Психологические проблемы в школе

Психологические проблемы в школе

Многие родители думают, что успешно адаптировавшийся к детскому саду ребенок не будет испытывать никаких трудностей в приспособлении к учебе в начальной школе. Но иногда поступление в первый класс  или перход в новый класс для детей постарше приносит свои собственные эмоциональные, поведенческие, социальные или образовательные проблемы.

Может показаться, что ребенку не составит труда расставаться с родителями в начале учебного года. В конце концов, он уже находился отдельно в детском саду. Но необходимость адаптации к новому коллективу, большая самостоятельность и учебная нагрузка могут вызвать у ребенка регрессивные реакции (возврат в моделям повдения из более раннего периода жизни), когда он будет чувствовать потребность в постоянном контакте с родителями, чтобы получить психологическую поддержку в трудный для него период.

Некоторые дети могут испытывать психологические проблемы в первом классе. Это может происходить быть из-за ряда факторов. Если дети подвргаютсмя домашним стрессам, например, в результате разода или ссоры родителей, переезда в новый дом или город, это может значительно повлиять на их поведение в классе.

Другая потенциальная проблема - социальная изоляция или издевательства. К сожалению, хулиганы встречаются уже и в первом классе. Ребенок или группа детей могут решить подвергнуть остракизму или даже моральному или физическому насилию более слабого ребенка.

Также проблемой является то, что сегодняшние друзья могут стать врагами завтра. Маленькие дети часто меняют «лучших друзей». Это может быть вредно для самооценки ребенка, который чувствовал, что он только что был лучшим другом, а на следующий день стал персоной «нон-грата».

Что такое психологическая адаптация первоклашки к школьной жизни?

Хорошая адаптация к школе является одним из важнейших вопросов развития ребенка. Здоровый переход к школьному обучению может быть построен только на базе успешного интеллектуального и социально-поведенческого развития. Хорошее начало школьной жизни в большинстве случаев определяет более поздние школьные и жизненные достижения. Дети, которые лучше адаптированы к школе во время первого класса начальной школы, имеют хорошие успехи в старших классах и высокую самооценку, стабильнее в отношениях со сверстниками и реже прогуливают уроки или бросают учебу.

В норме дети должны уметь контролировать свое импульсивное поведение, уметь выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, справляться с новыми ситуациями, а также удовлетворять свои потребности в самообслуживании в школьной жизни, следовать правилам, понимать и принимать рутину в классе, быть успешными в учебе.

Гармоничные родители – залог успешной адаптации ребенка к школе

Дети подвержены прямому влиянию семьи и косвенному влиянию социально-экономической среды. Опыт дошкольной жизни и взаимодействие с родителями, особенно с матерями, играет решающую роль в социально-поведенческом успехе будущих школьников.

Родители из семей с низким уровнем социально-экономического развития чаще становятся безразличными или избыточно контролирующими по отношению к своим детям, так как у них не хватает ни времени, ни сил по-настоящему ответственно и заинтересованно включаться в жизнь ребенка. Такая родительская модель воспитания приводят к незрелости личности и низкому уровню поведенческой саморегуляции ребенка, уменьшая возможность для успешной адаптации к школе и ее требованиям.

Дети авторитетных родителей, воспитывающих детей своим примером, которые внимательны к их потребностям и проявляют эмоциональную и душевную вовлеченность в жизнь ребенка, добретают базовое чувство безопасности и доверия к родителям и к миру в целом. Этот психологический базис определяет отношения со всеми окружающими в течение всей жизни человека. В частности дети таких родителей хорошо адаптируются к школе и в состоянии хорошо учиться. Такие родители поддерживают ребенка, реагируют на его проблемы и проступки, устанавливают соответствующие уровню развития ограничения, помогают своим детям развивать их ответственную самостоятельность, социальная компетентность и навыки саморегуляции. Теплое, последовательное и отзывчивое воспитание позволяет детям чувствовать уверенность и безопасность, учит быть более самостоятельными и, таким образом, закладывают основу для успешного перехода в школу.

Дети родителей, которые используют чрезмерный контроль или отвергающий стиль отношений с ребенком, часто прибегающие к карательными стратегиям, как правило, формируют у своих детей постоянную тревожность и разочарование в себе и окружающем мире. Это приводит к низкому уровню развития коммуникативных способностей и неумению адекватно приспосабливать свое поведение к требованиям окружающей среды.

Отношения со сверстниками и буллинг

В школьные годы издевательства являются одним из наиболее распространенных проявлений насилия.  В России 27% школьников становятся жертвами регулярных издевательств.

То, что раньше называлось хулиганством, теперь характеризуется новым термином – «буллинг», так как кроме физического насилия, буллинг может включить насилие эмоциональное и психологическое. Буллинг определяется как преднамеренные агрессивные действия, совершаемые группой детей или отдельным учеником многократно против жертвы, которая не может адекватно защитить себя.

Для этого вида агрессивного поведения детей характерны три основные черты:

  1. повторение,
  2. намеренность,
  3. желание доминировать.

Учитывая эти характеристики, буллинг определяются как систематическое злоупотребление властью со стороны сверстников. Дисбаланс сил, позволяющий издеваться над жертвой, может быть обусловлен физической силой, социальным статусом в группе или размером противостоящей группы. Власть или психологический контроль над ребенком может быть достигнуты через знание его основных уязвимостей, например, внешности, проблем с обучением, семейной ситуации, личных качеств, и использование этих знаний для нанесения ему психологического (разрушение самооценки, индукция вины, нанесение психотравмы) или физического вреда. Мальчики чаще участвуют в физических формах насилия, в то время как издевательства над девочками чаще носят вербальный или поведенческий характер.

Учащиеся с физическими недостатками, инвалиды или дети с ожирением, а также лица, принадлежащие к этническим меньшинствам, подвергаются большему риску стать жертвами буллинга, чем их сверстники.

Почему дети хулиганят и подавляют других детей?

Школьные хулиганы чувствуют уверенность в использовании агрессии, и ожидают от нее положительных результатов: например, одобрения со стороны сверстников. Поэтому хулиганы в школе рассматривают агрессию как принятый способ поведения и считают ее полезной.

Хулиганы чаще всего восприниматься в детском коллективе как популярные, влиятельные и «крутые», что поддерживает выгоду от постоянного хулиганства. Чаще всего хулиганы происходят из семей с низким социально-экономическим уровнем, с отвергающим или карающим (авторитарным) стилем родительского воспитания.

Буллинг влечет за собой негативные последствия для здоровья, как для хулиганов, так и для их жертв, а также может оказывать негативное влияние и на окружающих. Дети, которые подвергаются издевательствам, пропускают больше занятий и показывают плохую успеваемость в школе, являются одинокими и чаще болеют. Жертвы издевательств страдают от депрессии, тревоги и низкой самооценки. В коллективе такие школьники испытывает многочисленные трудности в межличностном общении, у них отсутствует признание и друзья, они часто подвергаются эксплуатации.

Как остановить буллинг? 

Решающим фактором, определяющим возможность буллинга в классе, является позиция учителей и одноклассников – наблюдателей. Мобилизация свидетелей к решительному пресечению издевательств имеет решающее значение для подавления хулиганского поведения. Повышение осведомленности среди учеников о роли всего класса в влиянии на хулиганов оказывает существенное влияние на усиление нормативности поведения и выработке в коллективе ответных мер противодействия издевательствам.

Очень важно, чтобы учителя четко демонстрировали ученикам свою позицию о недопустимости буллинга, даже если заводилой и хулиганом является ребенок очень важной персоны, чиновника или силовика, либо представителей других доминирующих в современном российском обществе сословий, нередко имеющих своеобразное представление о допустимых нормах поведения.   

Андрей Демкин


Печать   E-mail

Статьи по теме: