Психология смирения

Психология смирения

Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется.

Сир. 3.19-20

В христианстве понятие смирения определяется как нравственное качество, хранящее душу человека от овладения ее гордостью. Гордость требует постоянных усилий для ее питания духовными ли, физическими ли, деловыми или финансовыми достижениями, в результате выводя человека из чувства душевного равновесия, терзая его постоянным чувством беспокойства, вынуждая к постоянному стяжанию новых успехов. Смирение же приносит человеку спокойствие радость и благодать в душе. Смирение вовсе не означает пассивную покорность, самоуничижение и отсутствие достижений и стремлений, как себе нередко представляют себе люди это качество. Смирение буквально означает "быть с миром" - быть равным всему в мире, не выше, но и не ниже: "мы с тобой одной крови". 

С точки зрения современной психологии – смирение это не заниженная самооценка, и не представление себя бесконечно «греховным» по любому поводу, как иногда любят представлять смирение своей пастве в проповедях священники любой конфессии, слишком буквально понимающие религиозные учения. В результате, такое упрощенное понимание смирения, уничижительные формулировки догматических религиозных учений способствует разрушению самооценки людей, формированию чувства вины, способны вызывать тревожные и депрессивные реакции и расстройства, приводить к пассивной позиции и недостаточной жизненной самореализации, снижению качества жизни, страданиям не только самого человека, но и его близких и окружающих.

 Деструктивное и конструктивное смирение

На самом деле смирение – это психологический механизм соизмерения своих сил и достижений с внешними условиями. Смирение – это не «самообуздание», а адекватная самооценка. Соответствующая реальности обработка и оценка информации позволяет смиренному человеку понимать свою роль и положение в мире и обществе, принимать ее и конструктивно работать над позитивным изменением своих черт, способностей, знаний и умений для достижения лучших результатов. По мнению психолога Уильяма Джеймса, твердая собственная самооценка избавляет человека от самого сильного эмоционального «крюка», - желания получить оценку от других людей.

Сознательное смирение снижает подверженность человека тревоге и беспокойству по поводу недостаточно высокого статуса в любом общественном или личном измерении, так как он способен реально оценивать свои способности, возможности и достижения в отношении той ситуации, в которой он оказался. Также, благодаря смирению, человек освобождается от манипулятивного контроля своей личности со стороны религиозных или политических деятелей, чаще всего прибегающих к запугиванию и разрушению самооценки людей для предложения своих версий «спасения» или «безопасности» со «стабильностью».

С другой стороны сознательное смирение позволяет контролировать гордость – одно из самых негативных качеств, приводящих к значительным проблемам, как в межличностных отношениях, так и в профессиональной деятельности. Чувство гордости или гордыня есть у каждого человека, и является проявлением врожденного конкурентного рефлекса: подсознательного интуитивного импульса противостояния другим, обеспечение превосходства над ними и автоматическая реакция на воспринимаемые угрозы своей самооценке. Как понимаете, избавиться от врожденных стремлений невозможно, но возможно научиться их контролировать, примерно так же, как и другие врожденные, инстинктивные реакции и стремления, такие как инстинкт территории, принадлежности и агрессии.

Главным проявлением и последствием чувства гордости является неадекватная оценка себя, своих возможностей и положения в обществе. Гордость является, пожалуй, самым негативно оцениваемым другими людьми личностным качеством. При этом испытываемая гордость приводит к значительным ошибкам прогнозирования развития ситуации (завышение вероятности успешных исходов), искажает оценку действий других людей, что в целом ведет к принятию ошибочных решений, как на личном, так и на профессиональном или общественно-политическом уровне. Смирение же – то есть, адекватное восприятие себя, позволяет людям, несмотря на свои особые достижения, понимать, что они такие же, как и все, имеют множество недостатков, слабостей и способны совершать ошибки, приводящие к неудачам. Смиренные люди не становятся жертвами деструктивных межличностных отношений, потому что они не ожидают от других людей дополнительного внимания, интереса, благосклонности или любого рода особого отношения.

