Принцип определения категории профессиональной пригодности

Принцип определения категории профессиональной пригодности

Процедура определения профессиональной пригодности включает в себя:

  • Социально-психологическое изучение личности (условия воспитания, развитие личности, моральные и волевые качества, коммуникативные особенности и т.п.)
  • Психологическое и психофизиологическое обследование (уровень развития познавательных психических процессов (память, мышление, внимание); психологические особенности личности (свойства, характер, темперамент); свойства нервной системы.

По результатам обследования выносится решение о присвоении категории профессиональной пригодности: 

  • I категория «Рекомендуется в первую очередь»
  • II категория «Рекомендуется»
  • III категория «Рекомендуется условно»
  • IV категория «Не рекомендуется». 

Первая категория профпригодности означает:

Выраженные положительные данные по результатам тестирования, наблюдения и собеседования.

Высокий уровень профессиональной направленности, высокая ориентация на выполнение профессиональной деятельности по своей специальности, в том числе и в сложных условиях. Наличие всех необходимых свойств и качеств личности, когнитивных возможностей, знаний и умений, потенциала обучаемости, адаптационного потенциала, коммуникативных навыков для выполнения профессиональной деятельности и/или обучения по специальности. 

Вторая категория профпригодности означает:

Выраженные положительные данные по результатам тестирования, Отсутствие негативных данных по результатам наблюдения и собеседования.

либо 

Отсутствие негативных данных по результатам тестирования, Выраженные положительные данные по результатам наблюдения и собеседования.

Достаточный уровень профессиональной направленности, устойчивая ориентация на выполнение профессиональной деятельности по своей специальности, в том числе и в сложных условиях. Достаточный уровень развития всех необходимых свойств и качеств личности, когнитивных возможностей, знаний и умений, потенциала обучаемости, адаптационного потенциала, коммуникативных навыков для выполнения профессиональной деятельности и/или обучения по специальности. 

Третья категория профпригодности означает:

Отсутствие негативных данных по результатам тестирования, наблюдения и собеседования.

Низкий уровень профессиональной направленности, неустойчивая ориентация на выполнение профессиональной деятельности по своей специальности, возможные затруднения при работе в  сложных условиях. Посредственный уровень развития всех необходимых свойств и качеств личности, когнитивных возможностей, знаний и умений, потенциала обучаемости, коммуникативных навыков для выполнения профессиональной деятельности и/или обучения по специальности. Возможные нарушения адаптации в сложных условиях, проявления пограничных расстройств. 

 Четвертая категория профпригодности означает:

Наличие хотя бы одних негативных данных по результатам тестирования, наблюдения и собеседования.

Недостаточный уровень профессиональной направленности, отсутствие ориентации на выполнение профессиональной деятельности по своей специальности. Невозможность выполнения обязанностей в сложных условиях. Недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, негативный прогноз успешности выполнения профессиональных обязанностей и/или обучения по специальности. Вероятность наличия расстройств личности, поведения, эмоций.

Порядок определения категории профессиональной пригодности по отдельным методикам:

1 категория по отдельной методике: 9-10 стен 

2 категория: 6-8 стен

3 категория: 3-5 стен

4 категория: 1-2 стен 

Порядок определения категории профессиональной пригодности по блоку психодиагностических методик и профессиональной направленности: 

1 категория:  по всем методикам только 1-я категория 

2 категория: хотя бы по одной методике 2-я категория или по всем методикам 2-я категория 

3 категория: хотя бы по одной методике 3-я категория или по всем методикам 3-я категория 

4 категория: хотя бы по одной методике - 4-я категория 

Андрей Демкин


Печать   Электронная почта

Статьи по теме: