапевт должен иметь соответствующие сертификаты или аккредитацию. Психолог должен иметь документ о высшем психологическом образовании.

author 10

Литература

Brownawell A.,Kelley K. Psychotherapy is effective and here’s why // Monitor on Psychology. - October 2011.- Vol. 42.- №9. P-14.

Novotney A. The therapist effect // Monitor on Psychology. - February 2013.- Vol. 44.- №2. P-48.

Castonguay, L.G., & Hill, C.H. (Eds.). (2007). Insight in Psychotherapy. Washington, DC: APA.

Castonguay, L.G., & Hill, C.H. (Eds.). (2012). Transformation in Psychotherapy: Corrective Experiences Across Cognitive Behavioral, Humanistic, and Psychodynamic Approaches. Washington, DC: APA.

Duncan, B.L., et al. (Eds.). (2009). The Heart and Soul of Change: Delivering What Works in Therapy (2nd ed.). Washington, DC: APA.

Duncan, B.L. (2010). On Becoming a Better Therapist. Washington, DC: APA.

Lambert, M.J. (2010). Prevention of Treatment Failure: The Use of Measuring, Monitoring, and Feedback in Clinical Practice. Washington, DC: APA.

Sexton, T.L., & van Dam, A. (2010). Creativity within the Structure: Clinical Expertise and Evidence-based Treatments. Journal of Contemporary Psychotherapy, 40, 175–180.

Sexton, T.L., & Kelly, S.D. (2010). Finding the Common Core: Evidence-Based Practices, Clinically Relevant Evidence, and Core Mechanisms of Change. Administration and Policy in Mental Health and Mental Health Services Research, 37, 81–88.

Truscott, D. (2009) Becoming an Effective Psychotherapist: Adopting a Theory of Psychotherapy That's Right for You and Your Client. Washington, DC: APA.

Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью. 

Андрей Демкин

Статьи по теме: