Психологический анализ фильма "Умница Уилл Хантинг"

Психологический анализ фильма "Умница Уилл Хантинг"

Психотерапия

Основная идея фильма заключена в его амбивалентном названии «Good Will Hunting», которое некорректно переведено на  русский как «Умница Уилл Ханитнг». Буквальный перевод представляет нам  название «Хороший Уилл Хантинг» или «В поисках доброй воли», либо «В поисках добрых намерений». Не случайно и имя главной героини в фильме – Sky Lark – Жаворонок. Образ жаворонка в западной культуре - символ радостного божественного духа, птица, которая никогда не испытывала разочарований в жизни и любви, в том числе и уменьшения своей страсти.

В основе повествования лежит история математического гения Уилла Сидиса (1898 - 1944), учившегося в Гарварде, где позднее учился сценарист и актер Мэтт Деймон. Во время обучения он написал первый акт пьесы о гении с трудной судьбой для класса сценаристов. Позднее сценарий был доработан совместно с лучшим другом Мэтта и своим дальним родственником – Беном Аффлеком. Молодые сценаристы и исполнители главных ролей блестяще раскрыли темы дружбы, преданности, личностного роста и раскрытия своего жизненного потенциала. Им удалось отразить проблему близости и эмоциональной привязанности и страха перед любыми обязательствами, возможность найти потенциал для личностного роста в общении с замещающими изначально травматические и враждебные родительские фигуры старшими наставниками. Для этого обеим сторонам приходится найти изрядное количество «добрых намерений», чтобы заместить нездоровые паттерны отношений, новыми, основанными на доверии и добре, позволяющему каждому из основных действующих лиц (сам Уилл, профессор Джеральд и психотерапевт Шон) осознать и разрешить имеющиеся внутренние проблемы, связанные с неспособностью испытывать настоящую близость в отношениях.  

Что происходит с Уиллом Хантингом?

Во многих профессиональных психолого-психиатрических рецензиях на произведение Уиллу стравят предварительные диагнозы диссоциального расстройства личности (F60.2), посттравматического стрессового расстройства (F43.1) и реактивного детского расстройства привязанности (F94.1). Сам Уилл озвучивает в фильме свою основную, по его собственному мнению, проблему расстройство привязанности. Из его личной истории физического насилия со стороны отчима вытекает синдром жестокого обращения (T74).

Картину личности Уилла дополняют высокие когнитивные показатели: прекрасная эйдетическая память, способности к математическому анализу, склонность к уединению, терпеливость и дотошность в изучении и анализе огромного объема информации из книг, характерные скорее для шизоидного расстройства личности (F60.1). Кстати, прототип героя Уилл Сидс обладал вероятными шизоидными чертами. Он говорил: «Я хочу жить идеальной жизнью. Единственный способ жить идеальной жизнью - это жить в уединении. Я всегда ненавидел толпу». Вместо реализации своих талантов он провел жизнь в рутинной канцелярской работе со счетными машинами.

Представленные в фильме симптомы Уилла Хантинга:

  1. Девиантное поведение:внешне деструктивное (делинквентное, криминальное, контркоммуникативное (агрессивное, пассивно-агрессивное, манипулятивное), контрпродуктивное), нейтральное (неуместное), самодеструктивное – негативное (самонаказание), рисковое поведение.
  2. Периодическое импульсивное поведение (невозможность сдержать вспышки агрессии, спорадический уход с работы)
  3. Перемены настроения без видимой причины
  4. Прямая физическая агрессия по отношению к авторитарным фигурам мужского пола (старшие по возрасту, полицейские, преподаватели, психотерапевты)
  5. Прямая и косвенная вербальная агрессия по отношению к авторитарным фигурам мужского пола (студент-конкурент, преподаватели, психологи, судья, адвокат, представители АНБ).
  6. Садистское поведение (психотерапевты, подруга)
  7. Манипулятивное поведение (преподаватель, работодатели).
  8. Повышенная конфликтность в межличностных отношениях.
  9. Заниженная самооценка и комплекс неполноценности.
  10. Вторжение травматической памяти (диссоциированный визуальный образ отчима)
  11. Устойчивые негативные убеждения и переживания относительно себя.
  12. Ощущение собственной дефектности.
  13. Инфантилизм в мотивации поступков и поведении.
  14. Внутренние конфликты между собственными принципами и чувствами, желаниями.
  15. Ошибки прогнозирования результатов своих действий.
  16. Плохое усвоение своего и чужого жизненного опыта.
  17. Избирательное отсутствие эмоциональной вовлеченности в отношения (с девушкой и преподавателем, но не с друзьями)
  18. Избирательный страх и избегание глубокой эмоциональной привязанности (с девушкой, но не с друзьями).
  19. Страх быть покинутым близким человеком (девушкой)
  20. Повышенный уровень подозрительности по отношению к незнакомцам.
  21. Самонаказание – умышленное занижение социо-экономического статуса.
  22. Реакции избегания в ответ на жизненные вызовы.

При этом у Уилла не наблюдается выраженной гедонистической направленности личности, аддиктивных расстройств, постоянного высокого уровня агрессивной готовности, суицидального подведения, ведения асоциального образа жизни, значительного влияния аффекта на мышление, симптоматики ПТСР, соответствующей диагностическим критериям. Также Уилл не обвиняет других в своих проблемах (при этом осознавая, что его детский и подростковый период жизни был травматичным для него), обладает высокими когнитивными способностями, у него сохранена критическая оценка себя и окружающих, достаточно развита внешняя эмпатия, он поддерживает теплые эмоциональные отношения с друзьями, при необходимости (но не всегда) хорошо адаптирует свое поведение к внешним условиям.

