Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Психодинамическая психотерапия в фильме "Антуан Фишер"

Психодинамическая психотерапия в фильме "Антуан Фишер"

Учебный пример рассмотрения отдельных аспектов психодинамической психотерапии на примере  клинический случай из фильма «Антуан Фишер» («Antwone Fisher»), 20th Century Fox, 2002.

Сюжет фильма основан на реальной истории автора книги «В поисках рыбы» («Finding Fish») и сценария – самого Антуана Квентона Фишера. В ленте отражена история построения личностью психологического резилианса - способности восстанавливать силы или оправляться от ужасных невзгод и факторов высокого риска психологической и социальной дезадаптации. Фильм настолько достоверно воспроизводит элементы психодинамической психотерапии, что служит учебным пособием на факультетах психологии в западных университетах.

Контекст рассматриваемых сеансов консультирования касается подавленных эмоций, сексуального насилия, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), пострабской наследуемой травмы, вопросов самооценки и самоидентичности, межличностных отношений, смерти, потерей и горя.

Автор и главный герой - афроамериканец, чей прадед еще успел побывать рабом, родился в тюрьме, когда его матери Еве Мэй было 17 лет. Его отцом был Эдди Элкинс, которого в возрасте 23-х лет застрелила любовница. Это произошло еще до рождения самого Антуана. После того как малыш появился на свет, его поместили под опеку государства. Он сменил несколько приемных семей, в конце концов, оказался в доме преподобного и миссис Пикетт, где в течение 14 лет сталкивался с самыми изощренными издевательствами, эмоциональным, физическим и сексуальным насилием. После того, как он окончил школу, он покинул дом преподобного. Подростку пришлось жить в приюте, спать в парке на скамейках и пытаться выжить, водя знакомства с преступниками. Преступная выходка унесла жизнь его единственного друга и чуть не стоила Антуану его собственной. Именно в этот момент он решил поступить на службу во флот, чтобы изменить свою жизнь, найдя более достойный источник средств к существованию.

Он прослужил во флоте одиннадцать лет. Во время службы он подружился с флотским психиатром, коммандером Уильямом, который помог ему осознать, что у него есть потенциал для изменения своей жизни. После того, как Фишер ушел из военно-морского флота, он получил работу охранника в Sony Pictures Entertainment, окончил курсы сценаристов и приступил к созданию книги по своей автобиографической истории. В 1992 году Антуан отправился на поиски своей биологической семьи и познакомился со своей тетей, Аннет Элкинс, а через несколько месяцев смог воссоединиться с остальными членами своей семьи, в том числе со своей матерью, Евой Мэй.

В фильме эта история показана автобиографически точно, со многими интересными нюансами, в том числе достаточно подробно показаны терапевтические отношения Антуана и флотского психиатра – аналитика Джерома Давенпорта. Их знакомство состоялось после агрессивного нападения Антуана на оскорбившего его на расовой почве сослуживца. По приговору военного суда Антуан был разжалован из матроса третьего класса в рядового. Чтобы избежать позорного увольнения из флота, суд предоставил Антуану шанс пройти курс обязательной психотерапии в психиатрическом центре ВМФ США в Сан-Диего.

История Антуана

Антуан прошел путь жизненного становления, подвергнувшись действию практически всех возможных потенциально психотравмирующих факторов: ранняя сепарация от матери, возможно, отсутствие контакта «кожа-к-коже» и грудного вскармливания, отсутствие материнского внимания, любви и ласки, опыт постоянного пренебрежения и заброшенности, длительное эмоциональное и физическое насилие, покушение на телесную и душевную целостность, реальная угроза жизни, потеря единственного друга. Последние годы юности Антуана прошли в исправительном учреждении для несовершеннолетних. Он не смог окончить среднюю школу. Все вместе эти факторы создали веские причины для чувства гнева на мир вокруг. Большую часть времени ему удавалось удерживать злость внутри себя. Он страдал от неуверенности в себе и стыда за свое прошлое. А когда его неустойчивая самооценка подвергалась кем-то сомнению, он реагировал вспышками гнева и физической агрессии, что и привело его на принудительный курс психодинамической терапии.

Уровень патологии личности Антуана

История жизни и травм Антуана, его отношение к себе, другим людям, к окружающему миру (реальности), характерные нарушения регуляции поведения, диссоциальное поведение, использование примитивных форм психологических защит (отрицание, проективная идентификация и расщепление), агрессивная реакция на обязательную психотерапию (отказ говорить с аналитиком), нарушения границ терапевтического сеттинга, диффузная идентичность личности (противоречия и разрывы в идентичности), ограниченные возможности наблюдающего Эго позволяет говорить о пограничной организации личности Антуана с фиксацией на анальной стадии развития (по З.Фрейду) или подфазе воссоединения фазе сепарации-индивидуации (по М. Малер). Сохраненная способность к тестированию реальности (хотя и с характерным «черно-белым» искажением мышления), положительная реакция на интерпретации говорит о большей близости к невротическому полюсу, чем к психотическому.

Антуан страдает как невротическими конфликтами (сексуальными – девственность в зрелом возрасте, связанными с ауто- и гетероагрессией), так и характерными для пограничной организации: конфликты приближения и избегания (по М.Малер), конфликт страха перед поглощением другой личностью и депрессия покинутости (по Д. Мастерсону).

На клиническом уровне у Антуана вероятны диагнозы Эмоционально-неустойчивое расстройство личности (пограничное расстройство личности) и, вероятно, хроническая форма Посттравматического стрессового расстройства.

С точки зрения структуры психики Антуан, имея нарушения в области интеграции своей идентичности и будучи склонным к враждебной защите своего Эго, проецирует свое обвиняющее Суперэго на фигуру аналитика, приписывая ему функции обвинения и наказания. Антуан проецирует на доктора не только отношение ко всем жестоким и безразличным родительским фигурам (суррогатные родители, воспитатели), отношения с которыми травмировали его в детстве и юношестве, но и фигуры рабовладельцев, травма отношений с которыми предается из поколения в поколения в афроамериканской популяции. Не случайно доктор в качестве домашнего задания дает Антуану книгу о психологических проблемах рабов «The Slave Community, The Philosophy and Opinions of Marcus Garvey». В дальнейшем, по мере прогресса терапии, Антуан проецирует на врача идеальный образ хорошего отца, которого у него никогда не было. Возникает настолько сильный перенос, что на определенной стадии терапии можно говорить о возникновении нездоровой зависимости, чему попустительствовал сам доктор Девенпорт под влиянием своего контрпереноса, называющий Антуана «сыном» и, играя роль отца, сознательно нарушая границы сеттинга, вынося отношения за рамки терапии (приглашение домой и знакомство с женой).

С точки зрения теории объектных отношений (М. Кляйн) отсутствие во внутреннем мире Антуана интернализированных репрезентаций надежного, постоянно поддерживающего материнского объекта привело к формированию диффузной идентичности, заставляя его навязчиво искать и находить замену матери в искусственных объектах-заместителях, формируя симбиотическую привязанность-зависимость, что можно увидеть в динамике развития отношений Антуана с доктором Девенпротом. В какой-то момент во время сеанса Антуан даже заявляет: «Почему я должен искать свою семью, когда у меня есть вы, Док?», что может свидетельствовать о сложившихся зависимых симбиотических отношениях. На ранних же стадиях терапии Антуан, регрессируя, отыгрывает сепарацию с родительскими фигурами, стремясь разорвать навязанные отношения с доктором Девенпортом, воспроизводя как травму разделения с биологическими родителями, так и разрыв травмирующих отношений с суррогатными родительскими фигурами.

С точки зрения теории драйвов, исходя из известной истории жизни героя, из особенностей проявления переноса (злоба, упрямство, нежелание «производить» слова,   противоречивость, обвинения) можно предположить фиксацию на анальной стадии психосексуального развития. Страх кастрации, удерживающий Антуана от отношений с понравившейся ему девушкой, может также свидетельствовать о переносе на нее образа матери и фиксации на фаллической стадии развития.

Сопротивление в терапии

С точки зрения структуры психики Антуан проявляет различные виды сопротивления:

  • Сопротивление Ид – сопротивление любым изменениям в виде упрямого отказа Антуана входить в анализ, а затем стремление разорвать терапевтические отношения.
  • Сопротивление Суперэго проистекает из чувства вины и его стремлению к наказанию, что проявляется провоцирующим отношением к терапевту, и повторным правонарушением в Мексике, что привело к закономерному наказанию.
  • Эго сопротивление проявляется как в виде переноса (рассмотренного выше), так и в регрессии и отрицании в отношении своих проблем и курса терапии.

Анализ сновидения

В фильме приводится два повторяющихся сновидения Антуана. Первый сон, показывает Антуана-ребенка на пшеничном поле (материнский символ), за которым высятся внушительные силосные башни (фаллические символы). Антуан входит в распахнутые ворота огромного сарая (символическое вхождение в материнское лоно), где, однако его встречает огромный афроамериканец, протягивающий ему руку (образ отца, символика занятой материнской вагины отцом, угроза кастрации). Антуан попадает внутрь сарая (регрессия – возврат во внутриутробное состояние), где накрыты столы и стоит много празднично одетых в костюмы разных эпох афроамериканцев (желание воссоединения с предками). Его мать берет ребенка за руку, ведет во главу стола (желание воссоединения, получения недостающего внимания и регрессия в детское блаженно-инфантильное состояние), где ему подают огромную стопку пышных блинов, утопающих в масле. Все машут и улыбаются Антуану. Это сон появляется как символ желания и надежды Антуана на реализацию чувства принадлежности и получения безусловной любви, которую семья должна обеспечить. Семья, о которой мечтает Антуан, включает не только ближайших родственников, но и большую «семью» афроамериканских предков.

Однако стопка блинов отсылает к повторяющимся ночным кошмарам, которые преследуют Антуана. Блины играют для него важную символическую роль «хороших дней», когда в приемной семье миссис Тейт не будет издеваться над ним в подвале, потому что у нее с утра хорошее настроение и она печет блины. Если же с утра на кухне был запах овсянки и яичницы, то это означает, что Антуану предстоят пытки в подвале, от осознания чего он в ужасе просыпается.

Важное значение, раскрывающее детские страдания, несет и написанный Антуаном стих, который он прочел доктору и его супруге за столом:

Мальчик внутри мужчины.

Кто будет плакать о маленьком мальчике?

Кто хорошо знает обиду и боль.

Кто будет плакать о маленьком мальчике?

Он умирал снова и снова.

Кто будет плакать о маленьком мальчике?

Он старался быть хорошим мальчиком.

Кто будет плакать о маленьком мальчике?

Кто плачет внутри меня.

Клянусь Антуаном Фишером,

Кто будет плакать о Маленьком Мальчике?

Контртрансферные реакции

Доктор Давенпорт переживает контрперенос, поскольку он устанавливает отношения со своим клиентом, наполненные теплотой и связью, отсутствующей в его бездетном браке. Антуан на некоторое ​​время становится суррогатным сыном психиатра, который сам отрицает боль своего бездетного брака. В результате развиваются эмоционально эксплуататорские двойственные отношения. Доктор вводит Антуана в свою семью, говорит ему: «Я люблю тебя, сынок». И это не единственное нарушение границ. Доктор Давенпорт говорит Антуану во время одного сеанса: «Я дам тебе свой номер телефона. Если у тебя возникнут какие-либо проблемы, какие-либо вопросы, звони мне ... в любое время дня и ночи. ... позвони, ладно?»

С другой стороны «суррогатное отцовство» дает возможность Антуану впервые в жизни ощутить поддержку семьи, получив корректирующий эмоциональный опыт. «Отцовская» роль наставника, учителя, образца для подражания действительно становится критически важной для становления целостности личностной идентичности Антуана. Доктор становится моделью «мужественности», которую можно интроецировать, чтобы заполнить пустоту в жизненном опыте Антуана.

Отношения пошли на пользу и доктору. После завершения сеансов Давенпорт говорит Антуану, что работа с ним сделала его гораздо лучшим специалистом и мужем. Трансформация самого доктора спасает его начавший разрушаться брак. А самораскрытие этой трансформации клиенту усиливает достигнутый терапевтический результат.

Динамика психотерапии

Изначально Антуан сопротивлялся принудительной психотерапии, но искусная работа доктора (использование молчания, манипуляция этническим контекстом) позволила клиенту успешно войти в терапию. Более того, прогресс наметился уже после первого же сеанса. Хотя Антуану было положено пройти лишь три сессии, он не удовлетворился результатами, почувствовав, что впервые может что то кардинально изменить в своей жизни. В результате он настоял на продолжении терапии, которая в конечном итоге, вышла за рамки традцицонного сеттинга.

В терапии Антуан встретился лицом к лицу с корнями своего травматического опыта, сумел отреагировать вытесненные эмоции. Позитивные модели родительско-детских отношений, преподанные терапевтом и его супругой, послужили опорной точкой для замещения патологических моделей отношений нормальными. По мере того, как душевные раны Антуана начинают заживать, он начинает обретать внутренние ресурсы, которые помогают построению психологического резилианса. Преодолев травмы прошлого, Антуан может прорваться через броню своей защитной оболочки, объединить расщепленные части своей идентичности и стать собой подлинным - умным и чувствительным молодым человеком, который пишет стихи, рисует и любит свою девушку Шерил Смолли, страх сближения с которой был успешно преодолен. Любовь стала необходимым элементом для завершения корректирующего позитивного эмоционального опыта Антуана.

В финале фильма Антуан находит в себе силы вновь встретиться со своими мучителями из детства, узнать у них имена своих родителей и разыскать вначале тетушку, а затем свою биологическую мать – Еву Мэй и семью отца. Это путешествие оказалось для Антуана хотя и мучительным, но плодотворным и освобождающим.

Продолжение истории Антуана

Уникальная автобиографическая ситуация дает нам возможность узнать, как на самом деле сложилась судьба Антуана Фишера. Он получил работу охранника в Sony Pictures в Голливуде. Он прошел обучение на курсах сценаристов, которую оплатил церковный благотворительный фонд Лос Анджелеса. Написанный им автобиографический сценарий, который можно рассматривать как «терапевтическое творчество», попал в руки продюсеров и обрел форму фильма. За год до выхода фильма Антуан издал книгу о своей истории жизни и исцеления. Он сумел преодолеть свои душевные травмы и последующие психологические проблемы благодаря интеллекту, трудолюбию и готовности к переменам. Поддержка и дружба флотского психиатра, любовь девушки и поддержка церкви помогли достичь ему устойчивости в жизни. Судьба дала ему шанс, и он сумел им воспользоваться. В настоящее время Антуан Фишер обрел смысл жизни в продвижении и улучшении социальной системы защиты детей, которая в свое время здорово его подвела.

Андрей Демкин

author 10

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/