Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Измененные состояния сознания

Измененные состояния сознания

Использование измененных состояний сознания в трансперсональной терапии

Вольный перевод работы James E. Strohl Transpersonalism: Ego Meets Soul, Ed.D. Journal of Counseling & Development, Fall 1998, Vol. 76, pp. 397-403 с использованием материалов из руководства The Wiley-Blackwell Handbook of Transpersonal Psychology, Edited by H. Friedman, G. Hartelius, Wiley-Blackwell, 2013 и статьи Kasprow MC, Scotton BW. A review of transpersonal theory and its application to the practice of psychotherapy. J Psychother Pract Res. 1999 Winter;8(1):12-23. с дополнениями автора сайта.

Работа с изменёнными состояниями сознания (ИСС) является старейшей техникой психологического исцеления, известной человечеству. Историческая роль измененных состояний сознания восходит к древним обрядам, таким как Элевсинские мистерии в Древней Греции и различные шаманские практики в разных культурах. Психологи-первопроходцы, такие как Уильям Джеймс, помогли начать научное изучение измененных состояний сознания еще в 1902 году. Тем не менее, только в 1960-х годах современная психология начала всерьез рассматривать проблему ИСС и состояний осознанности. Следуя этим принципам, такие исследователи, как Чарльз Тарт и Станислав Гроф, работали над созданием пространства для изучения феноменов измененных состояний сознания и их применения в клинической практике. Основным вкладом нового подхода стало включение субъективного опыта от первого лица в качестве допустимых данных для научного исследования.

Однако современная традиционная психотерапия действует в основном в сфере обычного сознания. Некоторые методы, такие как использование аналитиком кушетки или гипноза, несомненно, вызывают у клиента измененные состояния сознания и, вполне вероятно, что ИСС играют большую роль в терапевтическом процессе, чем обычно считается.

Основные термины

Что такое сознание? Сознание относится к субъективному осознанию и переживанию как внутренних, так и внешних явлений. Эти явления могут включать, но не ограничиваться: внутренние ощущения, восприятие, мысли, эмоции, и самоощущение, а также восприятие всех классов внешних объектов, событий и других стимулов.

Если сознание относится к субъективному осознанию и переживанию внутренних и внешних явлений, то состояния сознания относятся к спектру способов, которыми может быть организован такой опыт. Тарт (1975) определил дискретное состояние сознания как “уникальный динамический паттерн или конфигурацию психологических структур”. Классическими примерами дискретных состояний сознания являются:

  • бодрствование,
  • сновидения,
  • глубокий сон,
  • опьянение,
  • гипноз
  • медитативные состояния

Отталкиваясь от этой основы, Тарт предложил определить “измененное состояние сознание” по отношению к “базовому состоянию сознания”, которое является обычным состоянием бодрствования, из которого мы ведем большинство повседневных дел. Это обычное состояние бодрствования качественно отличается, например, от сновидений или от пребывания под воздействием значительного количества алкоголя. Поэтому эти альтернативные паттерны или конфигурации переживания, которые качественно отличаются от типичного базового состояния, были названы измененными состояниями сознания (ИСС) (Tart, 1969/1990).

В настоящее время ИСС определяются как изменение в мышлении, чувствах и восприятии по отношению к обычному, базовому сознанию, имеющее начало, продолжительность и конец. В шаманских традициях ИСС облегчают «путешествие», в котором человек покидает свой обычный сознательный мир реальности, совершая трип в какой-то другой мир (Верхний, Нижний миры), получая опыт, восприятия и озарения. После чего он возвращается в реальность, в идеале, пережив позитивную и конструктивную трансформацию. Опыт обращения к другим не-анималистическим религиям также является еще одним примером ИСС, при котором у людей могут переживать состояния, которые заметно отличаются от их обычного состояния сознания, приводящие к глубоким изменениям в мышлении, чувствах и восприятии, трансформирующие поведение и личность.

Отсутствие интереса современной психотерапии к использованию ИСС может быть связано с убеждением, что изменения в состоянии сознания играют небольшую роль в достижении долговременных результатов психотерапии. Нередко вхождение клиента в ИСС считается даже чем-то вредным или опасным, лишающим клиента возможности сознательно принимать новые решения, или даже, чем-то вроде эстрадного шарлатанства со стороны клинициста.

Но практики трансперсональной психологии полагают иначе, и достаточно широко используют ИСС. Считается, что помощь людям в выходе из их обычных состояний сознания с сопутствующими дезадаптивными паттернами может стать мощным инструментом, способствующим развитию новых моделей мышления, чувств и поведения. Кроме того, некоторые ИСС в силу качеств, присущих самому опыту, могут катализировать чрезвычайно значительные изменения. Сообщения людей, испытавших состояния экстатического единения и интеграции, почти всегда включают опыт глубоких и длительных личных трансформаций, вызванных такими переживаниями.

Исследования, связывающие мистический трансперсональный опыт с улучшением психологического функционирования, действительно предполагают, что люди могут претерпевать личностные изменения в результате переживания измененного состояния сознания. Большая часть литературы по гипнозу также поддерживает убеждение в том, что изменения состояний сознания могут быть полезны для решения более широкой задачи психотерапии — создания устойчивых изменений в функционировании личности. Однако единичный опыт ИСС вряд ли приведет к таким долговременным изменениям, к которым стремятся в психотерапии. Поэтому лучший подход может включать умелое сочетание традиционных психотерапевтических техник и использования ИСС.

Например, по моему опыту, при работе в подходе эмоционально-образной терапии, которую создатель метода Н. Линде позиционирует как психодинамический метод, работающий исключительно на уровне сознания, в большинстве случаев во время терапевтических сессий наблюдается спонтанное вхождение клиентов в измененное состояние сознания (транс), как только человек фиксирует свое внимание на образах внутренней реальности, что во многом аналогично известному методу индукции трансового состояния – метод управляемого воображения. Трансовое состояние углубляется, когда происходит диссоциация клиента от своего «Я» в процессе терапии при идентификации и отождествлении с образами внутренней психической реальности. При этом, я, как терапевт, также погружаюсь в совместную внутреннюю реальность. При достижении такого состояния обычно удается достичь наиболее глубоких результатов, как в диагностике, осознании, так и в трансформации. При работе на чистом сознательном уровне результаты обычно менее впечатляющие, в том числи и благодаря гораздо более сильному сопротивлению клиента.

Как измененные состояния сознания используются в терапевтических целях?

Исторически известно множество триггеров, которые могут вызвать ИСС, такие как:

  • голодание,
  • танцы,
  • музыка,
  • молитва,
  • медитация,
  • релаксация,
  • секс,
  • духовные и религиозные ритуалы,
  • психоактивные вещества.

Эти методы широко используются традиционными культурами коренных народов для исцеления и построения крепких социальных связей. Однако в клинических целях преимущественно используются следующие методы индукции ИСС:

  • управляемое воображение,
  • гипноз,
  • медитация,
  • изменение моделей дыхания.

Терапевтическое использование управляемого воображения и коммуникации с образами предполагает использование богатого сенсорного опыта для выявления и разрешения психологических проблем клиента. Как следует из названия этой техники, терапевт играет активную роль, направляя пациентов в путешествие через их фантазии, сны, воспоминания, визуализацию и другие продукты воображения. Хотя зрительные образы, пожалуй, наиболее распространены, в терапии можно использовать любую комбинацию одной или нескольких сенсорных модальностей (звук, вкус, осязание, интероцепция, температурная и болевая чувствительность). Существенным фактором, коррелирующим с терапевтической эффективностью трансперсональной психотерапии, является разнообразие сенсорного опыта. Поэтому может быть полезно задействовать как можно больше сенсорных модальностей во время сеанса. Терапия управляемыми образами похожа на методы визуализации и медитации, используемые на протяжении тысячелетий практикующими буддизмом и йогой, а также на шаманские путешествия, встречающиеся в традиционных культурах коренных народов Сибири, Африки и Америк.

Техники управляемого воображения

По мнению Карла Густава Юнга, образы — это язык бессознательного, и исследование образов позволяет более глубоко контактировать с эмоциональными и интуитивными процессами, чем простые мысли о чувствах на сознательном уровне. При управляемой образной терапии создается атмосфера, которая позволяет образам выйти из бессознательных процессов пациента. Этот метод существенно отличается от работы по визуализации, которая предполагает намеренное создание заданного образа. Появление бессознательного материала в терапии управляемыми образами часто бывает неожиданным. Пациенты обычно совершают «путешествия» в неожиданные миры и пространства, встречаются и коммуницируют с образами других людей, как живущих, так и умерших или нерожденных, с духовными сущностями, энергиями, образами частей себя. Терапевт избегает интерпретаций до тех пор, пока образное путешествие не завершится, поскольку задействование рационального разума имеет тенденцию подавлять спонтанное и сознательно ненаправленное создание чувственных образов. Очевидно, что это состояние представляет собой ИСС, хотя формальная индукция транса происходит редко, так как клиент самопроизвольно входит в ИСС при концентрации внимания на образах внутренней психической реальности. Изменение состояния сознания возникает из-за ослабления обычной исполнительной деятельности разума и из-за направленного внутрь внимания на внутренние образы, а не на внешние сенсорные данные.

Как и в случае со всеми видами ИСС, такие изменения создают возможность людям воспринимать свои обстоятельства с новых и потенциально полезных точек зрения. Вместо того, чтобы активировать защитные механизмы психики пациента как при обычной разговорной терапии на сознательном уровне, управляемая образная терапия может способствовать появлению материала вне сферы действия механизмов психологических защит, что позволяет значительно увеличить глубину диагностической и терапевтической работы.

Некоторые специалисты полагают, предполагают, что люди с пограничной организацией личности или психотическими симптомами не являются подходящими кандидатами для проведения образной терапии, но эти состояния, вероятно, являются относительными противопоказаниями. Успешный опыт использования Денисом Линеханом (2004) техник дзен и визуализации с пограничными пациентами в диалектической поведенческой терапии предполагает, что даже пациенты с хрупким или нестабильным функционированием эго могут получить пользу от такой работы.

В рамках эмоционально-образной терапии, которая базируется на техниках управляемого воображения также возможна работа с клиентами с пограничной организацией личности при условии вхождения клиента в измененное состояние сознания.

Мистический и религиозный опыт

Следуя по стопам основополагающей работы Уильяма Джеймса (1902/1929) в области изучения религиозного и мистического опыта, современные исследователи продолжают анализировать и исследовать эти феномены наряду с аналогичными переживаниями трансцендентной природы. Трансцендентный опыт обычно вызывает восприятие того, что человеческая реальность выходит за пределы физического тела и его психосоциальных границ, наряду с восприятием слияния или отождествления с источником бытия. Эти переживания возникают в разных культурах и могут быть результатом ряда триггеров, включая молитву, пост, пребывание на природе, прием психоделических веществ, переживание личного кризиса, а также они могут возникать и спонтанно. Было обнаружено, что мистические и трансцендентные переживания вызывают глубокую трансформацию у некоторых людей, включая измеримые позитивные изменения в личности. Эти выводы, наряду с другими предполагают потенциально жизненно важную роль мистического и трансцендентного опыта в будущих исследованиях ИСС.

Состояния диссоциации и выхода из физического тела

Такие интересные и перспективные ИСС, таких как состояние потока (Csikszentmihalyi, 1990) и трансперсонального диссоциативного опыта (Tinnin, 1990), продолжают активно исследоваться. Внетелесные диссоциативные переживания характеризуются ощущением пребывания вне своего физического тела, «часто парящим или путешествующим вдали от тела». В более широком смысле такие ИСС определяется восприятием того, что человек находится где-то за пределами своего физического тела, при этом обладая ясным, не похожим на сон состоянием сознания, сравнимым с бодрствующим сознанием (Tart, 1968). Было подсчитано, что около 10-15% населения в целом испытали на себе подобные состояния «выхода из тела», хотя исследования в различных популяциях показали, что показатели распространенности достигают 88%, например, у лиц, сильно склонных к фантазированию. Люди, испытавшие «выход души из тела», обычно сообщают о положительных последствиях, включая снижение страха смерти. Аналогично мистическим и трансцендентным переживаниям, состояния выхода за пределы физического тела могут возникать как под воздействием определенных триггеров, а также спонтанно.

Состояния околосмертного опыта

Состояния околосмертного опыта можно определить, как глубокие психологические события с трансцендентальными и мистическими элементами, обычно возникающие у людей, близких к смерти, или в ситуациях сильной физической или эмоциональной опасности. Для такого опыта обычно характерно ощущение того, что человек пережил собственную смерть, а также особые общие черты, почерпнутые из работы новаторского исследователя Рэймонда Муди (1975), включая “чувства умиротворения”, “отделение тела” и “вхождение в свет”. Последствия пережитого околосмертного опыта обычно в высшей степени преобразующие, включая повышение духовности, эмпатии и заботы о других, уменьшение страха смерти. Околосмертный духовный опыт начинается при сохранении ясного сознания, сравнимого с обычным состоянием бодрствования, но обычно затем переходит в ИСС. При этом пережившие околосмертный опыт люди настаивают на том, что слова не могут адекватно описать переживания, потому что восприятие и познание становятся слишком отличными. Состояния околосмертного опыта описывались на протяжении всей истории человечества в самых различных культурах, и в настоящее время продолжают исследоваться как весьма актуальные области концептуализации ИСС.

Гипнотические модели трансперсональных интервенций

Гипноз похож на управляемую образную терапию, хотя его правильнее рассматривать как состояние, а не динамическую деятельность. Некоторые трансперсональные практики используют гипнотическую регрессию для того, что обычно называют «терапией прошлых жизней», при которой пациенты исследуют связи между нынешними конфликтами и предполагаемым опытом из предыдущих жизней. Хотя теория реинкарнации, связанная с этой техникой, достаточно противоречива, этот метод можно рассматривать как вариант управляемой образной терапии, в которой воспоминания о прошлых жизнях рассматриваются скорее метафорически, чем буквально. Пациенты могут сообщать убедительные воспоминания о прошлых жизнях, детали которых часто связаны с нынешней симптоматикой. Полное припоминание таких образов, событий и обстоятельств, вне зависимости от того, являются ли они метафорическими или соотносятся с реальным опытом, приводит к психологическому разрешению проблем. Неважно были ли увиденные в ИСС события, пережитый опыт и чувства реальными или нет. Важно то, что бессознательное представляет реально существующую для клиента проблему, конфликт или затруднение в определенном образном виде. И трансформационная работа с представленным опытом позволяет изменить состояния, решения, жизненные сценарии клиента. В какой бы самой фантастичной образной кодировке бессознательное не представило материал, в такой же образной кодировке терапевт с ним и работает, соотнося происходящее в образном пространстве с реальной жизнью и состояниями клиента.

Медитативные практики в трансперсональной терапии

Медитации — еще один подход к использованию ИСС в терапевтических целях. Медитативные техники делятся на две основные категории:

  1. методы, использующие концентрацию на конкретном объекте медитации, как внутреннем, так и внешнем,
  2. методы, способствующие ненаправленному, восприимчивому осознанию.

Большинство техник молитвы, йогической медитации и христианского созерцания попадают в первую категорию. Ко второй группе относятся такие техники, как буддийская випассана или медитация прозрения. Было показано, что оба метода приносят физическую и психологическую пользу, но из-за различий в реальной практике каждый конкретный метод может быть более подходящим для конкретного пациента. Например, практики концентрации активно фокусируют внимание на объекте медитации, исключая другие стимулы. По этой причине они могут быть проще для пациентов с хорошей способностью к концентрации внимания. Практики концентрации также могут быть особенно эффективны при лечении тревожных и болевых состояний, поскольку осознание вредных раздражителей уменьшается по мере того, как человек концентрируется на объекте медитации. Напротив, техники рецептивной медитации, по крайней мере на ранних стадиях, способствуют повышению осознания всех поступающих стимулов, включая болезненные переживания, поскольку не предпринимается никаких попыток изменить содержание сознания. Этот последний метод особенно подходит для целостных людей, стремящихся углубить самосознание. Те, у кого в анамнезе были психические травмы, должны быть должным образом подготовлены, поскольку в краткосрочной перспективе такие практики повысят осведомленность о травматических воспоминаниях и могут усилить болезненные симптомы.

Как видно, даже «безобидная» практика медитаций не лишена рисков терапевтических осложнений, которые могут включать:

  • лабильность эмоционального состояния,
  • экзальтацию и эйфорию,
  • подавленное состояние.

Как правило такие осложнения возникают на ранних этапах практики медитаций, и чаще встречаются у людей с уже существующей психопатологией. Иногда интенсивные практики медитации могут спровоцировать психоз или «духовную катастрофу» у уязвимых людей. В таких случаях практики следует прекратить до тех пор, пока симптомы не будут купированы.

Однако эти относительно редкие осложнения намного перевешиваются преимуществами медитации, которые включают:

  • снижение беспокойства,
  • повышение творческих способностей,
  • рост эмпатии
  • усиление самоконтроля и интернальности,
  • большую способность к самоосознанию.

Возможно наиболее значительными результатами практики медитаций являются возникновение у клиента глубоких чувств мира, радости и сострадания, а также трансцендентных состояний сознания, включая состояния глубокого единства с окружающим миром. Медитативные практики на протяжении тысячелетий широко использовались не-западными традициями мудрости специально для этой цели.

Дыхательные практики в трансперсональной терапии

Использование изменений в характере дыхания — еще один древний метод индукции ИСС. Дыхательные практики йоги, даосизма и буддизма появились тысячи лет назад, а в последнее время некоторые методы были адаптированы в качестве техник трансперсональной терапии. Например, Станислав Гроф, известный психиатр и исследователь ИСС, обнаружил, что достичь изменённых состояний сознания можно усилить за счет гипервентиляции. Вместе со своей женой Кристиной он разработал терапевтическую систему, использующую работу с дыханием для индукции ИСС – «холотропное дыхание».

Теоретическая основа метода была разработана путем тщательного наблюдения за тысячами пациентов, проходящих психотерапию и испытывающих воздействие психоделических препаратов. Как и Юнг, Гроф заметил, что ассоциативная память человека организована в наборы воспоминаний, имеющих сходные чувственные тона. Поэтому задействование определенного аффекта активирует набор воспоминаний, связанных наличием этого общего аффекта. Он называет эти структуры «системами конденсированного опыта» или системами СКО (COEX). Гроф постулировал, что в основе каждой системы СКО лежит особый аффективный тон, связанный с мощными подавленными воспоминаниями внутриутробного периода, процесса рождения, младенчества и раннего детства. По мере роста человека каждая система СКО развивает свой собственный набор защит и функционирует полуавтономно. (Эта концепция аналогична понятию комплекса Юнга.) Воспоминания, которые становятся связанными с определенной системой СКО, связаны не логическим или хронологическим порядком, а через их ассоциацию с общим аффектом.

Терапия, по Грофу, включает в себя установление контакта и полное переживание основных воспоминаний и связанных с ними аффектов, заложенных в каждой системе СКО. Первоначально это делалось с использованием психоделических препаратов, которые он описывает как «неспецифические усилители содержания сознания». Поскольку использование таких препаратов было запрещено, супруги Грофы разработали холотропное дыхание как способ вызвать подобные ИСС без использования психоактивных веществ.

