Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Синдром спасателя психология

Синдром спасателя

Комплекс Спасателя можно определить, как «психологический конструкт, который заставляет человека чувствовать потребность спасать других людей. Спасатель имеет сильную склонность искать людей, которые действительно или по мнению Спасателя нуждаются в помощи, и помогать им, часто жертвуя своими потребностями ради этих людей.

В эмоционально образной терапии под Эго-состоянием или структурой Спасателя понимается защитная субличность, возникающая в результате вторичного расщепления травмированных частей Внутреннего ребенка –– как собственно Жертвы (Травмированного Внутреннего ребенка), так и субличности Саботажника (Выживающего Внутреннего ребенка). В результате формируется еще одна Выживающая структура Спасателя.

Синдром спасателя и расщепление личности при психической травме

По своей сути Спасатель – это травмированный и выживающий внутренний Ребенок, который пожертвовал собой и своими интересами, чтобы получить любовь, принятие и защиту. Вся энергия Спасателя направлена на другого человека. У него нет контакта со своими собственными чувствами и желаниями, и он не догадывается о наличии своей собственной травмированной части: Спасатель развернут от себя к другому – зафиксирован вовне себя с тем, кого он спасает.  Образно Спасатель, не видя своего трамированного Внутреннего Ребенка (ВР), вкладывает его в объект спасения: супруга, детей, домашних животных, страждущих. Отдав спасаемым своего ВНутреннего Ребенка, Спасатель по-прежнему его не видит, но в Других он имеет возможность давать своему ВР внимание, ласку и любовь, чувствуя себя гораздо лучше.   

Спасательство - это надежная стратегия защиты от себя самого, своих тяжелых чувств (страх, стыд, ужас), собственных травм, от других людей и той боли, которую они могут причинить. Эта стратегия традиционно подпитывается социальным одобрением, особенно в примитивной трактовке христианства («Служите Господу, но не себе») и в коммунистической и пост-коммунистической идеологии («Сам погибай, а товарища выручай»).

Для структуры Спасателя характерны следующие особенности:

  • В отличие от адекватной помощи, Спасатель спасает в ущерб себе, обессиливая самого себя
  • Спасательство чаще реализуется за счет сердечной любви
  • Спасательством решают свои психологические проблемы: самоутверждение, придание смысла жизни, заполнение пустоты, бегство от страха и ужаса
  • Приписывает другим свои травмы, чтобы не встречаться со своими
  • Обладает большим запасом подавленного гнева.
  • Спасая, он проскакивает мимо реальных чувств того, кого он спасает
  • Использование ресурсов травмированной части и передача их спасаемым
  • Невозможность просить о помощи

Здоровая помощь людям отличается от спасательства следующим:

  • Помогающий человек находится в постоянном контакте с собой, своими желаниями
  • Помощь оказывается в пределах имеющихся ресурсов (спасатель продолжает спасать без ресурса)
  • Помощь оказывается по запросу и в пределах возможностей (спасатель не спрашивает – кидается спасать и спасает без оглядки на потребности и ресурсы)
  • Здоровая помощь имеет границы, спасательство бесконечно.

В практике эмоционально образной терапии выявлены следующие основные модели, по которым может действовать структура Спасателя:

1. Героическая модель (Данко, Мальчиш-Кибальчиш): «В жизни всегда есть место подвигу!», «Отдай жизнь ради великой цели!» Такая модель формируется из саботажных моделей Терпения и Протестного мщения в надежде получить любовь от тех, кто ценит лишь жертвы: «Умри ради нас», «Можешь жить, если в итоге отдашь жизнь», «Мы любим только мертвых». Внутренний ребенок – жертва принимает решение умереть, чтобы заслужить право на жизнь, любовь и принятие родителями: «Я умру, и вы меня полюбите». В основе лежат травмы с ужасом уничтожения, вина за рождение и существование, ощущение собственной ничтожности.

Объект спасения: те, кто на гране между жизнью и смертью.

Терапевтические разрешения: Тебе не нужно умирать, чтобы тебя любили. Ты можешь быть обычным человеком и быть любимым. Можно побеждать, не умирая.

2. Модель жалости формируется у отвергаемого Внутреннего ребенка, который переносит переживаемые чувства ужаса, беспомощности и собственной ничтожности на других и кидается их спасать вместо себя. При этом жалеющий Спасатель обретает смысл существования («Хоть кому-то я нужен»), обретает власть над спасаемым (так как формируется из Властной модели Саботажника), забирает у него ресурсы, лишая его ответственности за свою жизнь, навязывая модель беспомощности. При этом спасаемый также забирает ресурсы Спасателя, в результате чего формируется созависимость.

Объект спасения: беспомощные, слабые, убогие.

Терапевтические разрешения: Ты можешь любить, а не жалеть. Разреши другим обрести силы и заботиться о себе.

3. Модель компенсации лишений формируется из Жертвы – Внутреннего ребенка с лишениями, который проецирует свой страх лишения на других: «У меня не было, но у тебя будет!». Такое спасательство адресовано прежде всего детям и реже партнерам. Те, кто не имел еды – закармливают, те у кого не было одежды – одевают, у кого не было внимания – «затопляют» своим вниманием.

Объект спасения: ребенок, партнер.

Терапевтические разрешения: Ты можешь разрешить дать себе то, что даешь другим.

4. Модель компенсации причиненного вреда формируется из Жертвы для компенсации вины и стыда с целью успокоить совесть и восстановить самооценку. Например, преступники активно жертвуют на церковь, создатель водородной бомбы становится правозащитником и т.п.

Объект спасения: те, кто пострадали, или те, кто обещают искупление вины.

Терапевтические разрешения: Ты можешь искупить реальную вину напрямую. Ты можешь отдать ответственность тому, кто реально совершил грех.

5. Инвестиционная модель формируется либо из Жертвы, либо из Саботажника и предусматривает «торговую операцию» или «договор»: «Я вам помогу, чтобы что-то получить от вас».

А) Инвестиционно-жертвенная модель предусматривает помощь другому ради выживания в ужасе уничтожения («Я спасу маму, иначе я погибну»). Нередко это проявляется усыновлением Внутреннего ребенка спасаемого родителя. Другой вариант договора: принятие на себя травм спасаемого «Я возьму, мама, твою травму, а ты будешь меня защищать».

Объект спасения: родитель, партнер.

Терапевтические разрешения: Ты можешь не умирать сам, и разрешить маме не умирать и самой защитить себя. Я не буду носить твои травмы, я имею право на жизнь без всяких условий и договоров, а ты, мама, можешь сама решить свои проблемы.

Б) Инвестиционно-саботажная модель формируется из саботажной модели беспомощности. Она предусматривает помощь-вложения в надежде на получение психологических (и не только) «дивидендов»: «Я тебя нашла, отмыла, сделала человеком, а ты меня взамен будешь любить и обеспечивать».

Объект спасения: партнер.

Терапевтические разрешения: Ты можешь вкладывать в себя то, что вложил в другого человека, и научиться самостоятельно решать свои проблемы.

6. Модель гиперответственности формируется из травмированной Жертвы («Если не я, то кто же? Кто же, если не я?»), формируя созависимую гиперответсвенность, либо из Властной модели Саботажника, формируя покровительствующую гиперответственность.

А) Созависимая гиперответственность из-за страха уничтожения и потери родителя: «я беру на себя ответственность, иначе все разрушится, и я погибну». В этой модели Спасатель принимает роль Родителя для спасаемого (собственных родителей, партнеров).

Объект спасения: близкие, члены семьи.

Терапевтические разрешения: Ты можешь отдать другим ответственность за их жизнь и благополучие, и забрать свои ресурсы обратно и строить собственную жизнь, не погибая и ничего не разрушая.

Б) Покровительствующая гиперответсвенность имеет в своей основе убеждение, что без властной протекции спасателя все развалится и все погибнут. Типичный пример: «папик» - спасающий и покровительствующий Жертве, которая отказывается от своего Я ради безопасности и выгоды. Это нередкая основа для садо-мазохистических союзов, причем не только в парах, но и в корпоративных и общественных отношениях «Откажитесь от себя и своего Я, беспомощные, подчинитесь мне, и я буду вас защищать от опасных врагов».

Объект спасения: «беспомощные» девушки, юноши, избиратели

Терапевтические разрешения: Тебе не нужно покупать свою ценность властью или деньгами. За собственную ценность не обязательно расплачиваться.

7. Модель долга формируется из Жертвы под страхом наказания и ужасом уничтожения под воздействием долженствующих предписаний или заключения договора с предками или родителями на условие существования в мире. Например, «Мы тебя зачали, чтобы ты родилась и спасла наш брак», «Мы тебя родили, чтобы ты сделала нас счастливыми», «Ты должна прежде всего думать о других, а потом о себе». Невыполненный долг формирует чувство вины и разрушает самооценку.

Объект спасения: родители или родительские фигуры.

Терапевтические разрешения: Ты можешь не обслуживать травмы других, жить своей жизнью и не испытывать чувства вины.

8. Модель служения (жены декабристов, Санчо-Панса) формируется из Жертвы и Саботажной модели Терпения, когда человек отказывается признавать свою ценность, отказывается от самореализации, чтобы способствовать развитию и процветанию другого с целью компенсировать собственную ничтожность, стыд за себя, формируя, в итоге, созависимость.

Объект спасения: партнер, сообщество, религия.

Терапевтические разрешения: Ты можешь вернуть себе свое Я, свою идентичность и свою ценность, и направить свои ресурсы на себя, а не на партнера.

9. Правозащитная модель имеет два варианта:

А) Конкретный правозащитник, сформированный из Жертвы на основе ужаса травмы лишения «Я знаю, как больно, когда нарушают границы и лишают, и заступлюсь за вас». В этой модели Спасатель всегда заступается за конкретного человека или группу людей.

Объект спасения: конкретные пострадавшие.

Терапевтические разрешения: Ты можешь заступиться за себя, не заступаясь за других, которым можешь разрешить самим защищать свои права и интересы.

Б) Абстрактный правозащитник, сформированный из протестно-мстительного Саботажника с обесцениванием возможностей «спасаемых» людей, чаще всего абстрактных и ведущий борьбу ради самой борьбы. Такие люди «спасают» родину, мир, «традиционные ценности», «права и свободы», «демократию», «веру, царя и отечество».

Объект спасения: мир, идеи, абстракции.

Терапевтические разрешения: Ты можешь перестать видеть в тех, с кем борешься тех или того, с кем на самом деле ты не согласен и против кого ты на самом деле протестуешь.

10. Гипертревожная модель формируется из Жертвы на основе страха за ребенка или родителей из-за собственной неотгореванной утраты («Буду наседкой для своего ребенка, чтобы он не умер, как его сиблинг»), либо из ужаса уничтожения при потере своего родителя-защитника.

Объект спасения: ребенок, родители, партнер.

Терапевтические разрешения: Ты можешь отгоревать свою потерю и забрать проекцию ушедшего из спасаемого. Можно отдать другим ответственность и разрешить самостоятельно проживать свою жизнь.

Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/