Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Боевые психологические операции

Боевые психологические операции

“Настоящая цель на войне - это разум вражеского командования, а не тела его войск. Если мы будем действовать против его войск, то, в основном, ради того эффекта, который действие произведет на разум и волю командира”.

Сэр Б. Х. Лидделл Харт (1895-1970)

Боевые психологические операции определяются как планируемые мероприятия с использованием методов стратегической коммуникации и других средств, направленных на целевую аудиторию, с целью повлиять на восприятие, отношение и поведение, влияющие на достижение политических и военных целей [AJP-3.10.1(B), 2014]. Согласно польскому доктринальному документу «Operacje Psychologiczne DD/3.10.1(A)» психологические операции – это комплекс запланированных мероприятий в мирное, кризисное и военное время, направленных на враждебную, дружественную и нейтральную аудиторию, влияющих на их отношение и поведение для достижения желаемых политических и военных целей. Они осуществляются в стране и за ее пределами, в зонах ответственности и интересов командования и штабов на всех уровнях. Они могут проводиться независимо или в рамках совместной операций с союзниками.

В США в настоящее время вместо термина «психологические операции» используется термин "Операции военной информационной поддержки" (MISO), который более точно отражает и передает характер планируемых действий в мирное время или во время боевых операций [JP-3-13.2, 2011]. MISO определяются как запланированные операции по передаче выбранной информации и данных целевой аудитории, чтобы повлиять на ее эмоции, мотивы, объективные рассуждения и, в конечном счете, на поведение правительства, организаций, групп и отдельных лиц таким образом, чтобы это благоприятствовало целям провайдера операций информационной поддержки.

Боевые информационные операции (IO) и психологические операции (PSYOP) имеют ряд различий. Если PSYOP используется для манипулирования волей врага к борьбе и общественным мнением, то IO включает в себя «просто» управление инфосферой - информационными потоками и восприятием информации [Hutchinson W., 2006].

Психологические операции проводятся в тактической, оперативной и стратегической обстановке, и, как следствие, выделяется три категории военной психологии: стратегическую, оперативную и тактическую.

Мероприятия PSYOP могут создать благоприятную атмосферу и готовность к сотрудничеству, влияя на поведение, отношение и восприятие целевой аудитории для поддержки целей военной или политической миссии.

Три основные цели психологических операций :

1) ослабление воли к действию и агрессивных намерений противоположной или потенциально противоположной целевой аудитории;

2) усиление приверженности и поддержки со стороны дружественных целевых аудиторий;

3) получение поддержки и сотрудничества от неопределившихся сообществ.

Для доставки продуктов PSYOP целевой аудитории используются различные методы. Это зависит от ресурсов и мер по их распространению.

В настоящее время психологические операции (PSYOP) рассматриваются военными доктринами как неотъемлемая часть военных операций. PSYOP могут проводиться как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе по всему возможному спектру военных операций [AJP-3.10.1(B), 2014]. Современные возможности военных психологических операций значительно расширяется за счет расширения возможностей массовой коммуникации (Интернет, мобильные телефоны, социальные сети и т. д.). Для успешного проведения PSYOP важно использовать эффективные методы коммуникации, чтобы донести информационные сообщение до целевой аудитории. Функция PSYOP состоит в том, чтобы использовать коммуникацию для влияния на поведение противника и мирного населения театра военных действий.

Цели и задачи боевых психологических операций

PSYOP считается одним из ключевых элементов современных боевых информационных операций, сопровождаемых радиоэлектронной борьбой (РЭБ), Безопасностью операций (OPSEC), Гражданско-военным сотрудничеством (CIMIC), дезинформацией, физическим уничтожением и многими другими видами военной деятельности [AAP-06,2014].

Тактические, стратегические и консолидирующие PSYOP могут охватывать ближнюю, дальнюю и восстановительную фазы войны, чтобы:

  • разрушить или снизить моральный дух и боевую эффективность противника,
  • способствовать разногласиям внутри и дезертирству врага,
  • поддержать операции по прикрытия и дезинформации,
  • способствовать единству, сотрудничеству и высокому моральному духу в собственных вооруженных силах и вооруженных силах наших союзников,
  • оказывать помощь мирному населению, привлекая его на свою сторону [DD/3.10.1 (A), 2010].

Хотя психологические операции использовались различными военными лидерами на протяжении веков, только недавно, благодаря крупным достижениям в области поведенческих наук и массовых коммуникаций, PSYOP зарекомендовали себя как отдельный эффективный вид вооружений с огромным потенциалом. в отличие от обычных войн, PSYOP представляет собой нелетальное комбинированное оружие, что делает его более рентабельным, чем обычные вооружения [McConnell L., 2005]. В то же время более низкая летальность и разрушительность психологического оружия затрудняют точную оценку наносимого противнику ущерба [Arquilla J., 1999].

В любой стране имеется часть населения (включая органы власти) и военнослужащих (включая высшее командование), которые неправильно понимают суть боевых психологических операций, отождествляя их с:

  • Контролем средств массовой информации / коммуникаций.
  • «Призраком» Йозефа Геббельса, министра пропаганды Гитлера, практикующего технику «большой лжи», которая ошибочно стала синонимом «пропаганды».
  • Способах «контроля над разумом» с помощью таинственных средств «промывания мозгов».

Современные психологические операции (по крайней мере, в тех странах, где они ведутся на научной, а не на идеологической основе), не имеют ничего общего с вышеперечисленными феноменами. В действительности PSYOP мало чем отличаются от публичной рекламы, с которой все люди сталкиваются, вступая в контакт с любым средством массовой информации.

Как и реклама, боевое информационное воздействие обращаться к разуму, эмоциям и бессознательному целевой аудитории, чтобы заставить ее думать и действовать так, как необходимо для обеспечения успеха военной операции:

  • Если противник стреляет – его можно убедить сложить оружие.
  • Если противник боятся сдаться или прекратить боевые действия, его можно убедить, что ему нечего бояться.
  • Если противник воинственен и отказываются вести переговоры или сотрудничать, его можно убедить в ценности сотрудничества.

Что наиболее важно, использование PSYOP может предотвратить ненужное кровопролитие, разрушения и страдания. Поэтому психологические операции являются самым гуманным из возможных видов вооружений.

Кроме того, развитие событий на Ближнем Востоке продемонстрировало новую модель PSYOP - психологического террора, направленного на запугивание оппонентов путем публикации в Интернете информации о жестоких актах насилия [Suarez B., 2015, Winter C., 2015].

PSYOP не обязательно является деятельностью военного времени – они могут проводиться в время мирного времени, во время различного рода напряженности и кризисов. Важно понимать, что, в отличии от пропаганды, PSYOP не обязательно включает дезинформацию или ложь [Walker F., 1996]. Очевидная ложь легко выявляется и устраняется противной стороной и, следовательно, ее можно рассматривать как контрпродуктивную составляющую.

Сегодня психологические операции являются жизненно важной частью широкого спектра политической, военной, экономической и идеологической деятельности, используемой правительствами для достижения своих целей. При правильном использовании PSYOP снижает боевой дух и боевую эффективность вражеских войск и создает диссидентство и недовольство в их рядах. Психологические операции могут способствовать сопротивлению гражданского населения враждебному режиму или использоваться для укрепления имиджа законного правительства. Конечная цель PSYOP – убедить вражеские, дружественные и нейтральные страны и силы принять меры благоприятные для государства, проводящего психологические операции и их союзников.

Военно-психологические операции по своей сути являются совместными операциями. Объединенная оперативная группа и командование определяют целевую аудиторию и разрабатывают темы, кампании и продукты PSYOP. Принципы разработки кампании PSYOP применимы во всем операционном континууме. Хотя сложность методологии варьируется в зависимости от уровня конфликта, соображения по разработке кампаний PSYOP одинаковы как для борьбы с терроризмом, так и для глобальной войны.

Психологическое измерение охватывает поле боя, а также воздействие на солдат, сражающихся в битве, их военное руководство и штабы, политических лидеров и гражданское население. На поле боя желательно сталкиваться с врагом, который не уверен в своих силах и возможностях, уверен в своей неминуемой гибели, и даже, если и не желает сдаваться, имеет мало желания открыто вступать в бой.

Боевые операции когнитивного домена 

Психологическая или когнитивная война - это высшая форма воздействия на противника без вооруженной борьбы. Когнитивное пространство как поле для психологических боевых действий определяется как область, в которой существуют чувства, восприятие, понимание, убеждения и ценности, и это область принятия решений посредством рассуждений. 

Боевые операции когнитивного домена предусматривают использование информации и популярных духовных и культурных продуктов в качестве оружия для воздействия на:

  • психологию, волю, отношение, поведение людей,
  • изменение идеологии, ценностей, культурных традиций,
  • социальные системы
  • отдельных лиц, группы, страны.

Выделяется четыре основных тактики для достижения «превосходства разума» в войне в когнитивном пространстве:

1) «манипуляция восприятием» посредством пропагандистских нарративов;

2) «отсечение исторической памяти», чтобы цели были открыты для новых ценностей;

3) «изменение парадигмы мышления» путем нацеливания изменения идеологии элиты

4) «разрушение символов», чтобы бросить вызов национальной идентичности [Huafeng Z., 2014].

Операции в когнитивной сфере уже стали основным полем битвы для стран, проводящих идеологическое проникновение, и являются важной областью для обеих сторон в войне, чтобы разрушать моральный дух и сплоченность войск, а также формировать или разрушать оперативные возможности [Yuzhen L. et al, 2018].

Выделяют шесть технологий, разделенных на две категории, которые будут ключевыми в использовании когнитивной области для получения военной, политической и экономической выгоды:

  • Первая категория, познание, включает технологии, которые влияют на чью-либо способность думать и действовать.
  • Вторая категория, подсознательное познание, охватывает технологии, нацеленные на глубинные эмоции, знания, силу воли и убеждения человека.

Основные технологии боевого когнитивного воздействия:

  1. «Технология когнитивного опроса» переводит психологические индикаторы в поддающиеся количественной оценке значения для оценки психологической предрасположенности противника - не только его восприятия, воспоминаний и речи, но также его мотивации, эмоций и потребностей [Ruifa W., Yuyan L., Dongsheng L., 2018].
  2. «Технология когнитивного вмешательства» используется для проведения атак на психологическое благополучие противника летальными и нелетальными средствами. Световые волны, электромагнитные волны и микроволны могут «вызвать психологический ущерб, замешательство и даже галлюцинации, изменяя конгниции, и в конечном итоге заставляя врага действовать в нарушение своих интересов».
  3. «Технология укрепления когнитивных способностей» используется для улучшения когнитивных способностей собственных военнослужащих.
  4. «Технология обработки подсознательной информации» для «сбора и предварительной обработки» контента.
  5. «Технология имплантации подсознательной информации» используется для имплантации подсознательных сообщений в контент и для создания «синтетической информации».
  6. «Технология обнаружения подсознательной информации» используется в целях защиты от злоумышленников, использующих подсознательные сообщения.

Необходимо понимать, что психологические операции проводятся непрерывно, чтобы повлиять на восприятие и отношение противника с целью внесения глубоких изменений в поведение, благоприятствующих целям инициаторов психологических операций. В условиях, не связанных с объявленной войной, политика PSYOP обычно основывается на официальных политических заявлениях и декларациях о внешней политике, а также политике национальной безопасности. Во время объявленной войны политика заключается в осуществляется в рамках стратегии согласованных международных информационных программ, которые состоят из усилий по распространению информации, касающихся проводимой государственной политики. Важно, чтобы темы и продукты PSYOP отражали и поддерживали эту государственную политику. Поэтому соответствующая стратегия PSYOP должны полностью интегрировать военное ведомство в международные информационные программы, чтобы уменьшить вероятность распространения противоречивой информации.

Психологическое воздействие, такое как демонстрация силы, прикрытие и обман, использовались на протяжении всей истории для воздействия на вражеские группы и их лидеров. Современные психологические операции усиливаются за счет расширения возможностей массовой коммуникации. Теперь противнику можно напрямую сообщить об угрозе применения силы или возмездия, условиях капитуляции, безопасном проходе для перебежчиков, подстрекать к саботажу, поддерживать группы сопротивления. Эффективность этой коммуникации для целевой аудитории зависит от их доверия к коммуникатору - действительно ли коммуникатор имеет возможность выполнять угрожающие действия?

Действия PSYOP передают информацию не только целевым аудиториям, но и органам военной разведки. Поэтому сообщения PSYOP должны быть согласованы с планами и мероприятиями по прикрытию и обману, а также с сотрудниками по планированию оперативной безопасности, чтобы обеспечить соблюдение необходимой секретности и чтобы сообщения PSYOP усиливали цели прикрытия и обмана. Опытные контент-аналитики могут определить общие намерения противника, тщательно проанализировав сообщения PSYOP. Поэтому при планировании психологических операций необходимо проверять всю собственную информационную продукцию, чтобы гарантировать, что противнику транслируются только явные намерения.

Методология анализа открытой достаточно сложна. Некоторые практикующие аналитики считают, что этот метод более эффективен, когда он нацелен на тоталитарную пропаганду, чем психологические операции, спланированные в демократических государствах. Демократическая пропаганда обычно гораздо менее шаблонна, возможно, потому, что продукты отражают менее организованный процесс - специальные договоренности, быстро меняющуюся политику, отсутствие скрытых программ или, часто, отсутствие программ вообще. Тоталитарную пропаганду гораздо легче анализировать, потому что она в высшей степени формализована и шаблонна, так как в любом ее элементе есть психологические проекции власти, не отличающейся гибкостью и адаптивностью.

Факторы, влияющие на эффективность психологических операций. 

author 10

 

Литература

AAP-06 NATO Glossary Terms and Definitions, NSA, 29 April 2014, 2-P-10.

Ackerman S.. Newest U.S. Counterterrorism Strategy: Trolling. http://www.wired.com/dangerroom/2011/03/jihadis-next-online-buddycould-be-a-soldier/, July 2012. 
 
Allied Joint Doctrine for Psychological Operations AJP-3.10.1(B), 2014, p. 1-2.
 
Arquilla, J. (1999). Ethics and information warfare. In Z. Khalilzad, J. White, & A. Marsall (Eds.), Strategic appraisal: The changing role of information in warfare (pp. 379–401). Santa Monica, CA: Rand Corporation.
 
Joint Publication JP-3-13.2 Military Operation Support Operations, Joint Chiefs of Staff, Kelly S., Cook S. (eds.). Freedom on the net 2011: a global assessment of internet and digital media. Freedom House, 2011.
 
Huafeng Z. Seizing Mind Superiority in Future Wars // PLA Daily , June 16, 2014 
 
McConnell, L. M. (2005, February 4). Redefining combined arms in today’s operational envi-ronment. Retrieved from Defense Technical Information Center: 
 
Operacje psychologiczne DD/3.10.1 (A), Sztab. Gen., Warszawa 2010, p. 10.
 
Ruifa W., Yuyan L., Dongsheng L. Cognitive modeling and its implication for psychological warfare // Defense Technology Review, March 2018.
 
Walker, F. W. (1996). Strategic conceptions for military operations. In F. L. Goldstein (Ed.), Psychological operations: Principles and case studies (pp. 17–24). Maxwell Air Force Base, AL: Air University Press.

Yuzhen L., Wei L., Ruifa W., Wei L., Dongsheng L., Yingying Z. Characteristics and Key Technologies of the Common Domain for the Cognitive Domain // Defense Technology Review,  April 2018.

Андрей Демкин

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/