Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Анализ суицидальной попытки

Анализ суицидальной попытки

Описание ситуации попытки суицида. Анамнез жизни и ключевые события, подтолкнувшие клиента к попытке покончить с собой.

Клиент: выжившая в результате незавершенного суицида А., женщина 32 лет, финансовый менеджер, мать годовалого сына, только что пережившая развод с мужем - отцом ребенка.

Женщина стала жертвой жестокого обращения со стороны мужа, развелась с ним и переехала жить вместе с ребенком к родителям. Через некоторое время у нее появились болезненные симптомы: приступы дрожи, холодного пота, гипервентиляция и неконтролируемый плач. Одновременно А. стала замечать, что у нее «пропали эмоции», она «ничего не чувствовала», словно была в «эмоциональном вакууме». Ее родители оказывали ей поддержку, взяв на себя заботу о ребенке.

Уплощение эмоций вскоре стало сопровождаться диссоциативными расстройствами: синдромом деперсонализации-дереализации. Она ощущала себя «словно наблюдающей за своей безжизненной телесной оболочкой». Вскоре симптомы дополнились истинными слуховыми галлюцинациями. Тихий, реально слышимый голос шептал ей «Ты ужасная», «Ты ничего этого не заслуживаешь», «Твоей семье было бы лучше без тебя», «Ты должна убить себя». Постепенно голос стал звучать громче и громче. Иногда состояние вызывало у нее сильный стыд и боль, но в большинстве случаев у нее не хватало энергии или эмоциональной способности чувствовать что-либо. Она женщина стала думать, что должна послушаться и «покончить со всем этим». А. сказала маме, что хочет убить себя. Но из-за полного отсутствия эмоций при этом заявлении мать не восприняла серьезности ситуации, и сказала, что «иногда все так думают». А. в результате «поняла», что голос говорил ей «правду» - «она действительно не важна для своей семьи». Она решила немедленно покончить с жизнью и стала продумывать план самоубийства. Она проработала план, но желание жить боролось с желанием умереть, и А. сказала подруге «Я серьезно подумываю о самоубийстве». Подруга обеспокоилась и сказала: «Ничего не делай, хорошо? Тебе надо к врачу!». К сожалению, у А. уже не было сил обращаться за помощью. Как она сказала: «для этого требовалось бы больше энергии, чем для самоубийства». В итоге она приняла блистер таблеток снотворного и уснула. Ей повезло: через некоторое время ее вырвало, а так как она лежала на боку – она не захлебнулась рвотой. Услышав шум, родители проснулись и вызвали скорую, которая увезла ее в больницу.

Клиническая картина события с причинно-следственными связями дисбаланса внутреннего состояния человека. Ключевой фактор принятия решения о суициде. 

Судя по клинической картине, А., вероятно страдала от депрессии (Депрессивный эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами F32.3), которая была вызвана пережитой травмой (насилие в семье, развод) в сочетании с интенсивной гормональной перестройкой в послеродовом периоде. В лечебном учреждении самой А. объяснили ее состояние «послеродовой депрессией», не фиксируя ее внимания на психотических симптомах, чтобы избежать стигматизации. А. было назначено медикаментозное лечение в стационарных условиях, которое было успешным: впоследствии девушка выписалась и продолжила работу и воспитание сына.

К осуществлению суицидальной попытки привело стечение нескольких обстоятельств и факторов риска суицида:

  • непрекращающиеся страдания от звуковых галлюцинаций императивной суицидальной направленности,
  • апато-абулический синдром, лишивший ее сил обратиться за помощью,
  • отсутствие должной реакции со стороны близких, которое послужило триггером для осуществления суицидального замысла.

   А. отмечала, что весь прогресс от манифестации «голосов» до попытки суицида занял 2 месяца, но ей казалось, что прошло не менее года. Самоубийство она воспринимала как единственно возможный простой и безболезненный способ избавления от страданий. Она отмечала, что активная позиция родителей и подруги, если бы они ее проявили – например, взяли бы и отвезли ее в больницу, могла бы предотвратить самоубийство. У нее самой сил на это не было, а суицид требовал минимальных затрат дефицитной психической энергии. Также никто реально не интересовался ее состоянием и переживаниями. Попытка суицида была истинной, направленной на прекращение страданий и жизни.

Возможная программа реабилитации для клиента в постсуицидальном периоде.

1. Фармакотерапия основного психического расстройства.

2. Заключение антисуицидального контракта.

3. Постоянное поддержание контакта (доступность по телефону и другим каналам связи), искреннее внимание, участие и эмпатия.

4. Принятие клиентки, такой как она есть.

5. Прямое обсуждение вопросов суицида. Мониторинг суицидальных мыслей, планов и намерений. Составление позитивного плана действий для кризисной ситуации.

6. Определение и усиление причин жить.

7. Демонстрация надежды на улучшение через определение положительных моментов в ее жизни.

8. Помощь в построении планов на будущее, решение проблем и постановки новых целей.

9. Определение зон, где клиентка могла бы сама себе активно помогать восстанавливаться. Поиск внешних ресурсных источников (религия, творчество и т.п.)

10. Работа (психоэдукация, тренинг) с ближайшим кругом возможной поддержки: друзья, родственники.

11. Терапия в группе людей, переживших суицидальные попытки.

12. Использование подходов КПТ - идентификация иррациональных и деструктивных мыслей, глубинных убеждений и замена их на адаптивные, работа с самовосприятием и самооценкой. Работа с депрессией и пережитыми травмами: поведенческая активация и самовознаграждение, выявление и замена депрессивных мыслей-руминаторов, выработка эффективных копинг-стратегий.

13. Отработка аниткризисного плана действий и составление его на бумаге: какие действия будут предприняты для успокоения, какие позитивные утверждения будут использованы в разговоре с самой собой, как будут оспорены деструктивные и иррациональные мысли, к кому и как она обратиться за помощью, чего не будет делать.

13. Терапия травматического содержания: десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ), арттерапия, анималотерапия.

14. Обучение самостоятельной работе с техниками поведенческой активации, анализа негативных мыслей, регулирования эмоций и осознанности, сострадания к себе, решения проблем и эффективной коммуникации.

15. Использование КПТ приложений типа «АнтиДепрессия».

Краткий вывод

Описанный случай показал, что депрессивные расстройства являются серьезными факторами риска суицидов. При этом страдающий человек может не осознавать опасности своего состояния из-за эмоциональной блокады. Отсутствие сил и воли могут сделать для такого человека невозможным обращение за медицинской помощью, а суицидальные намерения могут сформироваться весьма стремительно.

Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью. 

Андрей Демкин

author 10

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/