Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Работа с сопротивлением клиента в ЭОТ

Работа с сопротивлением клиента в ЭОТ

Работа с сопротивлением в эмоционально образной психотерапии

Работа с ментальными образами в психологическом консультировании и психотерапии с помощью эмоционально-образной терапии (ЭОТ), в том числе и онлайн, имеет ряд значительных преимуществ. Во-первых, следует отметить, что работа с образами объединяет когнитивные, эмоциональные и соматические аспекты клиента. При этом основное внимание уделяется эмоциональному аспекту. Это важно учитывать, потому что, хотя клиенты могут рационально «знать», что что-то верно для них, но, при этом, они все равно могут оставаться «эмоционально застрявшими» в своем травматичном прошлом, негативных эмоциях и неадекватных паттернах поведения. С помощью эмоционально образной псмхотерапии психолог, работая с образами, может в той или иной степени обойти рациональное «знание» клиента и напрямую обратиться к иррациональному содержанию бессознательной сферы человека, проводя своеобразный "ремонт клиента".

Однако, даже работа с ментальными образами на уровне иррационального бессознательного не гарантирует, что у клиента не возникнет сознательное или бессознательное сопротивление терапии. Терапевтическое сопротивление можно определить как конструкт, который мешает клиенту жить в своем подлинном мире, быть в состоянии «здесь и сейчас», определяет изоляцию от терапевтической среды и терапевтического общения, как в индивидуальной, так и в групповой терапии или консультировании.

Континуум сопротивления психотерапии терапии группируется вокруг концепций “сохранение проблем — отрицание и искажение опыта”, “процесс преодоления”, “делиться или не делиться: доверие психологу”.

Существует много различных точек зрения на определения процесса сопротивления, в результате чего клиенты испытывают трудности в том, чтобы выражать подлинного себя на консультационных сессиях. Это вызвано внутренним конфликтом между желанием человека изменить себя и страхом перемен, который возникает из-за потери кажущейся безопасности старых привычек, рамок, среды и способов реагирования. Следовательно, сопротивление можно рассматривать как бессознательный защитный механизм психологических симптомов. 

Терапевт не должен выказывать какое-либо чувство дискомфорта из-за такого сопротивления. Вместо этого он должен использовать это в своих интересах, чтобы лучше понять клиента и помочь ему.

С точки зрения ЭОТ реализует сопротивление Эго-структура "травмированный внутренний ребенок - Саботажник" (в терминах западной психологии - Внешний ребенок), формирующуюся в результате расщепления личности при психических травмах и необходимости выживать в неблагоприятных условиях. Основная задача Саботажника - защитить травмированную часть  Внутреннего ребенка и уберечь его от повторного соприкосновения с травмирующим событием. Саботажник наращивает и использует для это многочисленные механизмы психологических защит

trauma 4

В психодинамическом подходе интерпретация сопротивления до работы с ядром конфликта является стандартной процедурой. Если сначала интерпретировать сопротивление и подчеркнуть, как клиент использует молчание, чтобы защитить себя, можно столкнуться с меньшим сопротивлением. Кроме того, когда клиент проявляет сопротивление, он на самом деле значительно приближается к получению инсайта. По этой причине вместо того, чтобы рассматриваться как антитерапевтический фактор, сопротивление анализируется и преобразуется в терапевтический фактор. Терапевт позволяет клиенту противостоять сопротивлению, рассказывает о причинах его возникновения и дает интерпретации.

С точки зрения когнитивно-поведенческих подходов в основе сопротивления лежат мысли “как надо или должно себя представлять”, нереалистичные ожидания и иррациональные убеждения, наблюдаемые у большинства клиентов. Хотя убеждения клиентов в том, что "мое состояние очень трудно изменить" или "У меня ничего не получится, даже если я попытаюсь", не являются функциональными, такие мысли нелегко изменить. Согласно когнитивному подходу, сопротивление в терапии обычно рассматривается как "схематическое сопротивление, сопротивление одобрению, моральное сопротивление, процедурное сопротивление". Схемы клиентов являются решающими в сопротивлении. Например, такая схема, как "умный человек не ходит на терапию", влияет на подход клиента к терапевтическому процессу. В основе морального сопротивления лежат мысли клиента, которые проявляются словами "как надо/должно". Сопротивление процедуре - это тип сопротивления, наблюдаемый у клиентов, которые испытывают трудности с принятием правил терапевтического процесса. Схемы можно определить как основные части личности, которые добавляют систематическую предвзятость к обработке информации.

Само по себе терпевтическое сопротивление также является богатым источником информации о клиенте. Сопротивление в терапии может проявляться в следующих видах:

  • Выборочное умалчивание
  • Искажение информации
  • Защита и оправдание себя
  • Уход в разговоре к побочным проблемам
  • Переход в разговоре на других людей
  • Забывание, скука, жалобы на недостаточные способности
  • Агрессия, прерывание сессий.

Некоторые из устойчивых форм сопротивления включают в себя пропуск и опоздания на терапевтические сессии, сомнения в компетентности психолога, неверие в эффективность помощи, обесценивание, обращение за советами, поток вопросов, внезапные паузы во время разговора, попытки исправить сказанное, соскальзывание, желание пообщаться вне сессий, невыполнение домашних заданий.

Формы сопротивления в эмоционально образной психотерапии могут иметь свои особенности:

  • Нежелание или «неспособность» видеть и взаимодействовать с образами («Не знаю, не вижу, не получается, у меня нет способностей, образ не взаимодействует»)
  • Упорное «забалтывание» вместо работы с образами
  • Постоянные «выскальзывания» из образа и попытки перехода на рациональный язык общения
  • Предъявление «маскирующих» или «подменных» образов
  • Принятие гипотез психотерапевта, даже если они не соответствуют тому, что клиент ощущает.

В ЭОТ при работе с предками может наблюдаться особая форма сопротивления - системное сопротивление, когда целая родовая система может пытаться скрыть правду о произошедших когда-то травматических событиях, чтобы не разрушать сложившуюся систему защит и компенсаций при трансгенерационных травмах. 

При работе с синдромом исчезнувшего близнеца  источником сопротивления может являться умерший или абортированный сиблинг, интроект которого продолжает "жить" в психическом пространстве клиента, и очень боится, что его обнаружат, и ему придется окончательно "умереть". 

Сопротивление может быть также следствием действия ограничивающих родительских предписаний: "Не чувствуй", "Не будь нормальным", "Не думай", "Не будь собой". 

Тактика работы с сопротивлением в эмоционально-образной терапии

Как и в любом другом подходе, в ЭОТ играет огромную роль психотерапевтический альянс и доверие психологу. Особенностью построения терапевтического альянса и доверия в ЭОТ, является то, что в случаях сильного расщепления личности клиента на более или менее изолированные субличности, терапевту придется строить отношения не только со Взрослой (внешне нормальной) частью личности клиента, но и с травмированными частями – Внутренними детьми и, в частности, с Саботажниками, которые собственно и проявляют максимальное сопротивление, защищая травмированные части личности.

1.2. Основные этапы работы с сопротивлением клиента

  • Примите и признайте право клиента (и его субличностей) на различные виды сопротивления, будь то сопротивление сознательное или бессознательное.
  • Идентифицируйте паттерны сопротивления и осознайте их цели.
  • Используйте сопротивление как точку отсчета, чтобы обнаружить стоящие за ним негативные эмоции, такие как страх, гнев, неприятие и так далее.
  • Выясните причину сопротивления, а затем устраните ее.

1.3. Способы работы с сопротивлением

1. Устранение неопределенности и тревоги

Перед началом психологического консультирования или психотерапии психолог должен дать клиенту краткое объяснение сути метода ЭОТ и его преимуществ, чтобы ослабить неуверенность, страх и тревогу. Согласно подходам личностно-ориентированной терапии Роджерса – основная цель терапии - как можно глубже проникнуть в восприятие и внутренний эмоционально-образный мир клиента и понять его. Ради такой увлекательной задачи важно отложить в сторону суждения и личную точку зрения и попытаться стать частью опыта клиента, стать единым целым с клиентом. Роджерс описывает отношения между клиентом и терапевтом как акт слияния двух субъективных восприятий во внутреннем мире клиента с целью создания улучшенного восприятия для него.