Холотропное дыхание Грофа использует физиологические эффекты гипервентиляции, телесные проявления и вызывающую воспоминания музыку, чтобы вызвать глубокое состояние ИСС. Общее направление состоит в том, чтобы получить доступ к подавленным воспоминаниям, перинатальному опыту и архетипическому импринтингу через память тела, которое может помнить схожие состояния, которые возникали во время родов. Внимание уделяется не только индукции ИСС, но и обработке возникающего из него материала с использованием группового процесса и арт-терапии.

Однако этот метод не лишен значительных рисков, как физических, так и психологических. Поэтому холотропное дыхание может безопасно практиковаться только в медицинских учреждениях при контроле врача. Холотропное дыхание противопоказано при определенных физических состояниях, включая беременность, эпилепсию, гипертонию, инсульт и проблемы с сердцем. Также этот метод может не подойти тем, у кого в анамнезе есть психотические состояния или тяжелые расстройства личности, поскольку быстрое появление подавленного материала может легко дезорганизовать психику таких людей. Кроме того, существует множество спорных данных, свидетельствующих о том, что даже легкая гипервентиляция может вызвать панику у определенных групп пациентов с паническим расстройством. Пока этот вопрос не будет окончательно решен, паническое расстройство следует считать относительным противопоказанием для холотропного дыхания.

Более того, некоторые клиницисты выражают обеспокоенность тем, что метод Грофа уделяет недостаточно внимания проработке и включению мощных переживаний, которые могут возникнуть на семинарах по холотропному дыханию. Идеальным для многих пациентов может быть использование холотропного дыхания в контексте продолжающейся терапии, когда травматический и проблемный материал может быть интегрирован с течением времени. Для тех, кто правильно подготовлен, этот метод может обеспечить мощный преобразующий доступ к глубоким сферам психики.

Другие формы измененных состояний сознания

Всего существует более 19 отдельных классов ИСС, неожиданно для многих включая такие широко известные явления, как оргазм, голод, эйфория после употребления кофе. Также, например, страстная любовь - это во многих отношениях также измененное состояние сознания, подобное тому, которое вызывается алкоголем. Хотя это состояние, безусловно, захватывающее, оно не может считаться лучшим состоянием, в котором можно находиться, когда принимаешь решения с долгосрочными, далеко идущими последствиями. Аналогичным образом, танцы или прослушивание музыки также могут вызывать различные ИСС.

Адольф Дитрих (1998) вывел три основных измерения состояний измененного сознания: океаническую безграничность, растворение эго и визионерство. Вайтл и др. (2005) предложили четырехмерную описательную систему ИСС, охватывающую активацию, диапазон осознания, самосознание и сенсорную динамику. Кен Уилбер (2000, 2006), кроме того, постулировал многоуровневую систему ИСС, состоящую из грубых, психических, тонких, причинных и недвойственных состояний, а также учитывающую уникальное психологическое развитие каждого индивида как часть интерпретационного аппарата для переживания ИСС особыми способами. Хотя все это может быть полезным, в дальнейшем может оказаться то, что реальность ИСС еще гораздо более разнообразна и сложна, чем может вместить любая существующая теоретическая структура.

В дополнение к таким теориям другие исследователи предложили использовать новые методологии для более эффективного изучения как субъективных, так и объективных явлений, связанных с ИСС, таких как психофеноменология, нейрофеноменология и соматическая феноменология (Хартелиус, 2007). Эти и другие подходы подобного рода пытаются увязать внутренние состояния, переживаемые от первого лица, с внешними объективными показателями, такие как психологические оценки или технологии нейровизуализации. Несмотря на эти усилия, область ИСС остается областью оживленных дебатов и дискурсов, с немногими общепринятыми объяснениями, выходящими за рамки эмпирических данных. Тем не менее, исследования и диалог ученых разных дисциплин обеспечивают все более глубокое понимание сложностей и динамики ИСС. Благодаря этой продолжающейся работе область исследований измененных состояний сознания расширилась в направлении более комплексного понимания этих критических явлений.

Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/