 Психология смирения

Важно, что адаптивное смирение позволяет человеку вывести себя из-под разрушительного воздействия одного из самых негативных чувств – зависти. Исследования показывают, что в каждый момент времени до 30% всего населения Земли находится именно в состоянии зависти, которое активно культивируется СМИ и рекламой, так как является основным мотивом избыточного потребления. Чаще всего, психологически деструктивная реклама внушает мысль о том, что человек идентичен тому, чем владеет. Зависть – самое часто испытываемое чувство, которое основывается на негативной и, чаще всего, неадекватной самооценке при сильном неконструктивном желании изменить текущую ситуацию. Чаще всего это желание питается как раз чувством гордости, искажающим оценку реальности. Зависть и гордость являются одним из основных движущих механизмов криминальной и другой деструктивной деятельности.

С позиций недогматического богословия, например, буддизма, достижение состояния смирения необходимой частью пути к просветлению. С точки зрения психологии – смирение важнейший элемент эмоциональной и личностной автономии, свободы от психологического контроля и манипуляций. Легендарный гештальт-терапевт Фриц Перлз сформулировал «молитву» личностной автономии: «Я - это я, а вы – это вы. Я не для того пришел в этот мир, чтобы оправдать ваши ожидания, а вы не для того в этом мире, чтобы оправдать мои». Абрахам Маслоу выявил многие черты, присущие смирению у самоакутализировавшихся личностей, находящихся на вершине своего личностного роста. 

Ключевое проявления конструктивного смирения – это отклик на любой стимул с определенной созидательной целью, а не ради эмоционального отреагирования. Это положения описывает еще одна не менее известная молитва американского протестантского проповедника Рейнхольда Нибура (1892–1971), которую часто приписывают другим авторам: «Господи, дай мне терпение, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество - изменять то, что я могу, и мудрость, чтобы всегда отличать одно от другого». Корни же этого шедевра философской мысли восходят к Горацию и Сенеке: «Тяжко! Но легче снести терпеливо, То, чего изменить нельзя» (Гораций, «Оды», I, 24) и «Лучше всего претерпеть то, чего ты не можешь исправить» (Сенека, «Письма к Луцилию», 108, 9).

Смирение и профессиональный психологический отбор

Смирение («humility», англ.) является важной частью комплексного конструкта личностной прочности сотрудника или военнослужащего (Doty J., Gerdes D., 2000). Более точным переводом этого термина является «мудрое» или «сознательное» смирение или, говоря библейским языком, «смиренномудрие»[1]. Это означает отсутствие ложной гордости, стремления казаться иным, чем человек является на самом деле (истинная скромность), неприхотливость, простота (естественность) (Gayton S., Kehoe E.,2016)

Такая система самовосприятия является важным фактором для усиления личной силы военного или гражданского специалиста, потенцирования механизмов его психологической устойчивости (Devenish-Meares P., 2016). Смиренномудрие состоит в последовательном осознании собственной смертности и невозможности противостоять факторам и силам, которые человек не в силах изменить. Однако данная черта не является пассивной покорностью и смирением, но активной позицией в создании лучшей из возможных жизненных перспектив в каждый момент времени, без сожаления и рефлексии по поводу возможных неблагоприятных исходов. Смиренномудрый человек адекватно принимает свою смертную человеческую природу, проявляет неприхотливость и небрезгливость, которые являются проявлениями как неосознанного глубинного страха смерти, так и врожденной защитной психологической реакцией отвращения на потенциально опасные предметы (трупы, продукты разложения), события или явления (сцены смерти, увечий, издевательств).

Morris, Brotheridge и Urbanski (2005) определяют три измерения, которые определяют осознанное смирение или смиренномудрие:

  • Самосознание: понимание своих реальных сильных и слабых сторон, объективность в оценке своих способностей и ограничений возможностей.
  • Открытость: честность перед собой и другими в признании того, что существуют ситуации, не зависящие от контроля человека.
  • Трансцендентность: стремление и осознание того, что изучение или получения нового опыта, выходящего за рамки имеющегося, могут позволить военнослужащему превзойти свои обычные пределы, что приводит к обретению глубокой внутренней рассудительности и мудрости.

