Девиантное поведение

Девиантное поведение

Поведение человека представляет собой определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой, определяемый способностью воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её с целью самосохранения и адаптации к условиям существования.

Не все виды поведения, даже адаптивного для отдельной личности могут быть желательными для микрогруппы, коллектива, сообщества или общества в целом. Кодекс желательного или допустимого поведения во все времена закреплялся правилами, обычаями, этическими представлениями, идеологией, религией и законодательством. Общество всегда пыталось предупреждать и устранять нежелательные для него поведенческие проявления, которые отклонялись от принятых норм, воздействуя на людей различными методами и средствами. Основная цель такого формирующего воздействия: формирование допустимых пределов поведения, создание отрицательных способов подкрепления недопустимого поведения, и положительных способов подкрепления желательного поведения. Отдельным сложным вопросом является понятие подвижных норм, которое означает, что в разных социальных контекстах одно и то же поведение может являться как нормативным, так и не нормативным (например, нанесение телесных повреждений при предупреждении преступления или, напротив, при совершении преступления).

В психиатрических систематиках, включая действующую Международную классификацию болезней 10-го пересмотра, девиантное поведение не является нозологической формой, выделенной в качестве диагностической категории, представляя собой социально-психологическую проблему (Марченко А.А., 2018). Даже формирование устойчивых стереотипов отклоняющегося поведения не является признаком психической патологии (Шамрей В.К., 2015). В компетенцию врача-психиатра может входить исключение психического расстройства, способного вызвать поведенческие девиации. Современный методический инструментарий клинической психиатрии не предназначен для экспертной трактовки прочих форм девиантного поведения, и склонности к нему. Поэтому девиантное поведение не является объектом для рассмотрения медициной с клинических позиций. На настоящем этапе девиантное поведение входит преимущественно в область рассмотрения психологии, социологии и криминологии.

Определение девиантного поведения

Девиантное или отклоняющееся поведение – это целенаправленная система самопрезентации личности и взаимодействия на ее основе с другими людьми, которая не соответствует сложившимся в определенном сообществе в данном конкретном месте и времени институциональным установкам, определяющим правила социального взаимодействия (Коэн А., 1965). Фактически оценкой степени девиантности завниматеся не все сообщество или общество, а его наиболее влиятельная часть, определяющая нормы и правила.

Рис. 1 Континуум нормы и отклонения поведения

Норма и девиантное поведение

Поведение само по себе не является девиантным, пока оно не подвергается оценке с определенных позиций людьми, с которыми человек взаимодействует. Например, сплюнуть на землю в лесу не является отклонением от норм, но такой же плевок на пол в общественном месте будет расценен как девиантное поведение.

Понятие девиантного поведения является относительным, так как оценка нормативности действий человека меняется в зависимости от самих норм, которые также изменяются во времени и пространстве.

Например, со временем изменялось отношение общества с дуэлям: в средневековой Европе (до XV-XVI в.в.) дуэльный поединок для выяснения отношений соответствовал как общественным и религиозным представлениям о норме (традиции «Божьего суда»), так и законодательству: дуэль могла назначаться по решению суда («судебный поединок»). С XVI века дуэль практически повсеместно выпадает из нормы светского и религиозного права, но остается нормативной и одобряемой в обыденном сознании практически до начала XX века. Лишь в XX веке дуэль перестает быть принимаемой нормой для большинства социальных групп во всем мире, но сохраняет свое значение «поединка чести» в отдельных криминальных или околокриминальных социальных группах.

Примером динамичности применения норм для оценки поведения может служить употребление алкоголя. В зависимости от задающего нормы сообщества, национальных особенностей и географического положения девиантным может являться как употребление алкоголя, так и трезвый образ жизни. Не соответствующим норме будет как поведение трезвенника в криминальных сообществах или молодежных тусовках, так и употребление алкоголя среди правоверных мусульман или в группе беременных женщин. Наглядными примерами относительности нормирования поведения являются и нижеследующие примеры. Неодобряемым будет являться высказывание собственного профессионального мнения, противоречащему мнению руководителя или политического лидера, в странах со сложившейся авторитарным способом управления или в условиях политической диктатуры. И наоборот, «соглашательство» с непрофессионализмом руководителя или политика будет вызывать осуждение в странах с демократической общественно-политической системой. С другой стороны, в настоящее время высказывание подчиненным несогласия командиру подразделения силовой структуры в условиях проведения боевой операции будет являться девиантным в государстве любого общественно-политического уклада. Но в начале XX века в армии Российской империи в период переворотов 1917 года девиантным являлось отсутствие возражений командиру подразделения или офицеру в условиях, когда приказ исполнялся только после голосования членов солдатского комитета .  В любых силовых структурах насилие и агрессия является девиантными, если направлены на невиновного или гражданского, и является нормативным, если направлено на врага или преступника при выполнении боевой операции или служебного задания.

Таблица №1 Примеры осей различий в нормативности поведения

Ось различия

Девиантное поведение

Для кого является нормативным поведением?

Этническая принадлежность

Для русских, испанцев, итальянцев: отправить пожилых родителей в дом престарелых.

Для англичан или американцев.

Социальная группа

Для интеллигенции: воровать или употреблять наркотики

Для молодежных уличных группировок

Пол

Для женщин: переедать или заниматься промискуитетом

Для мужчин

Профессия

Для психиатра: ходить на свидания с пациенткой

Для стоматолога

Географический регион

В крупных городах здороваться с незнакомцами на улице

Для жителей деревень

Ситуационный контекст

Убивать людей

Для боевых действий

Временной период

Жить совместно без регистрации брака более 3-5 лет

Для периода менее 3-5 лет

Возрастная группа

Кричать на детей и бить их

Для детей дошкольного возраста в отношении сверстников

Этический контекст

Говорить неправду

Для дипломатов, политических деятелей, переговорщиков

 

Объединяя существующие определения отклоняющегося поведения, целесообразно создать многфакторную дефиницию (Демкин А., 2020):

Девиантное поведение человека можно определить как отличающиеся стабильностью:

  • отдельные поступки,
  • системы поступков
  • стиль жизни,
  • идеи и системы взглядов,

противоречащие или не согласующиеся с принятыми в обществе или сформированными и установленными наиболее могущественной частью общества

  • правилами,
  • нормами,
  • ожиданиями
  • схемами и ритуалами поведения,
  • традициями,
  • системами взглядов,
  • верованиями,
  • моралью,
  • нравами,
  • этикой,
  • кодексами
  • законами,

определяемыми

  • местностью,
  • социальной группой,
  • национальностью,
  • конфессией,
  • организацией,
  • профессией,
  • политикой,
  • экономикой,

проявляющиеся в

  • неадаптивности,
  • несбалансированности психических процессов,
  • своеобразии, нестандартности
  • болезненности,
  • нарушениях коммуникации,
  • социальной дезадаптации,
  • нарушениях самоактуализации
  • уклонении от контроля над собственным поведением
  • игнорированием последствий,
  • неуважении
  • агрессии

имеющие

  • нейтральную, или
  • позитивную, или
  • отрицательную

направленность для человека или общества,

вызывающее

  • непонимание,
  • неприятие,
  • неодобрение,
  • брезгливость,
  • презрение,
  • осуждение,
  • агрессию,
  • желание наказать,
  • дистанциирование,
  • избегание

у большинства членов

  • группы
  • коллектива
  • сообщества
  • общества,

и являющиеся последствием

  • хронической фрустрации и дистресса,
  • кумулятивного действия психических травм,
  • воспитательных и педагогических нарушений,
  • формирующего влияния нестандартной среды,
  • патологической адаптации к патологической среде,
  • органических заболеваний ЦНС,
  • врожденной патологии ЦНС,
  • травм ЦНС,
  • психической патологии.

В одной из наиболее проработанных в отечественной психологии концепций отклоняющегося поведения В. Менделевича выделены следующие формы девиантного  поведения (Менделевич В., 2016):

  • агрессия;
  • аутоагрессия (суицидальное поведение);
  • злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной
  • психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
  • нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
  • аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосексуального развития);
  • сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);
  • сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянство, разновидности маний – клептомания, дромомания и др.);
  • характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.);
  • коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, ревность, фобическое и нарциссическое поведение,  нигилизм, крусадерство, «вегетативность» и др.);
  • безнравственное и аморальное поведение;
  • неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.

Нами предложена расширенная многомерная классификация поведения, включающая аспекты отклонения от принятых норм, позитивную и негативную направленность, наличие деструктивности и ее направленность.

Рис. 2 Классификация видов поведения человека исходя из его нормативности.

Классификация девиантного поведения

По степени нарушения принятых в обществе или сообществе норм выделяется:

  • Нормативное поведение – полностью соответствующее представлениям о норме в данном сообществе в данное время.
  • Нестандартное поведение – поведение, не подпадающее под общественные санкции, но уже имеющее отличия от средней нормы.
  • Нестандартное позитивное поведение чаще вызывает позитивные эмоции, но может одновременно вызывать недоумение, удивление, неприятие. Примером такого поведения может быть креативное творчество, изобретательство, социальное новаторство. Даже если поведение может расцениваться как нестандартное, например социальное новаторство (такое как уравнение прав афроамериканского и белого населения США в конце 1950-х годов, движение против женского обрезания в Египте в 1990-е года, или в настоящее время в Дагестане), в длительной перспективе оно является позитивным, так как создает новые механизмы решений для имеющихся проблем и задач. С течением времени по мере изменения норм, такое поведение может становиться нормативным.
  • Нестандартное негативное поведение вызывает неприятие и отторжение у большинства людей, но не заходит так далеко, чтобы привести к санкциям. Примером может служить приверженность определенным некриминальным субкультурам (эмо, байкеры и т.п.).
  • Девиантное (отклоняющееся) поведение – отклоняющееся от норм, законов и ожиданий сообщества или общества поведение, за осуществление которого накладываются санкции.

По признаку наличия и направленности деструкции отклоняющееся поведение может быть:

  1. Нейтральным – когда осуществление поведения не причиняет прямого вреда окружающим или самому девианту. К такому поведению относится: аморальное, корыстное, идейное, религиозное, неэстетичное, пассивно-подчиненное и неуместное.
  2. Внешне деструктивное поведение приносит прямой вред другим людям, обществу или окружению. К такому поведению относится: асоциальное, антисоциальное (делинквентное), криминальное, контрпродуктивное и контркоммуникативное поведение.

Отдельно следует выделить контрпродуктивное поведение на рабочем месте (CWB - Counterproductive work behavior) - это относительно новое понятие, описывающее поведение сотрудников, которое противоречит законным интересам организации (Sackett P. et al., 2006). Такое поведение может нанести вред организациям или людям в организациях, включая сотрудников и клиентов, клиентов или пациентов. Контрпродуктивное поведение обычно укладывается в следующие направления (Robinson S., Bennett R.,1995; Gruys M., Sackett P.,2003; Spector P. et al.,2006):

  • кража имущества (хищение, продажа, вывод средств)
  • уничтожение имущества (преднамеренное, халатное)      
  • неправильное использование информации (обнародование служебной, секретной информации)
  • злоупотребление временем и ресурсами (кибербезделье, использование корпоративных ресурсов в личных целях)
  • саботаж (формальное выполнение обязанностей, невыполнение обязанностей, сокрытие знаний и навыков, симуляция, аггравация),
  • небезопасное поведение (пренебрежение техникой безопасности, опасные распоряжения для подчиненных)
  • потери рабочего времени (прогулы, опоздания, длительные и частые перерывы)
  • низкое качество работы
  • употребление алкоголя
  • употребление наркотиков
  • неуместное словесное действие (хамство, бескультурье, манипуляции, сплетни, конфликты, угрозы)
  • неуместное физическое действие (насилие, сексуальные домогательства, оставление без помощи)

Контркоммуникативное поведение – направлено на разрушение сбалансированного процесса общения на основе равенства и взаимного уважения. К контркоммуникативному поведению относится: агрессивное, манипулятивное, контролирующие, пассивное и пассивно-агрессивное поведение.

  1. Самодеструктивное поведение – приносит вред самому агенту девиантного поведения, но при этом оно не обязательно может быть именно негативным. Существует и позитивное самодеструктивное поведение, которое может одобряться и поощряться обществом. Примерами позитивного самодеструктивного девиантного поведения служат трудоголизм, героизм и самопожертвование (Майсак Н., 2010). Хотя это поведение поощряется обществом, оно так или иначе может наносить прямой вред его агенту, начиная от нарушения социальной адаптации и заканчивая ухудшением состояния здоровья или увеличения рисков преждевременной смерти. Креативность и творчество могут попадать как в разряд девиантного поведения, так и в разряд нестандартного поведения, в зависимости принято ли накладывать в конкретном обществе в конкретное время санкции за осуществление такого поведения.

К негативному самодеструктивному поведению относятся виды девиаций, безусловно наносящих прямой вред агенту такого поведения. Это рисковое, аддиктивное, парасуицидальное и суицидальное поведение.

 

Таблица №2 Примеры для классификации девиантного поведения

Направленность

поведения

Тип поведения

Степень социальной одобряемости

Одобряемое

Нейтральное

Неодобряемое

асоциальное

антисоциальное

Самодеструктивное

Рисковое

Героизм

Экстремальный спорт,

Агрессивное, провоцирующее поведение, опасное вождение, руфинг, зацепинг, распутство, спортивный фанатизм

Садизм, мелкое хулиганство, воровство

Самонаказание

Трудоголизм, Бесплатная работа, недооплачиваемая работа

Монашество, аскетизм

Бродяжничество, нищенство, викитимное поведение, паразитизм

Мазохизм, садомазохизм, юродство, сектантство

Аддиктивное

ЗОЖ, фитинес, бодибилдинг, похудание.

Табакокурение, употребление алкоголя, кофе.

Шопинг, коллекционирование, перфекционизм, музыкальные фанаты пикаперы, кибрзависимость, субкультуры, обжорство,

пассивный религиозный, политический фанатизм

Алкоголизация, зависимость от психоактивных веществ, игровая зависимость

Алкоголизм, наркомания, токсикомания

Парасуицидальное

Профессии с высоким риском, сверхэстремальный спорт

Шрамирование, татуаж, пирсинг, молдиыикации тела, профессии с повышенным риском, наемничество.

Самоповреждения, субкультуры высокого риска (байкеры, гопники, сатанисты, эмо, готы), агрессивные секты, демонстративные покушения на суициды, зависимое мазохистическое поведение в паре

Покушения на суициды общественно опасным способом, опасные половые извращения

Суицидальное

Самопожертование, ритуальные самоубийства,

Эвтаназия

Завершенный суицид

Общественно опасное самоубийство, самоубийство в процессе теракта

Вншнее деструктивное

Асоциальное

Действия в защиту чести и достоинства

Уклонение от выполнения гражданского долга, семейных обязанностей.

Стукачество, мелкое хулиганство.

Манипуляции, массовая дезинформация, обман, мошенничество.

Предпреступное (делинквентное)

Насилие и убийство в целях оправданной самообороны

Непослушание, реакции противостояния, эпатажная оппозиционность, порошайничество

Мелкое воровство, вандализм, бродяжничество, агрессия, сквернословие, профессиональное нищенство

Гебоидный синдром, жестокость к слабым, животным, бродянжничество.

Преступное (криминальное)

Праведная месть, убийство во время войны

Превышение пределов необходимой самообороны

Преступления корыстной направленности, проституция и сутенерство

Преступления против личности, насилие, убийства, продажа наркотиков

Контрпродуктивное

Строгое соблюдение формальных должностных обязанностей

Кибербезделие, низкое качество работы, нерациональное расходование

Злоупотребление информацией, симуляция, аггравация, употребление алкоголя, наркотиков, сплетни, буллинг, моббинг манипуляции, небезопасное поведене

Агрессия, насилие, воровство

Контркоммуникаитивное

Бойкот , игнорирование

Пассивное

Пасивно-агрессивное, манипулятивное, контролирующее

Агрессивное

 

Теоретические основы формирования девиантного поведения

Существует большое количество теорий формирования девиантного поведения.  В целом,  большинство теорий сходится на том, что девиантное поведение закрепляется в подростково-юношеский период развития человека (12-17 лет), а конкретная его форма не является случайной, а зависит от социального происхождения, ценностно-нормативных стандартов, материальных возможностей и доступа к информации (Tkach B., 2018).

К основным социально-психологическим теориям формирования отклоняющегося поведения относятся:

  • Теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерлэнда (1939)
  • Теория рационального и ситуационного выбора Д. Корниш и Р.Кларк (1986, 1987)
  • Теория социетальных реакций Э. Лемерт (1967), Х. Бекер (1963)
  • Теория стигматизации Х. Каплан (1980)
  • Теория стигматизации и реинтеграивного посрамления Дж.Брайтвэйт (1989)
  • Теория социального контроля Т. Хирши (1969)
  • Теория самоконтроля М.Готфредсона и Т.Хирши (1990)
  • Теория контроль-баланса Ч. Титтла (1995)
  • Теория развития жизненных траекторий Р. Сэмпсона и Дж. Лауба (1993)
  • Теория критических жизненных перемен Д. Фаррингтона (1986)

Таблица 3. Основные социально-психологическим теории формирования отклоняющегося поведения

Теория

Основные положения

Теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерлэнда (Sutherland E. et al., 1992).

Систематическое отклоняющееся поведение — это результат связи с девиантами, точно также, как нормативное поведение — результат связи с законопослушными людьми. Вероятность того, что индивид изберет девиантное поведение обусловливается тем, насколько часты и непосредственны его контакты с носителями моделей такого поведения.

Теория рационального и ситуационного выбора Д. Корниш и Р.Кларк (Cornish D., Clarke R., 1987).

Решение о вовлечении в девиантное поведение обусловлено прямой выгодой от него, и принимаются в течение 3 стадий – вовлечение (решение о готовности), привычка (решение о продолжении) и воздержание (решение об паузе или прекращении). На принятие решений на каждой стадии влияют особенности личности, воспитание, жизненная ситуация, образ жизни, потребности, мотивы, возможности.

Теория социетальных реакций и ярлыков Э. Лемерт, Х. Бекер (Lemert E., 1972)

Девиантное поведение – не просто нарушение нормы, а любое поведение на которое   «наклеивается ярлык» девиантного. Девиантность не свойственна самому действию, а является результатом реакции на него других индивидов.

Теория стигматизации Г. Каплан (Stiles, B., Kaplan, H. 1996).

Поступки с большей вероятностью будут расценены как девиантные и вызовут негативные социальные санкции, если человек уже подвергся стигматизации как «девиант».

Теория стигматизации и реинтеграивного посрамления Дж. Брайтвэйт (Braithwaite J., 1997)

Уровень распространенности девиантного поведения ниже там и тогда, где и когда шире распространено чувство стыда. Внушение чувства стыда происходит легче в тех обществах, в которых ярче выражены коммунитарность и взаимозависимость.

Неодобрение, как правило, неэффективно, если его выражает чужой для наказываемого человек. Особо действенным оказывается такое неодобрение, которое высказывается в рамках уважительного отношения. Низкий уровень девиантности наблюдается в тех сообществах, где жители предпочитают самостоятельно решать возникающие проблемы с девиантным поведением, а не ждать помощи со стороны "профессионалов".

Клеймение провинившегося всегда нежелательно, так как закрепляет роль «нарушителя» и формирует ожидания от человека в обществе.

Теория социального контроля Т. Хирши (Hirschi T., 2002)

Наличие и характер социального контроля обуславливает направление девиантного или нормативного поведения. Существует 4 вида социальных связей, позволяющих сохранять коллективные интересы: привязанность (attachment), обязательство (commitment), вовлеченность (involvement) и убеждение (belief).

Теория контроль-баланса Ч. Титтла (Tittle Ch.,1995).