В ЭОТ для достижения этой цели можно использовать следующий прием. Когда у клиента будут идентифицированы различные субличности, и он будет понимать их природу и функции, можно напрямую обратиться к Саботажным частям, проявляющим сопротивление примерно таким образом: «Я знаю, что вы стараетесь защитить клиента и его слабые, уязвимые части. Но цель нашей терапии помощь, как клиенту, так и всем вам – частям его личности. В результате терапии всем вам станет легче – вы сможете избавиться от напряжения, недостатка ресурсов, необходимости быть настороже. Поэтому я прошу вас проявить свою истинную сущность, вступить в диалог с клиентом и со мной, чтобы вместе достичь общих целей. Ни я, ни клиент не будем отвергать вас, оценивать, критиковать, ругать или делать что-то плохое, что может повредить вам. Мы очень ценим ваше желание вступить с нами в диалог, за что и благодарим вас»

2. Настойчивость и еще раз настойчивость.

Когда клиент оказывает сильное сопротивление, психотерапевт должен быть терпеливым и уверенным в себе. Клинически часто случается так, что, когда психотерапевт близок к сути исследуемых проблем, но клиент будет обходить их стороной или путать психотерапевта и используйте различные методы, чтобы заставить его покинуть ключевую точку из-за сопротивления. Чем ближе ЭОТ терапевт подойдет к болезненной зоне, тем сильнее будет сопротивление. На этом этапе психотерапевту необходимо принять решение о том, подходит ли клиенту время для решения проблемы и обладает ли клиент необходимыми психологическими ресурсами.

Настойчивость означает, что психотерапевт должен очень четко помнить, какая проблема клиента нуждается в решении в данный момент, и быстро и четко давать клиенту обратную связь, какие дискурсы и поведение демонстрируют избегание, а какие находятся в контакте с клиентом. Психотерапевт должен придерживаться направления поиска и терапии, и снова и снова возвращать клиента к сути вмешательства. Для этого терапевт сам должен обладать достаточными ресурсами.

3. Вспомогательное воображение

Для обхода сопротивления можно использовать образ повязки на глаза, которую снимают. Например, можно представить, что клиента проводят в некую скрытую заколдованную страну, повязав ему на глаза непрозрачную повязку. Затем, когда проводник приводит его к месту назначения – он снимает с глаз клиента повязку. Клиент открывает глаза и оглядывается вокруг...

Образ повязки является символом сопротивления. Сняв повязку, клиент может ослабить его силу.

После того, как сопротивление ослабевает, психотерапевт возвращает клиента к первоначальному образу, с которым начиналась работа.

Если клиент не видит образы из-за сопротивления, возможно обратиться к образу «отсутствия образов» - чаще всего это «пустота», «туман» или «белый лист бумаги (экран)». Доступ к образам и эмоциям можно получить и через эти образы сопротивления. Например:

  • «Что отсутствует, но должно было бы быть на этом листе или экране (пустом пространстве)?»
  • «Загляните, пожалуйста, за лист иди экран, посмотрите, что находится за ними (или внутри них)?»
  • «Как выглядит пустота (лист, экран)? Что вы чувствуете, себя глядя на них? Попробуйте погрузиться в них – что вы ощущаете? Что вы делаете? Как выглядите?»

Когда происходи «вываливание» клиента из образа, ЭОТ терапевт вновь настойчиво побуждает клиента вернуться в воспринимаемую среду или воспринимаемый образ для поддержания непрерывного осознания. Например, психотерапевт может спросить о физических ощущениях, когда клиент испытывает трудности с представлением или описанием, а затем направить клиента от физического ощущения к эмоциям и образам внутренним ощущениям:

  • "В этот момент, какая часть вашего тела испытывает наибольший дискомфорт?"
  • "Что это за неприятное чувство?"
  • "Образно говоря, на что похоже это чувство?"

Работая с образом, задавая ему вопросы, стоит помнить, что первые ответы о его содержании и значении могут быть маскирующими. Нередко в одном образе сливаются два или более «прячущихся» от осознания частей. Особенно часто «слитые» образы встречаются в картинах воды и луж. Стоит настойчиво продолжать спрашивать, кто или что еще может быть заключено в образе, чтобы обойти сопротивление.

Когда сопротивление обусловлено родительскими предписаниями "Не чувствуй, не понимай, не думай" - можно помочь клиенту вернуть такие предписания их авторам, и дать себе (и  образам родителей) противоположные контрпредписания - разрешения: "Я родился и живу, чтобы чувствовать себя, свое тело и эмоции", "Я родился и живу, чтобы понимать себя и свои чувства".  

4. Двойная диссоциация наблюдающего Эго

Если клиент не в состоянии видеть и коммуницировать с образами из собственных Эго-состояний взрослого, внутреннего ребенка, саботажника, спасателя и т.п., то возможен прием диссоциации, который позволяет уменьшить бдительность "саботажника". Для этого клиенту предлагается увидеть образ того, "кто все знает о клиенте, о том, что происходило и что сейчас происходит, и может рассказать об этом, включая чувства, эмоции, ощущения, переживания". Другим вариантом может быть просьба найти книгу, где все написано о герое, который пережил то же, что и сам клиент, и прочесть основное, что в ней написано.  

5. Прием "Рефлекторная дуга"

Придуманный мной прием неожиданно дал хорошие результаты в преодолении сильного сопротивления. Клиент мужчина  с жалобами на отсутствие чувств и эмоциональности. Изначальный образ самого себя - металлический робот-трансформер, который "ничего не чувствует" и "ничего не видит в образах". Я предложил ему ущипнуть себя за палец и мысленно проследить путь нервного импульса по нервной рефлекторной дуге. Он отследил путь нервного импульса от пальца до спинного мозга. А дальше на уровне шеи он обнаружил черную "пробку", которая "разъединяет" спинной мозг и не даёт чувствам "пройти в голову".  Когда  клиент увидел эту "пробку", она его очень заинтересовала, так как он явно не ожидал "найти" в себе что-то подобное. На интересе сопротивление сразу же прошло - он полностью вовлекся в терапию, чтобы разобраться что с ним "не так". Пробка оказалась интроектом от предка, погибшего на войне, которые передал послание "ничего не чувствуй, иначе не выживешь", которое активировалось в схожей общественной обстановке.  Интересно, что спинной мозг клиента был "высохшим" на вид. Когда же он вновь "соединился" с головным - восстановился его первоначальный вид. В тело после вернулось тепло и расслабление, а чувства получили свободу движения из тела в голову. 

6 Использование элементов ДПДГ

Приемы десенсибилизации и переработки движением глаз при сильном сопротивлении, когда клиент не может (не хочет) войти в контакт с образом,, стоящим за телесным или психологическим симптомом, позволяют сфокусироваться на ощущении в теле или ситуации, снять остроту связанного эмоционального заряда, что позволяет высвободить заблокированные чувства и переживания, позволяет трансформировать "неприступные" и "неконтактные" образы, открыть дорогу связанным воспоминаниям.

Например, клиентка страдает от заблокированной сексуальности  и чувствует неприятное напряжение, которое предстаёт в виде металлического листа, который "не пускает" энергию любви в область малого таза и половые органы, но отказывается вступать в диалог. Клиентке было предложено представить железный лист и сосредоточиться на том, что в нем скрывается. Затем клиентка отслеживала глазами 30 движений пальца терапевта вправо-влево. В результате напряжение внизу живота значительно уменьшилось, а железный лист трансформировался в натянутое полотно, с которым удалось вступить в диалог и выйти на трансгенерационную историю от прабабушке, пережившей потерю мужа и передавшей потомкам решение, что не влюбляться и не привязываться к мужчинам через удовольствие в сексе убережет от травмы при потере мужчины.   

Иногда в психотерапии, возможно, придется прибегать и к технике конфронтации

Записаться в группу бесплатных ЭОТ Интервизий для специалистов любых модальностей:

3 tg Int

author 10

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/