Как правило, человек не рождается смиренным. Смиренномудрие может воспитываться и тренироваться с помощью методов когнитивно-поведенческой терапии, экспозиционной терапии, переложенных для подготовки военнослужащих. Развитее данных качеств черт во многом перекликается с методами воспитания и подготовки японских воинов-самураев «бусидо». Только избавившись от страха перед смертью, воин сможет действовать без каких либо ложных внутренних ограничений. В бусидо имеет значение не сама смерть, а решимость умереть: «Если каждое утро, и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твое тело уже умерло, ты станешь подлинным самураем. Тогда вся твоя жизнь будет безупречной, и ты преуспеешь на своём поприще» (Yamamoto Ts.,1979).

Как и в движении воина по «пути самурая», в жизни людей случаются ситуации, которые подвергают человека экстремальному стрессу, становясь естественными триггерами, способствующими развитию осознанного смирения. После таких событий человек приобретет глубокую благодарность за то, что он потерял, мог потерять или сумел пережить. Достижение подобной перспективы обусловлено обретением осознания, что события могут быть значительнее самого человека. Это может быть вызвано следующими причинами (Peterson C., Seligman M., 2004):

  • Избирательное подкрепление черт смирения при взрослении
  • Смертельная ситуация («Cкорби рождают смирение» (Исаак Сирин)
  • Экстремальное опасное для жизни событие
  • Духовное просветление
  • Ситуации, когда смирение сыграло ключевую роль в значительном положительном результате
  • Достойные образцы для подражания: родители, наставники, армейские лидеры.

Осознанное смирение приводит к формированию лучшей из возможных позиций в воинском или деловом коллективе, когда сотрудник (в том числе руководитель, начальник или командир) начинает служить организации или подразделению, а не использовать ее в эгоистичных карьерных целях, или как копинг-механизм внутренней дисгармонии или патопсихологических проявлений (Sendjaya S., Sarros J., 2002). Осознанное смирение является лучшей профилактикой таких разлагающих воинский коллектив личностных качеств, как высокомерие, гордыня, нездоровая конкуренция, карьеризм, обеспечивая высокую личностную прочность:

1. Способность решать проблемы (отвечать на вызовы) – способность подходить к проблемам или стрессорам как к вызовам и возможностям. Люди с этой чертой принимают изменения и проблемы как часть жизни и не ожидают, что жизнь будет легкой, имеют определенную склонность к испытанию жизни на прочность, обладают авантюрным, исследовательским подходом к жизни.

2. Способность контролировать ситуацию. Это подразумевает внутренний локус контроля, способность самостоятельно влиять на ход жизни и предпринимать действия, которые повысят шансы на достижение целей. Эта черта связана с оптимистичностью и чувством личной силы.

3. Приверженность и целеустремленность включает в себя чувство цели и смысла в жизни. Умение ориентироваться на будущее, учиться на прошлом для достижения успеха в будущем.

Литература

Devenish-Meares, P. (2016). Humility as a force enhancer: Developing leaders and supporting personal resilience and recovery. Australian Defence Force Journal, (200), 68.

Doty J., Gerdes D. Humility as a leadership attribute.// Military Review, Sept.-Oct., 2000

Gayton S., Kehoe E. The Character Strengths of Special Forces Personnel:

Insights for Civilian Health Care Practitioners //MILITARY MEDICINE, 181, 9:996, 2016.

Morris, J. A., Brotheridge, C. M., & Urbanski, J. C. (2005). Bringing humility to leadership: Antecedents and consequences of leader humility. Human relations, 58(10), 1323-1350.

Peterson, C., & Seligman, M. E. (2004). Character strengths and virtues: A handbook and classification (Vol. 1). Oxford University Press.

Sendjaya, S., & Sarros, J. C. (2002). Servant leadership: Its origin, development, and application in organizations. Journal of Leadership & Organizational Studies, 9(2), 57-64.

Yamamoto Ts. Hagakure, The Book of the Samurai, Translated by William Scott Wilson, Kodansha International Ltd., 1979. (Partial translation) ISBN 4-7700-1106

 

[1] Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза./ М.: Изд. Костюков, 2017

Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью. 

Андрей Демкин


Печать   E-mail

Статьи по теме: