Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Противодействие психологическим операциям

Противодействие психологическим операциям

Оптимальной целью психологических операций являются психологически травмированные, разочарованные и оскорбленные люди [Hoyle A. et al, 2021]. Поэтому во многих социумах искусственно поддерживается межпоколенческий механизм воспроизводства травм (например "дедовщина"), потому что травмированные люди гораздо сильнее подвержены психологическому и информационному воздействию. Механизм такой подверженности основан на индивидуальной психологической уязвимости, сформированной в результате получения первичных травм детского периода (до возраста 6-7 лет) и повторных ретравматизаций в старшем возрасте.

Травма - это неспособность справиться с определенной стрессовой ситуацией, которая приводит к чувству подавленности и бессилия. Это неспособность полностью обработать сложные эмоции и затем принять решение. Это когда травма интернализируется и не прорабатывается, она влияет на эмоции, мышление, поведение и все остальные аспекты жизни.

Событие считается травмирующим, если оно привело к смерти или угрозе смерти, фактическому или угрожающему физическому ущербу либо фактическому сексуальному насилию или угрозе его совершения. Наличие интенсивной эмоциональной реакции не является критерием травмирующего события. Человек может получить травму, непосредственно переживая событие, став свидетелем события или всего лишь узнав о событии с близким другом, родственником или значимым человеком [APA, 2013].

Ранее считалось, что воздействие травмы выходит за рамки обычного человеческого опыта, но исследования показали, что травматические события довольно распространены и в обычной жизни. Психологическая травма может возникнуть после воздействия одного события или нескольких событий, которые со временем усугубляются. Воздействие травм распространяется на все слои населения, независимо от возраста, расы, этнической принадлежности, социально-экономического статуса, религии и культурного происхождения. По оценкам эпидемиологических исследований, примерно от 30% до 80% людей, живущих в Соединенных Штатах, подвергались одному или нескольким травматическим событиям [Breslau N., 2009]. Вероятное воздействие травмирующего события часто определяется множеством факторов, включая индивидуальные, реляционные, социальные и контекстные переменные. Некоторые люди обладают значительными защитными факторами, которые способствуют устойчивости к травмам. Другие сразу же после травмы испытывают дистресс, который проходит самостоятельно без вмешательства. Третьи испытывают серьезные страдания и трудности с выздоровлением, что приводит к пожизненным функциональным нарушениям.

Индивидуальная уязвимость на основе сигнатурных психологических травм лежит в основе компенсационного или защитного поведения, которое может быть желательно для инициаторов психологических атак на личность. Зная индивидуальные психологические особенности, индивидуальный характер психологических травм, возможно, спрогнозировать виды информационного воздействия к которым будут чувствительны военнослужащие, характер когнитивных и поведенческих реакций в ответ на информационное воздействие и методы профилактики подверженности таким атакам. Кроме индивидуального уровня, существует общественный уровень травматизации общества и характерные для каждого социума наследуемые трансгенерационные травмы, зная характер которых, можно планировать универсальные для конкретного этноса или социума информационные операции или меры противодействия им [Castro-Vale I. et al., 2019]. 

Особенности противодействия психологическим операциям на индивидуальном уровне    

В качестве психометрической модели для рассмотрения индивидуальной уязвимости к психологическим операциям целесообразно рассматривать типологию личности на основе Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI) [Butcher J., Williams C., 2009]. Российские адаптации этого опросника (СМИЛ, МЛО, ММИЛ, СМОЛ) широко используются в психодиагностических процедурах.

Психологическая типология по MMPI интересна тем, что доминирование показателей каждой из клинических шкал (шкалы 1-4 и 6-9) формируется в детском возрасте и напрямую связано с первичными психологическими травмами, множественной ретравматизацией и индивидуальной психологической адаптацией к неблагоприятным условиям жизни на протяжении длительного времени [Caldwell A, 2000]. Зная психологический профиль военнослужащего можно предположить основные источники стресса, характер индивидуальной уязвимости, основные мотивы деятельности и используемые дезадаптивные психологические защиты, поведение в рамках которых и будет являться целью проводимых противником психологических операций.

Основные профили реагирования на психологические операции по типологии личности на основе MMPI

 Шкала 1 Ипохондрия (Сверхконтроль / Консервативность)

Первичная травма: Травматизация болезнью, увечьем или их угрозой (себя или значимых близких), в детстве или в недавнем прошлом, вызвавшая панику или сильную озабоченность своим состоянием здоровья или физической целостностью.

Основные уязвимости: Страх болезней, травм, нарушений функций и смерти.

Основной источник стресса: Усталость, перенапряжение, нагрузки

Основная потребность: В покое и отдыхе

Реакция на стресс: соматизация, уход в болезнь, стремление защититься структурированием и регламентацией среды

Дезадаптивная функция: Внимание к собственному здоровью, выходящее за границы необходимого для выживания, подавляющее полноценное функционирование. Избежание рисков, эгоцентричность, жалобы, требовательность, контроль и манипуляции, зависимость, недостаток энергии, утомляемость.

Критические зоны в профессиональной деятельности – цели психологического воздействия: Повышенная утомляемость, низкая стрессоустойчивость, плохая переключаемость, нарушения внимания, опасность травм, ошибок и неудач, конфликтность, низкая обучаемость, плохие аналитические способности

Направления психологического воздействия: Возможность контролировать или дезорганизовывать функционирование через угрозы жизни и здоровью, через предложение выхода из опасной ситуации (например, сдача в плен).

Контрпродуктивное воздействие, способствующее целям вражеских психологических операций: угрозы, наказания

Эффективные контрмеры: Вывод из ситуаций реальных витальных угроз, уверение в физической безопасности, восполнение психологических ресурсов. Дозирование нагрузок. Создание физического и эмоционального комфорта, стабильность и постоянство условий, достаточное количество времени для выполнения задания. Использование транквилизаторов. Психокоррекция неэффективна.

Шкала 2 Депрессия (Пессимизм / Неудовлетворенность)

Первичная травма: Невосполнимая утрата (потеря родных, близких, любимых, питомцев, имущества, работы, перспектив, надежд), насилие.

Основные уязвимости: Разрушенная самооценка, нарушенная привязанность.

Основной источник стресса: Ненужность, разрыв привязанностей, одиночество

Основная потребность: В любви, социальной поддержке и контактах

Реакция на стресс: Аутоагрессия

Дезадаптивная функция: Избыточное переживание неудач, чувство вины, неуверенность в себе

Критические зоны в профессиональной деятельности – цели психологического воздействия: Повышенная утомляемость, низкая cтрессоустойчивость, плохая переключаемость, нарушения внимания, трудности в коммуникации и доверии людям, трудности с принятием решений, низкая активность, проблемы с целеустремленностью, ошибки и неудачи, травмы.

Направления психологического воздействия: Возможность контролировать или дезорганизовывать функционирование через разрушение самооценки, разрушение перспектив, подрыв доверия к руководству/командованию, создание ощущения безвыходной ситуации, стимуляции суицида. При переходе на сторону противника: предложение заботы и внимания, повышение самооценки.

Контрпродуктивное воздействие, способствующее целям вражеских психологических операций: угрозы, наказания, обесценивание личности, действий и достижений

Контрмеры: Индивидуальное внимание и забота, психологическая поддержка, создание ощущения единой общности, нужности в коллективе, прощение ошибок. Обучение приемам когнитивно-поведенческой терапии: самостоятельно находить взаимосвязь между событиями, своими мыслями и эмоциями по схеме СМЭР (ситуация-мысль-эмоция- реакция). Обучение саморегуляции (релаксации, аутогенной тренировки) для стабилизации эмоциональной сферы.

 Шкала 3 Истерия (Конверсия/Демонстративность)

Первичная травма: Сенсибилизация к душевной или телесной боли при стойком перенесении жизненных невзгод.

Основные уязвимости: Отвержение, невнимание

Основной источник стресса: Безразличие и невнимание окружающих

Основная потребность: Во внимании и восхищении, в сильных переживаниях.

Реакция на стресс: Регрессия, психосоматические расстройства

Дезадаптивная функция: Избегание стресса за счет соматических симптомов. Дезадаптивная реакция возникает даже при отсутствии стрессора.

Критические зоны в профессиональной деятельности – цели психологического воздействия: Сниженный контроль за эмоциональными реакциями, непереносимость монотонии, проблемы с исполнительностью, подчинением, плохие аналитические способности, трудности с принятием решений

Направления психологического воздействия: Возможность контролировать или дезорганизовывать функционирование через подчеркивание непризнания заслуг руководством или командованием, подчеркивание бытовых и организационных неудобств и лишений, поляризация «элита – быдло», «цивилизация – совок». Переход на сторону противника: предложение внимания, и подобающего отношения, почестей, материальных стимулов.

Контрпродуктивное воздействие, способствующее целям психологических операций: жесткий контроль, насилие, угрозы, обесценивание, обезличивание, невнимание

Контрмеры: Эмоциональная поддержка, похвала, стимулирование перспективами, возможность получения эстетического удовольствия от выполняемой деятельности.

Шкала 4 Психопатия (Асоциальная и аморальная психопатия)

Первичная травма: Нежелательный ребенок. Неполная семья, сирота. Конфликты, напряжение в родительской семье. Холодные, безразличные или враждебные родители.

Хронические или повторные психотравмы. Эмоциональное выгорание.

Основные уязвимости: Стремление к личной выгоде, чувственным удовольствиям, импульсивность действий, проблемы с авторитарными фигурами, непереносимость препятствий, соперничества, доминирования, отсутствие эмпатии.

Основной источник стресса: Препятствия и доминирование

Основная потребность: В чувственных удовольствиях

Реакция на стресс: Гетероагрессия, регрессия, обвинения других, пренебрежение правилами и нормами, эгоизм, поиск компенсаций за пережитые страдания в детстве.

Дезадаптивная функция: Проблемы с авторитарными персонами, правонарушения, эмоциональные трудности, физическая агрессия, злобность, вспышки эмоций, протестное и бунтарское поведение, зависимости от психоактивных веществ.

Критические зоны в профессиональной деятельности – цели психологического воздействия: Сниженный контроль за эмоциональными реакциями, непереносимость монотонии, проблемы с исполнительностью, подчинением, плохие аналитические способности, трудности с принятием решений

Направления психологического воздействия: Возможность контролировать или дезорганизовывать функционирование через потенцирование импульсивных решений и действий, подкуп, противопоставление с руководством и командованием, подчеркивание авторитарного доминирования и чинимых препятствий, дискредитация руководства через корыстные мотивы, желание эксплуатировать подчиненных, невнимание к нуждам и потребностям. При переходе на сторону противника: предложение удовольствий, комфорта материальных стимулов, возможность самому определять свою судьбу и жизнь. Шантаж, постановка дилемм выбора – «деньги и красотки против тюрьмы и смерти».  

Контрпродуктивное воздействие, способствующее целям вражеских психологических операций: жесткий контроль, насилие, угрозы, обесценивание, обезличивание, не-внимание, бессмысленные препятствия и действия, лишение отдыха и удовольствий.

Контрмеры: Зависимость поощрения от конкретных результатов деятельности. Постановка сложных «особых» задач. Неотложное поощрение по результатам. Недопустимость невыполненных или измененных обещаний по вознаграждению. Подчеркивание особого статуса. Внимание! При этом сохраняется высокий риск перехода на сторону противника – особенно при наличии черт Темной Триады личности (нарцисcизм, психопатия, макиавеллизм) [Jakobowitz S., Egan V., 2006].

 Шкала 6 Паранойя (Ригидность)

Первичная травма: Постоянные осуждение и контроль со стороны родителей. Возбудимые, агрессивные и опасные родители или воспитатели. Чрезмерные и несправедливые наказания. Родители, получающие удовольствие от наказаний. Повторяющиеся атаки на целостность души и тела ребенка.

Основной источник стресса: Унижение, непостоянство

Основная потребность: В самоутверждении, в стабильности. Соблюдение правил, чтобы избежать наказаний. Потребность в контроле (доминировании) и порядке.

Реакция на стресс: Проекция, гетероагрессия, стремление к жесткой регламентации и структурировании среды.

Дезадаптивная функция: Сенсибилизация к злобе, насилию, враждебности и агрессии.

Агрессивность, подозрительность. Трудности с адаптацией, переключением, гибкостью, креативностью. Чрезвычайная чувствительность к критике и несправедливости, обидчивость, мстительность, злопамятность, злость. Неумение прощать и забывать конфликты.

Критические зоны в профессиональной деятельности – цели психологического воздействия: Снижение гибкости, переключаемости, действия по шаблону, отсутствие креативности, высокая вероятность ошибок в сложных и нестандартных ситуациях, чувствительность к критике, непризнанию достоинств.

Направления психологического воздействия: Возможность контролировать или дезорганизовывать функционирование через дискредитацию организационных способностей руководства или командования, обвинению их в нарушении законов и моральных норм, несправедливости, создание впечатления неуправляемого хаоса, вынуждении действовать не по шаблонам, полное размытие и дискредитация перспектив и достижений, поток критики, разрушение самооценки, провокация агрессии. Переход на строну противника возможен при убеждении в его моральной правоте. При переходе на сторону противника: предложение закона и порядка, четких условий и правил, признание достоинств, предложение должностей и званий, высокого статуса. Это вероятный профиль высокопоставленных изменников на идейной почве.    

Контрпродуктивное воздействие, способствующее целям вражеских психологических операций: Обесценивание, обезличивание, несправедливость, критика, нападки на личность.

Контрмеры: Предоставление достаточной самостоятельности: свобода в режимах, расписаниях, сроках, принятии решений. Подчеркивание значимости и статуса. , предоставление спокойных и стабильных условий, возможность получения удовлетворения от работы, роста самооценки и статуса.

 Шкала 7 Психастения (Тревожность)

Первичная травма: Неожиданные повторяющиеся травмирующие ситуации. Насилие, нападки со стороны близких людей. Непостояноство предъявляемых требований и наказание за их невыполнение.

Основной источник стресса: Угроза, неопределенность, неупорядоченность. Постоянное ожидание неожиданных стрессовых ситуаций.

Основная потребность: В безопасности

Реакция на стресс: Рационализация, фиксация тревоги, ограничительное поведение, структурирование среды, перфекционизм.

Дезадаптивная функция: Трудности фокусировки на задаче. Гипертрофированные ориентировочные рефлексы. Заниженная самооценка, повышенная самокритичность, размытые личные границы.

Критические зоны в профессиональной деятельности – цели психологического воздействия: Неадаптивность к изменяющимся условиям, при дефиците времени, высокая вероятность ошибок в сложных и нестандартных ситуациях, риск травматизма, безынициативность, неумение отстаивать свою точку зрения, трудности во взаимодействии с людьми

Направления психологического воздействия: Возможность контролировать или дезорганизовывать функционирование через запугивание, угрозы, формирование негативной перспективы, разрушение самооценки, чрезмерную критику, формирование чувства вины, морализаторство. Переход на строну противника возможен, если противник сможет предложить большие гарантии безопасности при отсутствии таковых со стороны своих (баланс угроз «свои / противник»).

Контрпродуктивное воздействие, способствующее целям вражеских психологических операций: запугивание, угрозы, разрушение самооценки, критика, формирование чувства вины

Контрмеры: Гарантии безопасности, положительное подкрепление деятельности, эмоциональная поддержка, материальное стимулирование, предоставление перспектив.  

 Шкала 8 Шизофрения (Индивидуальность)

Первичная травма: Сексуальное насилие. Неприятие, холодность, злоба со стороны родителей. Постоянное разрушение самооценки.

Основной источник стресса: Эмоциональная близость. Покушения на самооценку, автономию. Отвержение и неприятие. Рутина.

Основная потребность: В дистанции от людей, укреплении самооценки

Реакция на стресс: Аутизация, изоляция, закрытость. Избегание реальности: уход в мечты и фантазии. Употребление психоактивных веществ. Сублимация в творчество.

Дезадаптивная функция: Неприятие себя, ощущение собственной дефектности, испорченной жизни. Нарушения когнитивных функций, сложности в межличностных отношениях, нецеленаправленная деятельность.

Возможность насилия и жестокости, как средства уменьшения внутреннего напряжения.

Критические зоны в профессиональной деятельности – цели психологического воздействия: Проблемы при социальном взаимодействии, выражении своих чувств и мыслей, трудности с принятием решений, низкая конкурентность, подверженность социальному давлению

Направления психологического воздействия: Возможность контролировать или дезорганизовывать функционирование через социальное давление, разрушение самооценки, подчеркивание несостоятельности и дефектности, угрозы лишения автономности и свободы.

Контрпродуктивное воздействие, способствующее целям вражеских психологических операций: Нарушение личных границ, коллективизм, размывание индивидуальности, разрушение самооценки, критика, обесценивание, неприятие и отвержение.

Контрмеры: Интеллектуальная и физическая свобода и принятие таким, каким человек является.

 Шкала 9 Гипомания (Энергичность)

Первичная травма: Избыточная критика и / или невнимание со стороны родителей

Основной источник стресса: Принуждение, однообразие, рутина, отсутствие внимание и признания.

Основная потребность: В активности и впечатлениях. В получении внимания значимых персон

Реакция на стресс: Вытеснение с поведенческим отреагированием (критика, протест, агрессия любого рода). Отрицание. Употребление психоактивных веществ.

Дезадаптивная функция: Избыточная нецеленопаправленная активность, потенцирование возбуждения и агрессии, самодеструктивное поведение: употребление психоактивных веществ, рисковое поведение.

Критические зоны в профессиональной деятельности – цели психологического воздействия: Отвлекаемость, проблемы с планированием и контролем действий, анализом ситуации, доведением дел до конца, непереносимость монотонии и ограничений, работы в одиночестве или в постоянном узком круге общения, проблемы с исполнительностью, подчинением.

Направления психологического воздействия: Возможность контролировать или дезорганизовывать функционирование через потенцирование импульсивных решений и действий, подкуп, соблазнение, спекуляциях на невнимании, бездействии руководства/командования.

Контрпродуктивное воздействие, способствующее целям вражеских психологических операций: Рутина, бездействие, принуждение, невнимание и непризнании достоинств.

Контрмеры: Минимальная возможность коррекции.

Литература

American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th ed.). Washington, DC: Author.

Breslau N. (2009). The epidemiology of trauma, PTSD, and other posttrauma disorders. Trau-ma, Violence, & Abuse, 10(3), 198–210.

 Butcher, J. N., & Williams, C. L. (2009). "Personality assessment with the mmpi-2: historical roots, international adaptations, and current challenges". Applied Psychology: Health and Well-Being. 1 (1): 105–135
 
Caldwell A. What do the MMPI scales fundamentally measure? Some hypotheses. // Caldwell report, University of California, 2000.
 
Castro-Vale I, Severo M, Carvalho D, Mota-Cardoso R (2019-08-09). "Intergenerational transmission of war-related trauma assessed 40 years after exposure". Annals of General Psychiatry. 18 (1): 14

 Hoyle A., van den Berg H., Doosje B., Kitzen M. (2021) Grey matters: Advancing a psychological effects-based approach to countering malign information influence. New Perspectives 29:2, pages 144-164.

Jakobowitz, Sharon & Egan, Vincent. (2006). The Dark Triad and normal personality traits. Personality and Individual Differences. 40. 331-339. 10.1016/j.paid.2005.07.006.

Андрей Демкин

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/