Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Нейропсихологическая диагностика распознавания эмоций

Нейропсихологическая диагностика распознавания эмоций

Конструкт «социальная коммуникация» домена социального процессинга парадигмы RDoC включает как воспринимаемые, так и продуцируемые действия, используемые человеком для обмена социально значимой информацией. Социальная коммуникация необходима для интеграции и поддержания взаимодействия в социальной среде. Система социального процессинга опосредуют реакции в межличностных ситуациях различных типов, включая восприятие и интерпретацию действий других.Эта конструкция является взаимной и интерактивной, а способности к социальному общению могут появиться уже в самом раннем возрасте.

Социальное общение отличается от других когнитивных систем тем, что оно основывается на взаимодействии с подобными себе. Основополагающий нейронный субстрат социальной коммуникации развивался для поддержания как автоматического (рефлексивного), так и волевого контроля поведения и реакций, включая мотивацию и способность участвовать в социальной коммуникации. Рецептивные аспекты социального процессинга могут быть неявными или явными: например, способность распознавать эмоции других, их мимику и свойства личности. Продуктивные аспекты включают в себя зрительный контакт, эмоционально и информативно выразительный ответ и следящий контроль за реакцией других.

Подсистема социальной коммуникации обычно использует информацию из нескольких модальностей, включая мимику, голосовые, интонационные и языковые особенности, восприятие жестов и поз (пантомимика), обонятельное и эстетическое восприятие.

Субконструкты социальной коммуникации:

Восприятие мимических реакций: способность воспринимать чье-то эмоциональное состояние невербально, основываясь на выражениях лица, включая гримасы эмоций и миктоэмоции.

Продуцирование мимических реакций: способность выражать свое эмоциональное состояние невербально через выражение лица и микроэмоции.

Восприятие нелицевой невербальной коммуникации: способность воспринимать социальную и эмоциональную информацию, основанную на способах, отличных от выражения лица, включая невербальные жесты, позы, динамику и пластику движения тела, интонационные особенности речи, производство звуков (ворчание, кряхтение, прокашливание) и т. п.

Продуцирование нелицевой невербальной коммуникации: способность выражать социальную и эмоциональную информацию, основанную на способах, отличных от выражения лица, включая невербальные жесты, динамику и пластику движения тела, интонационные особенности речи, производство звуков (ворчание, кряхтение, прокашливание) и т. п.

 Нейропсихологическая диагностика

Для оценки восприятия мимических реакций используется тест на распознавание эмоций Пенна – ЭР-40 (Penn Emotion Recognition Test, ER-40; Carter C. et al., 2009), который обеспечивает идентификацию и оценку реагирования на эмоции, а также контекстуальные особенности модуляции эмоционального реагирования человека. Стимульный материал включает в себя 40 цветных фотографий лиц, выражающих 4 основных эмоции – счастье, грусть, гнев или страх, а также нейтральные выражения (рис. 39). Стимулы сбалансированы по признаку пола, возраста и этнической принадлежности, и для каждой категории эмоций включены 4 лица с высокой интенсивностью выражения эмоций и 4 – с низкой интенсивностью. Все стимулы в ER-40 представляют собой реальные изображения вызванных или переживаемых людьми эмоций.

Нейропсихологический тест на распознование эмоций

Рис. 1. Пример стимульного материала и заданий на распознавания эмоций

При выполнении ER-40 испытуемому предлагается изучить ряд лиц и определить отраженные на них эмоции, выбирая из 5 возможных вариантов ответа. Задание начинается с практического испытания, в котором участнику предоставляется обратная связь. Если ответ участника неверен, он информируется о правильном ответе и снова проходит пробное задание до получения правильного ответа. В зачетном исследовании все стимулы представлены в случайном порядке. Среднее время тестирования составляет менее 5 минут. Программа осуществляет подсчет правильных ответов по каждой группе эмоций, и среднее время реакции. Максимальную точность распознавания обычно обеспечивает эмоция счастья. Нейровизуализация показывает, что при выполнении задачи выявляется особенно сильная двусторонняя активация в миндалине, гиппокампе, таламусе, веретенообразной извилине и нижней лобной извилине. Кроме того, у здоровых людей правильное выявление гнева связано с большей активацией миндалины, а страха – миндалины, веретенообразной извилины, таламуса, средней лобной извилины и нижней лобной извилины.

Восприятие и генерация мимической и немимической коммуникации осуществляется с помощью теста на осознание социального восприятия (The Awareness of Social Inference Test, TASIT; McDonald S. et al., 2003). Недостаточные социальные навыки (отношения, включенность и участие, самоуважение) характерны для самых разных клинических значимых состояний, напр., расстройств аутистического спектра, шизофрении и последствий черепно-мозговых травм. Учитывая важность социального восприятия для эффективного социального взаимодействия, точная его оценка является приоритетной задачей, решаемой с помощью теста на осознания социального восприятия (TASIT).

TASIT это аудиовизуальный инструмент, разработанный для клинической оценки социального восприятия с альтернативными формами для повторного тестирования. В части 1 оценивается распознавание эмоций, в частях 2 и 3 оценивается способность интерпретировать разговорные замечания, подразумеваемые буквально (т.е. искренние замечания и ложь) или не буквально (т. е. сарказм), а также способность выносить суждения о мыслях, намерениях и чувства докладчиков. Тест состоит из трех частей с альтернативными формами для повторного тестирования.

В первой части теста производится оценка эмоций: оценивается способность распознавать шесть основных эмоций (счастье, удивление, гнев, печаль, страх и отвращение) и отличить их от нейтральных выражений, когда они динамично изображаются профессиональными актерами в специально подготовленных видеофрагментах.

Во второй части теста оценивается восприятие социальной коммуникации: оценивается способность испытуемого выносить суждения относительно значения разговорных замечаний, сделанных профессиональными актерами во время коротких выступлений на видеофрагментах. В эпизодах говорящий актер либо искренен, либо нет, либо проявляет сарказм. В последнем случае его замечания следует понимать не буквально, например, фраза «Вы мне очень помогли!» представляет противоположное буквальному значение. Испытуемый обязан ответить на вопросы о мыслях, чувствах (включая такие эмоции, как смущение и раздражение), намерениях и доносимого смысла в речи говорящих, основанные на поведении, включая выражение их лиц, тон голоса и жесты

В третьей части теста выступающие на видеофрагментах актеры вовлечены в диалоги, в которых они либо лгут, чтобы быть вежливыми («Конечно, вы не выглядите толстым!») или отпускают саркастические замечания с обратным значением. Здесь же испытуемому дается дополнительная информация через визуальные подсказки или в вербальном сообщении в прологе перед эпизодом, информирующем его об истинных убеждениях и намерениях говорящего. Включение этой дополнительной информации позволяет провести оценку, способен ли испытуемый интегрировать и использовать явную контекстуальную информацию относительно убеждений персонажа ролика. Испытуемый также, как и во 2 части, должен вынести подробные суждения о мыслях, чувствах, значениях слов актеров.

TASIT подходит для оценки социального познания в целях диагностики трудностей с использованием социальных сигналов. TASIT обладает адекватными психометрическими свойствами в качестве клинического теста социального восприятия. На эффективность TASIT влияют скорость обработки информации, рабочая память, способность обучаться, качество исполнительного функционирования. Стимульный материал TASIT предоставляет полезную информацию об особых трудностях, с которыми сталкиваются люди при интерпретации сложных социальных явлений. Поскольку в тесте используются естественные примеры социальных взаимодействий, результаты указывает непосредственно на то, с какими социальными взаимодействиями человек может испытывать трудности.

Форма A TASIT содержит стимулы для взрослых в возрасте от 16 до 75 лет, в то время как форма B содержит данные для взрослых в возрасте 16-40 лет. Тест также подходит для использования у подростков в возрасте от 13 до 15 лет.

Время проведения частей 1-3 составляет приблизительно 60 минут. Альтернативная краткая форма TASIT занимает всего 20 минут. Оценка социальных когнитивных способностей завершается вычислением итоговых баллов, которые легко суммируются в сводных формах учета ответов.

Андрей Демкин

Статьи по теме:

О сайте

На случай, если Вы добрались до этого футера и не видели других страниц, поясняю, что Вы находитесь на сайте доктора Демкина, посвященном вопросам психологии, психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала.