Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Отвергающий внутренний родитель

Лоооонгрид от Андрея Демкина

«Внутренний родитель» — это Эго-состояние, сформированные у человека в результате некритичного принятия (интроекции) мыслей, чувств и поведенческих реакций, моделей, установок, убеждений и предубеждений, норм, правил, морали, веры, запретов и предписаний от родителей, родительских фигур (воспитателей, учителей, авторитетных товарищей, священников, пропагандистов, писателей, Интернет-инфлюенсеров). Термин впервые использовал в структурном анализе личности Эрик Берн. По Берну эго-состояние — это определенный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с определенным паттерном поведения. Суть модели эго-состояний заключается в том, что она позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами. 

Как формируются Эго-состояния Внтуреннего Родителя?

Родительские структуры личности формируются постепенно в процессе усвоения ожиданий и посланий ребенку от родителей и всей семейной системы. Родители транслируют ребенку, каким его хотят видеть, что он должен делать, при каких условиях он «хороший», а при каких «плохой», какие условия он должен выполнять, чтобы его принимали в семье и любили. Такое некритичное заимствование извне (интроецирование) приводит к подавлению, вытеснению, отключению или расщепления собственных личностных структур, с которыми ребенок пришел в мир.  Родительские интроекты замещают собственные компоненты личности, и ребенок начинает отождествлять себя с чужой – навязанной психической системой родителей, воспитателей и всего рода, передаваемой через поколения. Свои подлинные природные потребности и желания, свои возможности и таланты, а иногда и все собственное Я ребенок подавляет, становясь не тем, кто он есть, а тем, кого хотят в нем видеть.

Интроекты приводят к внутренним конфликтам, как между частями подлинной личности и интроектами, так и между интроектами из разных источников (например, папины и мамины, мамины и бабушкины). Интроекты лишают ребенка спонтанности и ограничивают проявления собственной личности. При этом на удержание интроектов, и на обработку конфликтов между чужими частями тратится существенный ресурс личности. Такой процесс называется контаминацией - создание связи части собственного Я ребенка с интроектом, основанной на эмоциях и чувствах ребенка. Например, на чувстве любви и принадлежности, когда Травмированный Внутренний Ребенок связывается с Отвергающим его Родителем: «Если я откажусь от собственных желаний и буду хотеть и делать только то, что радует маму, то она будет любить и принимать меня». Все эти процессы являются основой невротизации личности.

Постепенно Свободный ребенок, каким он пришел в мир, все больше травмируется под воздействием родительских интроектов, и все больше приспосабливается к предъявляемым ему требованиям, логичны и здоровы ли они или нет. Так формируется Ребенок адаптивный, который жертвует своим подлинным «Я» в обмен на принятие в семейной системе (а затем - и в других системах: профессиональных, политических, религиозных и т.п.) Адаптивный Ребенок в любом возрасте проявляет только то поведение, состояния, чувства, которые от него ждут, и которые ему разрешены. Травмированный адаптивный ребенок выстраивает многочисленные психологические защиты, создавая структуру Выживающего Ребенка или Саботажника, который позволяет выживать в травме, защищая травмированную часть личности. Самый распространенный пример – это внешняя агрессия, c помощью которой Саботажник, пытается оградить от душевной боли травмированную детскую часть. Однако эти стратегии выживания не позволяют продуктивно выйти из травмы.

Виды Внутреннего Родителя по Эрику Берну

Для Внутреннего Родителя Берн выделил два основных эго-состояния: Родитель Контролирующий (Критикующий) и Родитель Воспитывающий (Заботящийся). Поведение Контролирующего (Критикующего) Родителя соответствует случаям, когда личность указывает другим людям или себе, что они должны, а чего не должны делать, контролирует или критикует. В случаях, когда личность оберегает и заботится, она находится в Воспитывающем (Заботливом) Родителе.

Эти родительские структуры формируются по мере взросления человека как собирательный образ из интроектов основных авторитетных и влиятельных родительских фигур в совокупности с принятыми ребенком в результате их действия решений – каким надо быть, что делать и чего не надо делать. Внутренний родитель не является однородной структурой – он может состоять из мозаики различных родительских интроектов в любых сочетаниях.

Внутренний родитель в модели личности эмоционально - образной терапии

В практике эмоционально образной терапии на основе типологии Эрика Берна экспериментальным путем выявлены следующие типы эго-структуры Внутреннего родителя на основе интроецированных родительских моделей:

1. Любящий родитель (Воспитывающий или Заботящийся по Э. Берну)

2. Отвергающий (преследующий) родитель (Контролирующий или критикующий по Э. Берну):

  • Критикующий / Осуждающий / Подавляющий
  • Недовольный
  • Долженствующий / Приказывающий
  • Запрещающий
  • Наказывающий
  • Равнодушный / Холодный
  • Безразличный
  • Гиперопекающий /Спасатель

Любящий Внутренний Родитель

Единственная здоровая родительская структура или Эго-состояние – это Любящий заботящийся родитель, которая формируется при воспитании в авторитетном стиле в условиях проявления безусловной любви. Такие родители любят и принимают ребенка, позволяя ему становиться собой. Они сосредоточены на том, чтобы создать все условия для самореализации и развития стремлений и талантов ребенка. Такие родители уважают внутренний мир, своеобразие, индивидуальность и автономность ребенка, доверяют возможностям его личности. Они поддерживают и стимулируют его личностный рост, психическое и эмоциональное здоровье. Основная их задача – помочь ребенку стать целостной, гармоничной и автономной личностью, найти себя и стать самим собой. 

Отвергающие (преследующие) Внутренние Родители:

Это интроецированные структуры псевдовзрослых детских (и травмированных) частей реальных родителей или любых других значимых фигур, принимавших участие в воспитании ребенка или в частом общении с ним. У одного человека может несколько различных интроецированных частей различных вариантов Отвергающих родителей.

Поглощенные ребенком Родительские интроекты в результате транслируемых ему ожиданий, примеров, предписаний, драйверов, моделей поведения, мифов, сказок (которые демонстрируют ребенку, каким его хотят видеть родители и каким не хотят) постепенно вытесняют подлинные природные структуры личности ребенка. На потребностях в любви, принадлежности и безопасности, ребенок отключает, подавляет и вытесняет свои собственные психические структуры, заменяя их родительскими интроектами.

Например, если ребенка мотивируют от негативного, постоянно критикуя и отвергая, то он принимает решение «Я недостаточно хорош, чтобы меня любили и принимали, значит надо быть гораздо лучше». Для достижения этой цели используется интроект Критикующего Родителя. В результате ребенок сам начинает смотреть на себя «глазами родителей», и самостоятельно себя оценивать, критиковать и контролировать – так, как если бы это делали настоящие критикующие родители. Присутствующая фигура Любящего родителя при этом полностью или частично блокируется, или вытесняется.

Мотивы Отвергающих родителей отнюдь не альтруистические. В основном, это попытка компенсации своих собственных психических травм, конфликтов и проблем за счет детей: «Я не смог, добейся вместо меня ты», «меня унижали и притесняли, теперь я отыграюсь на тебе», «любить больно, поэтому я буду холоден к тебе», «меня не уберегли, но я спасу тебя».

Вариант Критикующего / Подавляющего родителя

Такой родитель самоутверждается за счет ребенка, лелея собственную гордыню и чувство значительности. Критикующий родитель обесценивает чувства, качества и достижения ребенка, критикует и подавляет, навязывает ему правила жизни, отражающие проблемы самого родителя, а не реальность. В результате ребенок учится подавлять свою самость и чувства, принимает чужие жизненные цели и ориентиры, становится критиком самому себе.

В работе с образами интроекты критикующих / подавляющих родителей появляются в виде гор, скал, камней, памятников, бюстов, металлических предметов

Вариант Запрещающего родителя

Запрещающий родитель сам живет под многочисленными страхами и запретами, много чего не позволяя себе самому. Такой Родитель живет под возможным страхом утраты ребенка, имущества, статуса из личной или поколенческой истории. Возможно появившейся ребенок не является желанным. Поэтому, родитель генерирует запреты, фиксирующие у ребенка чувство вины за то, что он есть (родился), за то, что он проявляет себя как личность, за то, что собирается зарабатывать деньги и т.п. Во многих случаях это скрытое предписание «Не будь, не живи». Объектом запрета становится все то, что связано с личной или поколенческой травмой у родителей.

Образы Запрещающего родителя проявляются в виде тюрем, замков, заборов, решеток, кандалов, веревок, канатов, ошейников, любых других ограничителей свободы и пространства.

Вариант Недовольный родитель

Проявления Недовольного родителя обусловлены попыткой отреагировать свои собственные чувства неприятия себя, без какого-то конструктивного содержания: ребенку говорят, что он плох, но не говорят, что делать, чтобы стать хорошим. Ребенка постоянно критикуют, унижают и обесценивают, оскорбляют, проводят невыгодные сравнения с другими, показательно игнорируют и наказывают молчанием. Таким образом родитель самоутверждается через чувство превосходства над ребенком, передавая свою травму отвержения ему. Через недовольство родитель сбрасывает в ребенка собственное эмоциональное напряжение, транслирует предписания и запреты.

Чаще всего это предписания «Не живи (не будь)», «Не делай», «Не проявляйся», «Не взрослей», «Не достигай», «Не сближайся», «Не думай / не чувствуй», «Не будь нормальным / здоровым».

В результате таких действий родителей, ребенок понимает, что он очень плох, не соответствует ожиданиям родителей, что они хуже всех. При этом он не понимает, каким ему нужно быть, потому что родители не говорят ему этого, лишь проявляя свое недовольство всеми его проявлениями. Он словно должен угадать, в чем он не прав и сам исправиться. Это приводит к сильной фрустрации и тревоге. Он начинает испытывать вину и стыд за свое существование, понимает насколько он не значим. Он понимает, что родители его не любят, так как он просто не достоин любви. Он полностью отказывается от своей подлинной натуры, отказывается от собственных интересов и потребностей. Принимает решение угождать родителям, фиксируется на том, кто его отвергает, стараться быть лучше других, делать все «на отлично», чтобы избежать отвержения. Естественно, что у него возникает зависть и агрессия по отношению к тем, кто «лучше» него. Но, поскольку агрессию тоже нельзя проявлять, то она подавляется или вымещается позже в виде неконтролируемых эмоциональных взрывов. В результате отвержения себя, разрушения самооценки и самоидентичности, действия предписаний «не живи» может возникать депрессия.

Во образах Недовольный родитель престает в виде агрессивных драконов, злых волшебников, зверей, птиц и рыб, камней, бетонных плит и стен, удушающих, путающих предметов и одежды.

Вариант Долженствующий / Приказывающий родитель

Связывание ребенка долженствованием – это проверенный способ психологической манипуляции для подчинения его родительской воли, лишения свободы и подлинного Я, снятия с себя ответственности за ребенка («он сам должен…»). Такие родители транслируют предписания: «Мы тебя родили, кормили, одели, воспитали – ты нам по гроб жизни должен». Это родители, которые подменяют понятие родительской любви, родительской властью. Ведь ребенок для них – продолжение себя самих и их безраздельная собственность, которая должна подчиняться владельцам. По сути это тирания с полным размытием личных границ ребенка. При этом внутренний мир ребенка, его индивидуальность для Долженствующего родителя-собственника практически безразлична. Это инвестиция, которая должна работать на благо инвестора.

В отличие от Недовольного родителя Долженствующий четко указывает ребенку каким он должен быть, что делать, а чего не делать, чтобы быть принятым родителями. При этом точно также ребенку предписывается отказаться от своего подлинного Я и заместить свои потребности и желания, мысли и чувства, способы поведения на предписываемые родителями. Это драйверные послания: «Радуй нас», «Не напрягай / не приноси проблем», «Старайся, спеши, будь лучшим», «Не плачь, не будь слабаком» и т.п.

В результате ребенок принимает решения, каким он должен быть чтоб его не отвергали. Он понимает, что «он должен». Что он должен быть хорошим и удобным, не приносящим забот, потому что только такие дети достойны быть в семейной системе. Любовь и признание, принадлежность необходимо заслуживать, только выполняя определённые условия, которые «он должен» выполнять. Любовь для такого ребенка возможна только условная: любовь «за что-то».

В образах Долженствующие родители выходят в виде короля или королевы, вельмож, военных чинов, грузов, нош, бетонных плит, которые необходимо тащить на себе (на шее и спине), образов наказания и кар – кандалы, плетки, ремни, распятия.

Вариант Наказывающий родитель

Наказывающий родитель «сливает» в ребенка свои травмы в виде интроецированного гнева и предписаний «не живи». Наказания являются самоцелью, а не средством «воспитания». Для наказаний используются все варианты насилия: физическое, сексуальное, эмоциональное, оставление без помощи и удовлетворения потребностей.

Наказания лишают ребенка базового чувства безопасности мира, разрушают самооценку и самоидентичность, вынуждают интроецировать родительский гнев и отказаться от подлинного себя и сосредоточиться на выживании. Наказания приводят к тяжелому и множественному расщеплению личности, появлению симптомов диссоциации и дереализации, принятию решений о символическом или реальном уходе из жизни.

Образы наказывающего родителя чаще всего проявляются в виде агрессивных драконов, хищников, молний, инструментов наказания (ремень, палка, кулак, рука, плетка и т.п.)

Вариант Гиперопекающий родитель

Гиперопекающий родитель или Спасатель не является вариантом Любящего родителя, как можно было бы подумать. Хотя гиперопека проявляется в стремлении окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии опасности, постоянно удерживать около себя, заставлять его постоянно заботиться о своей безопасности, это точно также вариант поведенческой «терапии» для самого родителя, а не подлинная забота о благе ребенка. Такие родители транслируют предписания:

«Не проявляйся» (не бегай, не лазай), «Не будь собой» (не дерись, не отстаивай свои права), «Не делай» (я сделаю это за тебя), «Не принадлежи» (не дружи – обманут), «Не взрослей» (да ты маленький еще).

Основные причины гиперопеки это: собственные страхи и тревожность родителя, его невротический перфекционизм, попытка реализации в ребенке, попытка избавиться от чувства вины и поднять собственную самооценку, заполнить внутреннюю пустоту и, в целом, «слить» свои психотравмы в ребенка.

Гиперопекающий родитель:

  • Обесценивает способность ребенка делать что-либо самостоятельно, учит пассивности и беспомощности, ограничивает развитие
  • Живет вместо ребёнка, а не с ним.
  • Размывает границы ребенка, сливаясь с ним.
  • Навязывает свою «нужность» ребенку.

Гиперопека может иметь формы потакания и доминирования. При потакании вся семья живет «ради» ребенка, его «нуждами». При доминировании – ребенок должен безусловно подчиняться родителям, «ради его же безопасности». При этом личность и индивидуальность подавляется.

В образах гиперопекающие родители проявляются в виде веревок, сетей, кантов, пут, заборов, горшков (цветок в горшке) и любых других ограничителей пространства, спасателей из сказок, фильмов и книг.

Вариант Равнодушный родитель

Равнодушный или Эмоционально мертвый родитель – вариант пассивного отвержения, когда не замечают ни ребенка, ни его потребностей, ни проблем. Отстраненный или равнодушный родитель может иметь собственного «замороженного» или вытесненного Внутреннего ребенка, либо отсутствие контакта с ребенком по причине нежелательности его появления. Ребенок таким родителям мешает, отвлекает. На него не хватает собственных ресурсов.

Детям транслируется: «Тебя не спрашивают», «отвали», «Я-последняя буква в алфавите», «Ты – пустое место», «Ты – никто и звать тебя – никак».

У таких родителей дети имеют нарушения привязанности, страх близких отношений, проблемы с идентичностью, самооценкой и виной, утрачивают надежду на будущее.

В образах равнодушные родители проявляются в виде снеговиков, снегурочек, снежных королев, глыб льда, неподвижных, «уснувших» родителей, каменные лица.

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/

Фото галерея