Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Внутренние ресурсы личности

Психологические ресурсы личности

Кембриджский словарь английского языка определяет термин «ресурс» («resource») применительно к человеку как «полезные или ценные качества, способности или собственность человека, которые могут быть использованы, чтобы помочь ему в достижении целей». Психологические ресурсы личности — это навыки, убеждения, способности и индивидуальные личностные факторы, влияющие на то, как люди справляются со стрессовыми событиями. Ресурсы личности являются основой положительного психологического капитала (PsyCap), который определяется как «позитивное психологическое состояние развития человека» (Ф.Лютенс, 2008).

К внутренним психологическим ресурсам личности относятся:

  • устойчивая самооценка,
  • здоровый оптимизм (надежда),
  • самоэффективность,
  • чувство собственного достоинства,
  • активные навыки преодоления трудностей,
  • устойчивость или способность восстанавливаться после воздействия стрессовых факторов (резилианс).

К внешним психосоциальным ресурсам относится социальная поддержка.

Без психологических ресурсов, при их истощении стресс может сильно сказаться на психологическом благополучии человека, биологических реакциях на стресс и, в конечном счете, на соматическом и психическом здоровье.

Как психологические ресурсы помогают справиться со стрессом:

  1. Наличие достаточных ресурсов помогают людям более адекватно оценивать потенциальные стрессоры. Угрожающие события кажутся менее опасными, когда у человека достаточно психосоциальных ресурсов.
  2. Наличие ресурсов помогают людям справиться с неизбежными трудностями, с которыми они сталкиваются. Психосоциальные ресурсы надежно связаны с активными копинг-стратегиями, которые включают в себя получение социальной поддержки, управление эмоциональными реакциями на стресс, сбор информации и принятие эффективных мер преодоления. Люди с достаточными психосоциальными ресурсами с меньшей вероятностью будут проявлять неадекватное избегающее поведение, такое как злоупотребление психоактивными веществами.
  3. Наконец, психосоциальные ресурсы способствуют устойчивости перед лицом основных факторов стресса, таких как стихийные бедствия и угрозы здоровью.

Работа с ресурсами применяется в различных психотерапевтических подходах. Ресурсы, предлагаемые клиенту в терапии, могут быть:

  1. Внешними (поддержка семьи, социального окружения, терапевтической группы, самого психотерапевта или психолога).
  2. Внутренними. В этом случае проводится так называемая «ресурсная активация» – помощь клиенту в использовании собственных сил и ресурсов, чтобы помочь распознать и использовать свои сильные стороны для использования в достижении поставленных терапевтических и жизненных целей.

Внутренние личностные ресурсы в ЭОТ

С точки зрения эмоционально образной терапии человек приходит в мир с мощным внутренним возобновляемым источником личных ресурсов, носителем которых является структура Подлинного «Я» - здорового Свободного Внутреннего ребенка и Любящего родителя (по мере формирования этой личностной структуры).

Однако, Внутренний ребенок (иногда уже с момента зачатия) подвергается многим воздействиям, в результате которых его ресурсы забираются, тратятся им самим, происходит отказ от них или потеря доступа к ресурсам:

  1. Интроекция, удержание и ресурсирование интроектов.
  2. Обслуживание и исполнение родительских предписаний и драйверных посланий, блокирующих ресурсы.
  3. Травматическое расщепление личности и формирование ресурсопоглащающих структур Выживающего Внутреннего ребенка – Саботажника, Спасателя
  4. Отказ ребенка от ресурсов вследствие инвестиций в других в ожидании поддержки, любви и защиты, в связи с саботажной моделью беспомощности.
  5. Инвестиция или потеря ресурса в прошлом или инвестиция в будущее.
  6. Обслуживание трансгенерационных травм, сохранение семейных тайн.
  7. Отъем ресурсов агрессором.
  8. Потеря ресурсов с собственной агрессии.
  9. Потеря контакта с собственным «Я» и включение в «игры» по охоте за ресурсами.

Почему важны внутренние психологические ресурсы с точки зрения ЭОТ?

  1. Ресурсы – это основная «энергия» жизни, обеспечивающая накопление и реализацию позитивного психологического капитала для личностного развития, эффективной самореализации и самоактуализации.
  2. В норме – ресурсы это неисчерпаемый или возобновляемый источник психической энергии, которую можно получить в любой момент (с учетом реального психофизиологического состояния).
  3. Наличие внутренних ресурсов обеспечивает высокое качество жизни с позитивным психологическим и соматическим самоощущением, идентичностью самому себе, наличию целей с возможностью их достижения.
  4. Наличие ресурсов обеспечивает лучший адаптивный потенциал личности, позволяет справляться с стрессовыми ситуациями, избегать травм или получать менее тяжелые травмы, когда их избежать невозможно, и восстанавливаться быстрее.  
  5. Наличие ресурсов обеспечивает лучший терапевтический отклик при работе с травмами в психотерапии или при самоисцелении.
  6. Наличие ресурсов связано с самооценкой, самоидентичностью, ощущением непрерывности и целостности своего «Я», желанием продолжать жить и жить наполненной жизнью.
  7. Наличие ресурсов позволяет накапливать новый опыт и открывать новые грани своего «Я».

В процессе психотерапии проясняются причины и механизмы утраты доступа к собственным внутренним психологическим ресурсам, либо причины и механизмы недостаточности ресурсов, пути их потерь. Когда все обстоятельства, причины и механизмы отказа от ресурсов, их утраты или недостаточности прояснены, клиенту помогают вернуть себе собственные ресурсы или восстановить доступ к ним.  

Образы потери собственных ресурсов личности:

  1. Изолированные объекты, отграниченные от тела клиента
  2. Объекты из «неживых» материалов.
  3. Безжизненные собственные живые части или образы Внутреннего ребенка.
  4. Отданные, потерянные или утраченные части тела.
  5. Энергетические связи в виде белых и серебристых нитей или каналов, подключенных к телу клиента, по которым уходит энергия.
  6. Наличие в теле или рядом образов «энергетических дыр»: бездонные колодцы, пропасти, воронки, люки, кротовые норы, черные дыры.
  7. Образы пробок, заслонок и других препятствий в теле на пути нормального течения энергии.

Возвращение ресурсов в процессе эмоционально-образной терапии обычно связано с одним или несколькими проявлениями:

  1. Появляется ощущение наполненности и целостности
  2. Появляется ощущение прилива энергии, теплеет тело, руки, розовеет кожа.
  3. Клиент начинает дышать полной грудью, у него распрямляется спина.
  4. Проясняется голова, зрение становится четче.
  5. Появляются ощущения нахождения «в потоке».

Варианты внутренних ресурсов личности и их образы в практике эмоционально образной терапии

  1. Жизненная энергия: энергетический шар солнечной гаммы или бело-серебристый, светящийся теплым светом шар, теплое свечение, кровь с растворенной жизнью.
  2. Источник ресурса (жизни): родник, гейзер или фонтан с чистой свежей водой, теплая мягкая земля, поле с цветами, злаковыми.
  3. Внутренняя сила: ощущение прилива силы в образе, например, при входе в изумрудное море.
  4. Поток света: световые столбы, лучи.
  5. Краски жизни: цветные красочные картины позитивных образов
  6. Ощущение свободы: открытые пространства, красивые пейзажи.
  7. Спонтанность: радость, подвижность Внутреннего ребенка.
  8. Активность: силы, желание и возможность действовать
  9. Открытость и доверие миру.
  10. Чувство слияния с природой, мирозданием, нахождение в потоке. «Энергия мира – моя энергия».
  11. Проявления творчества: танцы, песни, живопись, созидание\
  12. Ценные ресурсы: сокровища – драгоценности, бриллианты, алмазы.
  13. Получение удовольствия: сладости, мед, конфеты, шоколад.
  14. Женственность: женские цветы – пионы, лотосы, розы, лилии, цвет вишни, яблони, сакуры. Розовое желе, нефть, масло (часто требует отделения скорби и печали из своего состава), глина.
  15. Ощущение собственной красоты, нежности и совершенства
  16. Здоровая сексуальность: мед, пионы, розы.
  17. Здоровье, иммунитет: спелые сочные яблоки и другие фрукты, приятные светящиеся образы.
  18. Позитивные эмоции: радость (радостный ребенок, фейерверк, радуга), интерес и любознательность (ребенок увлечен, рисует, танцует, исследует), любовь и теплота (красное сердце, светящееся сердце, красивые цветы, солнышко, теплый светящийся шар).
  19. Легкость: бабочка, стрекоза, светлячки.
  20. Защищенность и восстановленные адаптивные границы тела: аура или кокон из энергии, здоровая розовая кожа, крепкий красивый дом.
  21. Осознанность: ясность в голове, четкость образов, светящийся мозг).
Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/