психолог Андрей Демкин

Причины возникновения проблем и симптомов

Уилл является сыном женщины, страдающей хроническим алкоголизмом (вероятно «пьяное зачатие»), рос без родного отца с отчимом в условиях постоянного эмоционального отвержения, отсутствия любви и нормальной привязанности, эмоциональной холодности и постоянного физического (сексуального?) насилия со стороны отчима. От насилия, скорее всего, он уходил в мир фантазий и иллюзий, мир книг и информации. Такой уход нередко способствует формированию расщепления (диссоциации) личности, но в фильме этот аспект не раскрыт.

В результате деструктивных отношений в семье ребенок не усвоил образцов здоровых межполовых отношений, стал испытывать недоверие и агрессию к авторитарным мужским фигурам. Пренебрежение им со стороны родителей привело к гиперактивности, импульсивности и формированию паттернов провоцирующего поведения с целью бессознательного привлечения к себе внимания. Отвержение со стороны матери привело к формированию недоверия к душевно-интимным отношениям с женщинами и постоянному бессознательному страху быть   брошенным, что нарушило формирование привязанности к подруге. Кроме того, проявляя элементы психологического садизма по отношению к Скай Ларк, Уилл патологическим путем бессознательно компенсирует нанесенные ему матерью психологические травмы.    

Наличие эмоционально близких, поддерживающих друзей без выраженных патопсихологических нарушений (к тому же стимулирующих его личностное развитие и оказывающих житейскую психологическую помощь) позволило Уиллу по мере взросления переработать имеющиеся психотравмы детства и сохранить условно-приемлемую социально-психологическую адаптацию.  

Психолого-психиатрическое заключение

На синдромальном уровне у Уилла наблюдаются признаки возбудимого варианта личностно-аномального патопсихологического синдрома с элементами психогенно-невротического синдрома (внутриличностный мотивационный конфликт).

Предлагаемые разными авторами предварительные психиатрические диагнозы Уилла Ханитнга как диссоциального расстройства личности, равно как и ПТСР не находят своего подтверждения.

На клиническом уровне вероятен предварительный диагноз:

Эмоционально-неустойчивое расстройство личности. Пограничная личность (F60.3)

Особенности продемонстрированной в фильме психотерапии

Из клинической практики известно, что пациенты (клиенты), страдающие расстройствами личности имеют низкие шансы на успешность психологической коррекции. Мотивация к изменениям у них крайне низкая. Они соглашаются на терапию чаще под давлением внешних факторов, что и было показано в фильме, где прохождении курса терапии было условием избегания тюремного срока. Также в реальности очень мала вероятность инсайта, который был продемонстрирован в фильме. Обычно работа с такими пациентами построена на основе когнитивно-поведенческой терапии для обучения эмоционально-поведенческому контролю, обучению контроля импульсов и гнева, постановке и достижению реальных целей. С некоторой вероятностью может помочь тренинг самоэмпатии и через ее развитие – межличностной эмпатии. Однако пациенты с расстройствами личности чаще всего неспособны к длительной терапии и нередко ее просто прерывают. Вне терапевтических условий коррекция поведения крайне затруднена, так как такие люди подчиняются только превосходящей силе или для получения немедленной выгоды.

Показанная в фильме терапия с Шоном Магуайром в значительной мере отражает романтически-иллюзорные представления авторов сценария о процессе психотерапии, так как поведение терапевта не вписывается ни в одну из традиционных психологических школ. Кроме того, продемонстрированный процесс терапии имеет некоторые нарушения этических принципов (конфиденциальности, нейтральности, добровольности, конфликта интересов).

Однако, возможно, что выбранная Шоном тактика во многом позволила достучаться до глубины души Уилла. Первым шагом, как ни странно (и не этично), стала физическая агрессия Шона в ответ на провокационные оскорбления отношений терапевта и его супруги. На уровне инстинктов и языке отношений улицы, терапевт показал силу своей личности и готовность переходить границы – точно так же, как и готов действовать сам клиент. Пренебрежение Шоном историческим матчем ради свидания с понравившейся девушкой – тоже понятный и ценимый Уиллом шаг. Таким образом, терапевт сделал первый шаг к завоеванию доверия, продемонстрировав Уиллу, что он не из враждебного мира «пиджаков».

Следующий значительный шаг, который усилил построение доверия, стала искренняя открытость личности Шона перед своим клиентом, которая показала Уиллу, что быть искренним перед самим собой и другими может быть безопасно. Именно добрые намерения (good will) Шона в совокупности с открытостью и чистотой его главного рабочего инструмента – души, позволили дать Уиллу толчок к осознанию основ искренних, открытых и честных отношений. Однако терапевтический успех мог бы и не состояться, если бы судьба Уилла не сложила позитивный альянс из профессора Джеральда и Скай Ларк, каждый из которых дал Уиллу мощный личный мотив для изменений.

Надеюсь, что материал был полезен для Вас. Может быть, Вам будет интересно узнать, какими еще качествами должен обладать эффективный консультирующий психолог

Андрей Демкин

Статьи по теме: