Гештальт - терапия в пословицах и поговорках

Гештальт - терапия в пословицах и поговорках

«Незавершенные гештальты»

Непрерывная последовательность гештальтов (образующихся, а затем разрушающихся) образует континуум осознавания всякого человека, пребывающего в добром психическом здравии, и эта последовательность гештальтов пребывает в постоянном изменении. Если цикл полностью не осуществился, ситуация может остаться незавершенной и образовать досознательный элемент внутреннего давления, который является либо двигателем, либо источником невроза. Результаты классического эксперимента Б.Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают в памяти особый «статус». Воспоминания и переживания приходят в голову снова и снова, вызывая не самые приятные ощущения. Такое явление называется открытым гештальтом. Исходя из концепции К. Левина, Зейгарник объясняла свои результаты тем, что прерванное задание или действия приводят к возникновению у испытуемого психологического напряжения. Для того, чтобы произошло освобождение, субъект стремится выполнить конкретную задачу, то есть он пытается сделать образ или воспоминание законченным, придя к логическому его завершению. Ф. Перлз (1969) писал: «…один из основных законов гештальт-формирования - напряжение, возникающее из-за потребности в закрытии, называется разочарованием, закрытие называется удовлетворением… С удовлетворением дисбаланс устраняется, он исчезает. Инцидент закрыт».

Роль завершенных и незавершенных (закрытых и открытых) гештальтов в жизни нашла свое отражение в следующих выражениях:

  • «Единственный способ избавиться от искушения - это поддаться ему». (Оскар Фингал Уайльд)
  • «Совершенное дело завтра не будет тяготить».
  • «Дело без конца, что кобыла без хвоста».
  • «Начатое дело доводи до конца».
  • «Как ни верти, а дело верши».
  • «Дело заделано — надо доделать».
  • «Влез по пояс — полезай и по горло. Влез по горло — лезь по уши».

Большое количество народных поговорок о завершенных делах отражает жизненную актуальность завершения (закрытия) гештальтов.

«Now and how»

Понятие «Здесь и как» подчеркивает специфически феноменологический аспект гештальт-терапии, которая больше занята «как», чем «почему», и отдает предпочтение описанию феноменов, а не их объяснению.

  • «Остановись, мгновенье, — ты прекрасно!» (Иоганн Вольфганг Гете. «Фауст»)
  • «Carpe diem» - «лови (срывай) день (момент)» (Квинт Гораций Флакк. «Оды»)
  • «Лучший способ отплатить за удивительный миг – просто насладиться им». (Ричард Дэвид Бах. «Мост через вечность»)
  • «Данный момент — вот что является самым важным!» «Одно единственное мгновение подлинности лучше, чем вся жизнь фальши». (Ошо (Бхагван Шри Раджниш). «Любовь. Свобода. Одиночество»)
  • «Порой один миг дороже сокровища». (Японская пословица)

Одной из философских основ гештальт-терапии для Ф. Перлза стал дзен-буддизм[1], основное в котором единство переживания и спонтанности (см. цитаты Ошо). Гештальт-терапия как и путь Дзэн подчеркивает конкретность опыта, фокусируется на самой реальности, ее эмоциональном отражении (см. цитаты Гете, Р. Баха), а не на ее интеллектуальном осмысливании. Гештальт и дзен-это осознанность, это сейчас. Настоящее-это мир, в котором человек живет. При этом он не может отличаться от того, чем он является в данный момент. Переживание индивидом реальности - это его переживание в продолжающемся настоящем. Каждый момент в прошлом и будущем - это абстракция от события, от конкретной реальности: прошлого больше нет, а будущего еще нет. Но и прошлое, и будущее берут свое начало в настоящем. Но пока «здесь и сейчас» и «здесь и как» ускользают от осознания и переживания – настоящий момент является для большинства людей лишь пограничным элементом между прошлым и будущим («там и тогда»). Гештальт подход позволяет через прочувствование «как» придти в соприкосновение со своим «здесь и сейчас», или объединить «здесь» с «сейчас», так и они не всегда могут быть в единстве. Психическое здоровье можно определить как переживание настоящего («сейчас»), интегрированное с бытием переживающего («здесь»).

К сожалению, в обыденной жизни многие из данных выражений (напр., «Carpe diem») понимаются в более примитивном смысле: как утилитарное указание «брать максимум от жизни», «спешить жить». Чаще все данное значение импонирует людям с личностно-аномальным патопсихологическим синдромом.  

«Awareness», «подлинность»

Осознание или непосредственное сознание «awareness» -это процесс, который вовлекает весь целостный организм в ситуацию «здесь и сейчас». Осознание означает переживание настоящего как внешне, так и внутренне поля «организм – среда», с самостью как локусом интерактивного процесса. Все интеллектуальные процессы - анализ, обобщение, классификация и т.д. - не имеют значения, пока они отделены от осознания. Поэтому в терапевтической ситуации гештальта нет интерпретаций. Они не требуются, потому что все, чем является человек, - это то, чем он является в данный момент. Ему нужно пережить себя, а не то, чтобы ему говорили, что он может испытывать. Осознание включает в себя переживание, соприкосновение со своей вовлеченностью, с феноменами, с ситуацией и тем, как человек в ней участвует. Осознание позволяет преодолеть и реинтегрировать очевидные дихотомии ума и тела, субъекта и объекта. Ф. Перлз писал: «Невротик - это человек, который не видит очевидного… Оосознание, полное переживание того, как вы застряли, заставляет вас выздороветь и осознать, что все это не является реальностью». Поэтому Перлз видит процесс терапии как процесс осознания и проработки ролей, которые человек играет, а затем выхода из тупика.

Гештальт - терапия в значительной степени является способом осознания через выражение: не только вербальное, но и телесное, образное и, в широком смысле, художественное. Одновременно гештальт-подход включает в себя не менее важный элемент ингибиции и элиминации манипуляции          и неподлинного поведения ("игр").

Нижеприведенные выражения описывают осознания человека в единстве с моментом и его подлинности.

  • «Когда идешь, просто ходи,

Когда сидишь, просто сиди,

Прежде всего, не раскачивайся».

(Юнь-Мэнь)

  • «Когда вы полностью принимаете все, что к вам приходит, и переживаете каждое дыхание жизни с предельной интенсивностью, не отвлекаясь на мысли, эмоции и психологические драмы, вы освобождаетесь от самого процесса рождения и смерти. Тогда вы не просто живете; вы становитесь самой жизнью». (Джагги Васудев (Садхгуру))
  • «Я просто ставлю одну ногу впереди другой» - фраза, переведенная на русский как «Когда я хочу спать – я сплю, когда я хочу есть – я ем, когда хочу в туалет – иду в туалет» (Форест Гамп)
  • «Единственная разница между мудрецом и глупцом в том, что мудрый знает, что играет». (Фриц Перлз)
  • «Реальность - это не что иное, как сумма всего осознания, которое вы переживаете здесь и сейчас». (Фриц Перлз)

Обыденного использования и трактовки понятий дзен буддизма или, например родственного суфизма, по счастью, не наблюдается, потому что процесс осознания и просветление – весьма сложные и парадоксальные вещи, как и сама гештальт-терапия.

«Сопротивление»

Сопротивление рассматривается как глубоко укоренившийся страх контакта, вызванный нездоровой блокировкой, которая используется, чтобы избежать той или иной формы боли, реальной или воображаемой. В гештальт-подходе это формы прерывания контакта, к каковым традиционно относят слияние, интроекцию, проекцию, дефлексию, ретрофлексию, профлексию, эготизм и пр. Эти формы сопротивления представляют собой способы нарушения Эго-функции. Сопротивление не позволяет здоровым творческим способом удовлетворить свои актуальные потребности, блокируют способность к творческому приспособлению, а следовательно, делают невозможным выбор, равно как и реализацию функции принятие/отвержение. И наконец, они же являются суть способами деформации границы контакта.

Интроекция может быть средством для того, чтобы прервать контакт с внешним миром, когда субъект теряет свою способность к идентификации и отвержению, замещая свое собственное желание желанием другого человека. Замена своих желаний желаниями других, при котором возбуждение становится слишком тревожащим, является одним из главных признаков феномена интроекции, сопровождающего потерю функции "Эго".

  • «Ваша воля - наша доля».
  • «Покорному дитяти все кстати».
  • «За партией идти — в счастье жить и цвести»

Народный рецепт противодействия интроекции: «Людей слушай, а свой ум имей».

При слиянии (конфлюэнции) существует ситуация "неконтакта", "неграницы" и "неосознания": если говорить схематично, ничто не возникает, не существует различия между "Я" и "не-Я". В речи местоимение «Я» заменяется на «Мы».

  • «Мы с Варварой ходим парой»
  • «Муж и жена – одна сатана»
  • «Вся Советская страна делу Ленина верна».
  • «Партия и народ едины, друг от друга неотделимы».

Проекция это феномен границы, когда принадлежащее субъекту, будет приписано окружающей среде. Обычно субъект переводит вовне то, за что не может сам отвечать, за что не берет ответственности, в особенности за свои эмоции и аффекты.

  • «Мир подобен зеркалу, в котором каждый видит свое отражение» (Пауло Коэльо)
  • «Всё, что вы видите во мне — это не моё, это ваше... Моё — это то, что я вижу в вас». (Эрих Мария Ремарк)
  • «То, что народ думает, партия говорит»

 

[1] Nelson, W. M., III, & Groman, W. D. The meaning of here-now, there-then in gestalt therapy //The American Journal of Psychoanalysis, 34 337–346, 1974.

Андрей Демкин


Печать   E-mail

Статьи по теме: