Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Карл Юнг о бессмертной душе

Карл Юнг о бессмертии души

Каждый выхватывает свой собственный фрагмент мира и сооружает для своего частного мира собственную частную же систему, зачастую с герметическими стенами, так что через некоторое время ему кажется, будто он познал смысли структуру мира.

К. Г. Юнг

Психология в соответствии с точной этимологией слова - означает «наука о душе». Это очень важное понятие для самоидентификации психологов и предмета их деятельности. Спор идеалистов – анимистов и материалистов – гилозоистов (от греч. Hyle – материя о природе души человека начался еще со времен древнегреческих философов (Платон и Демокрит) и неразрешим до сих пор. Под душой в современном мире обычно понимается «дух или невидимая оживляющая сущность, занимающая физическое тело человека, и являющаяся источником жизни и ее проявлений».

В России столетие научного материализма надежно заместило в умах специалистов по душевному здоровью понятие «души» - понятием «психики». Хотя, любопытно, что и слово «психика» на древнегреческом языке (ψῡχικός – psuchikos) – прилагательное, означающее «духовный» или «душевный», образованное от «psuchē» - душа. Оксфордский словарь поясняет, что значение слова «псухе» у древних греков было иное – не такое, как сейчас. Греки понимали под душой ту часть человека, которая проявляется в состояниях, когда тело неподвижно: во время сна или после смерти.

Психологию можно определить, как науку о человеческой душе, поскольку ее основная цель — выяснить, какие психологические и эмоциональные аспекты привели к тому, что люди повредили свою душу. 

Юнг о возможном бессмертии человеческой души

Юнг считал, что потребность в смысле является фундаментальным мотивом человеческой жизни. Он писал, что «так же, как тело нуждается в пище… психика должна знать смысл своего существования». До Юнга, Фрейд отверг вопрос о смысле жизни как «невротический симптом», вопрос, который можно забыть после успешного анализа: «В тот момент, когда человек подвергает сомнению смысл и ценность жизни, он болен, поскольку объективно ни то, ни другое не существует; задавая этот вопрос, человек просто признает наличие запаса неудовлетворенного либидо…».

Напротив, Юнг считал, что смысл — это нечто большее, чем просто «удовлетворенное либидо». Он развил точку зрения, что «Бессмысленность препятствует полноте жизни и, следовательно, эквивалентна болезни», и считал, что психотерапевтический процесс должен быть направлен не только на избавление людей от их неврозов, но, что более важно, на помощь дать им более глубокое ощущение смысла жизни «…все величайшие и важнейшие проблемы жизни принципиально неразрешимы…. Их невозможно решить, а только перерасти… Смысл и цель проблемы, кажется, заключаются не в ее решении, а в нашей постоянной работе над ней. Только это предохраняет нас от отупления и окаменения»

Решающий вопрос для человека: связан он с чем-то бесконечным или нет? Это главный вопрос всей его жизни. Многим смерть кажется жестоким и бессмысленным завершением короткого и бессмысленного существования. Так это выглядит, если смотреть с поверхности и из темноты.

Более пятидесяти лет Карл Густав Юнг получал письма с вопросами о жизни после смерти и бессмертии души. Будучи ученым-эмпириком, Юнг последовательно отвечал, что это темы, в отношении которых строгая научная объективность невозможна.[i] Как он отметил в своем письме пастору В. Арцу от 17 февраля 1933 года, никогда не будет возможным «представить доказательство бессмертия души». Доказательством здесь является то, что строгая наука нашла бы убедительным в воспроизводимости, предсказуемости и объективном анализе, проводимом различными исследователями. Юнг всю свою жизнь боролся с рационалистами-материалистами, которые отрицали реальность души, и он знал, что ему никогда не удастся убедить этих «положительных невежд» даже в телепатии, а тем более во вневременности психики.[ii]

"Человек должен иметь возможность сказать, что он сделал все возможное, чтобы сформировать представление о жизни после смерти или создать некий ее образ, даже если ему придется признать свою неудачу. Невыполнение этого требования является жизненно важной потерей. Ибо вопрос, который ему задается, — это вековое наследие человечества: архетип, богатый тайной жизнью, который стремится прибавить себя к нашей собственной индивидуальной жизни, чтобы сделать ее целостной. Разум устанавливает для нас слишком узкие границы и хочет, чтобы мы принимали только известное — и то с ограничениями — и жили в известных рамках, как если бы мы были уверены, как далеко на самом деле простирается жизнь. В действительности мы изо дня в день живем далеко за пределами нашего сознания; без нашего ведома внутри нас также продолжается жизнь бессознательного. Чем больше доминирует критический разум, тем беднее становится жизнь; но чем больше бессознательного и чем больше мифов мы способны сделать сознательными, тем больше жизни мы интегрируем.Бессознательное помогает, сообщая нам вещи или делая образные намеки. У него есть и другие способы сообщить нам о вещах, которые по всей логике мы не можем знать." 

Юнг осмелился предположить, что мы, люди, «можем одновременно существовать в обоих мирах, и иногда у нас действительно возникают намеки на двойное существование. Но то, что находится вне времени, есть, по нашему разумению, вне изменения. Оно обладает относительной вечностью».[iii] «Психика способна функционировать, не сдерживаясь категориями времени и пространства. Следовательно, оно само по себе является столь же трансцендентным существом и, следовательно, относительно непространственным и «вечным».[iv] «…остальная часть психики, бессознательное, существует в состоянии относительной безпространственности и безвременья. Для психики это означает относительную вечность и относительную неотделенность от других психик или единство с ними…»[v] «Поэтому мы можем только спросить: существует ли вероятность жизни после смерти? … психика … существует в континууме вне времени и пространства. …то, что находится вне времени, в нашем понимании есть вне изменения. Оно обладает относительной вечностью»[vi] 

«Однако есть указания на то, что по крайней мере часть психики не подчиняется законам пространства и времени. Научное доказательство этого было предоставлено известными экспериментами Дж. Б. Рейна, описанными в книгах « Экстрасенсорное восприятие» и «Достижение разума». Наряду с многочисленными случаями спонтанного предвидения, непространственных восприятий и т. д., ряд примеров которых я привел из собственной жизни, эти опыты доказывают, что психика порой функционирует вне пространственно-временного закона причинности. Это указывает на то, что наши представления о пространстве и времени, а следовательно, и о причинности, неполны. Полная картина мира потребует добавления еще одного измерения; только тогда вся совокупность явлений могла бы получить единое объяснение. Поэтому рационалисты и по сей день настаивают на том, что парапсихологических переживаний на самом деле не существует; ибо их мировоззрение зависит от этого вопроса. Если такие явления вообще происходят, рационалистическая картина Вселенной недействительна, поскольку неполна». 

Юнг сообщил и о своем ощущении смерти: «…Я совершенно не уверен, что будет со мной после смерти. У меня есть веские основания полагать, что со смертью дело не кончается. Жизнь кажется интермедией в длинной истории. Это было до того, как я появился, и, скорее всего, это будет продолжаться и после сознательного периода в трехмерном существовании…»[vii] Юнг писал, что он был «Склонен полагать, что что-то от человеческой души остается после смерти, так как уже в этой сознательной жизни мы имеем свидетельства того, что психика существует в относительном пространстве и в относительном времени, то есть в относительно непротяженном и вечном состоянии».[viii] 

 Литература

[i] Sue Mehrtens. Jung on the Immortality of the Soul. Jungian Center for the spiritual sciences. https://jungiancenter.org/jung-on-the-immortality-of-the-soul/

[ii] «Письмо пастору В. Арцу», 17 февраля 1933 г.; Письма, изд. Герхард Адлер & Аниела Яффе. 2 тома. Принстон: Издательство Принстонского университета (1975), т. I, 117.

[iii] «Письмо фрау Н.», 30 мая 1960 г.; Письма , II, 561

[iv] «Письмо Г. Дж. Барретту», 12 октября 1956 г.; Письма , II, 333

[v] К.Г. Юнг «Письмо пастору Фрицу Пфеффлину», 10 января 1939 г. /Письма, т..I, 256.

[vi] «Письмо фрау Н.», 30 мая 1960 г.; Письма, II, 561.

[vii] «Письмо анониму», 10 ноября 1955 г.; Письма, II, 279.

[viii] «Письмо М. Эстер Хардинг», 5 декабря 1951 г.; Письма , II, 29.

Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/