Баланс контроля предполагает соотношение самоконтроля индивида и контроля со стороны общества. Девиантное поведение возникает как при недостатке, так и при избытке социального контроля.

Теория развития жизненных траекторий Р. Сэмпсона и Дж. Лауба (Sampson R., Laub J.,1992)

Хотя антиобщественное поведение возникает уже в детстве, его развитие или редукция может наблюдаться на протяжении всего жизненного пути непрерывно или прерывисто, в зависимости от прохождения определенных «поворотных точек». Факт девиантного поведения в детстве предсказывает проблемы во взрослом периоде жизни по самым разным параметрам. Формирование новых социальных связей и принятие новых функций и ролей (работа, служба, семья) объясняют динамику изменения в девиантности на протяжении всей жизни.

Теория Д. Фаррингтона (Farrington D., 2003)

Стабильность девиантного поведения зависит от личности, а не от окружающей среды. Социальная проблема девиантности в значительной степени определена медицинскими аспектами состояния психического здоровья индивида, что определяет психологическую модель антиобщественного поведения.

На основании осмысления вышеописанных теорий и проведенного масштабного (2750 человек) лонгитюдного исследования «Project A2» объединенной немецкой исследовательской группой была предложена интегративная теория формирования, развития и закрепления девиантного поведения (Reinecke J. et al., 2013). Подход изучения жизненного цикла использован для изучения возникновения девиантного поведения как с психологической, так и с социологической точек зрения. Этот проект сфокусировался на взаимосвязи между развитием девиантных форм поведения и укреплением социального неравенства и социальной изоляции. Были выявлены факторы, способствующие как процессам уклонения от девиантности и вхождению в нормальные жизненные циклы курсы, так и факторы, способствующие длительному сохранению или рецидиву девиантности. Оказалось, что, хотя девиантное поведение достигает пика в подростковом возрасте, оно не ограничивается этим периодом жизни. Девиантное поведение обязано своим возникновением индивидуальной гетерогенности, которая может приводить к социальному неравенству. Гетерогенность и социальное неравенство играют важную роль в возникновении, продолжении и изменении девиантного поведения.

Этапы формирования девиантного поведения у детей и подростков

Интегративная модель жизненного пути девиантного поведения конкретизирует общие теоретические идеи, а также эмпирические и теоретические данные из исследований CRIMOC и ENDPS (Boers & Reinecke, 2007; Lösel et al., 2005). Интегративная модель отражает взаимодействие социально-структурных недостатков (например, бедности), индивидуальные факторы риска (например, особенности темперамента, наличие в анамнезе травм и заболеваний центральной нервной системы - например, фетальный алкогольный синдром, который встречается у 5-6% детской популяции), уровня преступности в данной местности, уровень социального контроля и социально-структурные неоднородности. Модель рассматривает взаимозависимость макро- и микроуровня на протяжении всей жизни и проводит различие между процессами в детском, подростковом и раннем взрослом возрасте. Таким образом, интегративная модель рассматривает в едином временном континууме и контексте индивидуального развития развитие социально-структурных недостатков детства в девиантность и преступность в подростковом возрасте и социально-структурные проблемы в раннем взрослом возрасте. \ Отправными точками на микроуровне индивидуального развития являются индивидуальные факторы риска. К основным факторам на микроуровне, способствующим формировании девиантности относятся (Змановская Е., 2003):

  • фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
  • физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);
  • недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
  • острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
  • потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
  • чрезмерная стимуляция ребенка – слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;
  • несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
  • смена родителей (опекунов);
  • хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
  • нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);
  • усвоение ребенком через научение в семье или в группе девиантных ценностей (явных или скрытых).

В детском возрасте действие подобных факторов приводят, например, к дефициту в социальном и образовательном развитии, что уже в подростковом возрасте способствует усвоению преступного поведения. Это, в свою очередь, затрудняет формальное школьное обучение и образование в раннем взрослом возрасте. Эти два уровня взаимосвязаны во всех трех жизненных периодах. Социоструктурные недостатки влияют на индивидуальные факторы риска в детском возрасте. В подростковом возрасте связь с девиантными сверстниками способствует усвоению отклоняющегося и криминального поведения. При недостатке социального контроля на данном уровне подросток может пойти по пути преступного поведения. В результате в перспективе возникают два пути развития: один – по пути развития преступного поведения, а другой – со “спонтанным сопротивлением” девиантности. В раннем взрослом возрасте социальный контроль и дефицит в формальном школьном образовании и образовании взаимодействуют, на макроуровне приводя либо к персистированию девиантности, либо к позитивным поворотным точкам жизненного цикла, отражающим отказ от девиантных курсов развития на микроуровне.

Например, асоциальный ребенок с трудным темпераментом, выросший в районе с высоким уровнем преступности, склонен к агрессивности и присоединяется к делинквентным сверстникам в подростковом возрасте. Этот человек имеет повышенный шанс овладеть криминальными навыками, и пониженные шансы овладеть просоциальными навыками, получить высшее образование и переехать в лучший район для жизни. Перспектива изменения его низкого социально-экономического статуса для него неблагоприятна, и при этом имеется риск вступить в конфликт с законом и быть отправленным в тюрьму. Вполне вероятно, что человек, который был в тюрьме, будет более пристально контролироваться полицией и не сможет найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу после освобождения из-за своего статуса бывшего заключенного. Также человек будет исключен из круга общения просоциальных сверстников, что снижает шансы на усвоение и модификацию человеком собственной предвзятой модели социального взаимодействия.

Подробнее об основных формах деваинтного поведения в Вооруженных силах.

Перейти к статье о нейропсихологической диагностике девиантного поведения.

Андрей Демкин

Литература

Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.В.  Змановская – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.

Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения М.: ИД Городец, 2016. – 386 с. 
 
Braithwaite J. Crime, Shame and Reintegration. Cambridge University Press, 1997. – 234 p.
 
Boers K, Reinecke J, eds. Delinquenz im Jugendalter: Erkenntnisse einer Münsteraner Längsschnittstudie. Kriminologie und Kriminalsoziologie. Vol 3. Münster und New York: Waxmann, 2007.
 
Cornish D., Clarke R. Understanding Crime Displacement: An Application of Rational Choice Theory // The Criminology Theory Reader. Ed. by Stuart H., Einstader W. New York: New York University Press, 1987. – P. 45–56.
 
Hirschi T. Causes of Delinquency. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers, 2002. – 329 p.
 
Lemert E. Human Deviance, Social Problems and Social Control. Endlewood Cliffs, New Jersey: PrenticeHall, 1972. – 287 p.
 
Lösel F., Beelmann A., Jaursch S., Koglin U., Stemmler M. Entwicklung und Prävention früher Probleme des Sozialverhaltens: Die Erlangen-Nürnberger Studie. / In 26 M. Cierpka (Eds.), Möglichkeiten der Gewaltprävention. Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht,  2005. – p. 201-249.
 
Reinecke J. et al. The Development of Deviant and Delinquent Behavior over the Life Course in the Context of Processes of Social Inequalities // SFB 882 Working Paper Series. – 2013. – No. 17. – 2013 DFG Research Center (SFB) 882 From Heterogeneities to Inequalities
 
Robinson S., Bennett R. A typology of deviant workplace behaviors: A multidimensional scaling study // Academy of Management Journal. – 1995. –Vol. 38 (2). – P. 555–572. 
 
Spector P. et al. The dimensionality of counterproductivity: Are all counterproductive behaviors created equal? //  Journal of Vocational Behavior. – 2006. –Vol. 68 (3).  –p. 446–460. 
 
Stiles B.,  Kaplan H. Stigma, Deviance, and Negative Social Sanctions // Social Science Quarterly. – 1996. – Vol. 77(3). – P. 685-696.
 
Sutherland E., Cressey D., Luckenbill D. Principles of Criminology. NY: General Hall, 1992. – 696 p.
 
Tkach B. Neuropsychological features personalities with deviant behavior // Fundamental and Applied Researches in Practice of Leading Scientific Schools. – 2018. – Vol. 27(3). – P. 201-206. 

Печать   E-mail

Статьи по теме: