Поведенческий профайлинг пассажиров

Поведенческий профайлинг пассажиров

Профайлинг поведения пассажиров как способ выявления потенциальных преступников и террористов.

Поведенческий профайлинг - это система оперативного выявления потенциально опасных лиц (преступников, контрабандистов, наркокурьеров, террористов, психически неустойчивых лиц) в потоках пассажиров, посетителей или просто в толпе. В 160 аэропортах США оперативным профайлингом пассажиропотока занимается около 3000 BDO - Behavior Detection Officers - специалистов службы безопасности Транспортной администрации США по поведенческому профайлингу пассажиров. Поведенческий профайлинг пассажиров направлен на выявление психофизиологических и поведенческих внешних признаков стресса, обмана, страха, преступных мотивов и намерений. Специалисты по профайлингу оценивают "язык тела" в виде непроизвольно моторики и движений, рисунок передвижений, взаимодействие с другими пассажирами и служащими аэропорта, полицией и службой безопасности, оценивают "микроэмоции" по Полу Экману при контрольном опросе. Каждая поведенческая, моторная, эмоциональная и словесная реакция пассажира оценивается профайлеров по специальной шкале в баллах.

Основной системой оперативного профайлинга пассажиров в аэропортах США является система поведенческого анализа пассажиров SPOT - Screening of Passengers by Observation Techniques (акроним переводится на русский язык как "определять, выявлять"), которая была внедрена службой безопасности Транспортной администрации США в 2006 году. Существуют и другие дополняющие программы поведенческой оценки потенциальных преступников: BASS (Behavior Assessment Screening System), BPRP (Behavioral Pattern Recognition Programm), BASC-2 (Behavioral and Emotional Screening System), TARR (Terrorist Activity Recognition and Reaction) и другие.

Например, в рамках программы BPRP (Behavioral Pattern Recognition Programm) подозрительными лицами в транзитных зонах аэропорта считаются лица, проявляющие следующие поведенческие признаки:

Профайлинг потенциальных подготовительных действий для террористической атаки или преступной деятельности:

  • Фото-видеосъемка ключевых элементов конструкций, сооружений, инженерной инфраструктуры.
  • Зарисовка планов, составление описей, графиков, заметок.
  • Работа в группе.
  • Интерес и вопросы относительно системы безопасности, особенностей работы сотрудников аэропорта.
  • Неиспользование транзитной инфраструктуры аэропорта (человек сосредоточен не на перелете, а на других вопросах).
  • Исследование пределов досягаемости, границ охраняемых зон и зон ограниченного доступа.
  • Повторное посещение одних и тех же мест, рассматривание одних и тех же элементов конструкции, инфраструктуры.
  • Избегание визуального контакта с сотрудниками, полицией и службой безопасности.
  • Попытки скрыться при обнаружении повышенного интереса к себе.
  • Ненадежная легенда прикрытия для объяснения своих действий.

Поскольку преступники и террористы чаще всего обладают точно такими же психофизиологическими характеристиками, как и большинство людей (хотя бывают и исключения - например, профессиональные террористы, прошедшие специальную подготовку), то в процессе подготовки теракта или преступления они будут испытывать психологический стресс, который проявится в нервозном поведении:

Профайлинг повышенного нервно-эмоционального напряжения:

  • Дрожь, напряжение мышц, игра желваками.
  • Повышенная потливость, не соответствующая климату.
  • Постоянное оглядывание, осматривание окружения.
  • Частое поглядывание на часы или экран гаджета.
  • Удаление от сотрудников в униформе.
  • Потирание ладоней.
  • Суетливость.
  • Частое прикосновение рукой к лицу или волосам.
  • Частое и наигранное зевание.
  • Наигранный смех, громкая речь.
  • Широко раскрытые глаза.
  • Покусывание ногтей.

Профайлинг готовности к совершению преступления или террористического акта

Признаками преступника или террориста, готового к исполнению своего замысла являются:

  • Одежда не по сезону, не по размеру, не в стиле облика человека. Выпирающие части одежды.
  • Рука, постоянно находящаяся в кармане или в сумке.
  • Очень частое поглядывание на часы или экран гаджета.
  • Похлопывание себя по одежде, ощупывание одежды.
  • Скованная застывшая поза. Движения "как у робота", "как у солдата в строю".
  • Остекленевший неподвижный взгляд. Расширенные или сильно суженные зрачки.
  • Замедленные или неадекватные реакции.
  • Признаки недавнего изменения внешности: нет загара под сбритыми усами, бородой.

При обнаружении подозрительных лиц офицеры службы безопасности вступают с таким лицом в диалог, весьма дружелюбно, стараясь не вызвать изменения эмоционального статуса подозреваемого. Например, при отработке подозреваемого, одетого в теплую зимнюю куртку в теплую погоду задается нейтральный вопрос: "Отличная куртка. Где вам удалось её купить?". Все вопросы при первичном контакте с подозреваемым должны быть открытыми - то есть, исключающие односложные ответы "да" или "нет" и исключающие подсказки в тексте вопроса:

- Как ваши дела? - Над чем вы работаете? - Куда вы летите? - О чем вы задумались? - Чем я могу вам помочь? - Что вы ищите?

При оценке ответов на вопросы, прежде всего, оценивается индикаторы обмана, ухода от вопросов, оправдания, свидетельствующие о скрытых намерениях.

Некоторые признаки обмана или уклонения при профайлинге:

  • Голос "прыгает", становится выше, громче или тише, глуше. (см. речевые признаки лжи)
  • Человек кашляет, прокашливается, хрипит.
  • Человек прикрывает рот рукой, дотрагивается до лица, поднимает плечи, кивает или вращает головой.
  • Человек покрывается потом, изменяется окраска кожных покровов.
  • Сглатывание - кадык заметно двигается.
  • Человек начинает чаще моргать или раскрывает шире глаза.
  • Жесты руками не соответствуют ответам.
  • Человек отвечает быстрее, медленнее или подробнее, чем обычно.
  • Задержка с ответом на вопрос, переспрашивание вопроса, ответ текстом вопроса, ответ заученным текстом.
  • Человек оглядывается по сторонам, словно ища поддержки.

В системе профайлинга подозрительных пассажиров SPOT все психофизиологические признаки стресса, обмана, страха, преступных намерений проранжированы и оцениваются с учетов "весовых вкладов" в общую копилку потенциальной опасности. Общая идеология предупреждающего профайлинга потенциальных террористов подчиняется основному базовому правилу: Террористом может оказаться любой человек, вне зависимости от его облика, возраста, рода занятий, уровня образования, расы и веры.

Шкала оценки потенциальной опасности пассажиров SPOT

Поведенческие признаки для профайлинга пассажира в состояния стресса

  • Пассажир прибыл с опозданием.
  • Пассажир избегает визуального контакта с сотрудниками службы безопасности и полицейскими.
  • Пассажир стал чаще или нарочито зевать по мере приближения к досмотру.
  • Пассажир ерзает, избыточно подвижен, беспокойно осматривается, часто смотрит на часы, достает и убирает телефон или планшет, шаркает обувью, постукивает ногой и т.п.
  • Пассажир избыточно потеет, что не соответствует климатическим условиям.
  • По разнице пигментации и состояния кожи на лице заметно, что недавно пассажир сбрил усы и / или бороду.
  • Пассажир бледнеет или краснеет при прохождении контроля.
  • Пассажир стал чаще моргать при приближении к контролю, при прохождении контроля, при обращении к нему, при приближении сотрудника службы безопасности или офицера полиции.
  • Пассажир стал учащенно дышать или вздыхать при приближении к контролю, при прохождении контроля, при обращении к нему, при приближении сотрудника службы безопасности или офицера полиции.
  • Адамово яблоко (кадык) пассажира стал заметно двигаться при приближении к контролю, при прохождении контроля, при обращении к нему, при приближении сотрудника службы безопасности или офицера полиции.
  • На шее или висках пассажира видны набухшие сосуды или заметна пульсация сосудов (на шее).
  • Пассажир несколько раз подряд прикасается рукой к своему лицу, шее.
  • Пассажир потирает руки, заламывает пальцы, делает руками неестественные или резкие движения.
  • От пассажира ощутим сильный запах любого рода.
  • У пассажира явно влажные руки.
  • Пассажир дрожит или его время от времени передергивает.
  • Пассажир посвистывает, напевает мелодию или что-то шепчет при приближении к досмотру.
  • Пассажир время от времени закрывает глаза, гримасничает.

Поведенческие признаки для профайлинга потенциального террориста

  • Багаж оказывается тяжелее, чем выглядит, либо не соответствует облику пассажира.
  • Имеются выпуклости, выпирания на одежде пассажира.
  • Пассажир одет в неуместную для места, климата и ситуации одежду.
  • Поведение пассажира не соответствует его внешнему виду, возрасту, одежде, багажу.
  • Багаж пассажира перехвачен ремнями, стропами, веревками, скотчем, либо рука пассажира находится внутри сумки.
  • Пассажир смотрит в одну точку «стеклянным» взглядом.
  • Глаза пассажира широко раскрыты. Зрачки широкие или сужены.
  • Пассажир постоянно посматривает на других пассажиров или своих спутников.
  • Пассажир «сканирует» глазами пространство вокруг, постоянно поглядывает на сотрудников службы безопасности и полицейских.
  • Пассажир большинство времени находится в «застывшей» позе, движения его минимальны, а руки свободно свисают по бокам, как у солдата в строю.
  • Пассажир демонстрирует чрезмерный интерес к работе служб безопасности.
  • Пассажир демонстрирует неуместное высокомерие и вербально выражает недовольство процедурами досмотра.
  • Пассажир проявляет преувеличенные, неестественные или неуместные эмоции: плач, смех, «щебечет» со спутниками или пассажирами.
  • Пассажир повторно и без необходимости поправляет одежду, смахивает пылинки, поправляет прическу, приглаживает волосы.
  • Пассажир испытывает колебания и проявляет нерешительность при проходе на досмотр.

Проблемное и подозрительное поведение.

  • Пассажир смущен или дезориентирован.
  • Признаки изменения внешности (парик, грим, накладные усы, цветные линзы), одежда не по размеру.
  • Пассажир задает вопросы, касающиеся работы служб безопасности.
  • Пассажир не выполняет указания сотрудников служб безопасности.
  • Пассажир пытается подавать кому-то знаки руками, жестами, глазами. Передает кому-то предметы.
  • Пассажир ощупывает одежду или похлопывает по одежде (если это несвязанно с поиском металлических предметов при проходе через рамку металлоискателя).
  • Наличие предметов необычных для пассажира: расписания, технические схемы, несколько мобильных телефонов или телефонных карт, GPS навигаторы (не в телефоне или планшете), рации, справочники по устройству и пилотированию самолетов, по взрывчатым веществам, оружию, военному делу, боевым искусствам, жидкости и гели в объеме > 100 мл, Шнуры, провода, батарейки, выключатели, электронные компоненты, фотографии и схемы заметных ориентиров на земной поверхности, крупные суммы денег, оружие, части детали оружия или предметы, похожие на оружие, взрывчатые или опасные вещества, порошки, гранулы, сырые, необработанные материалы и другие субстанции, предметы непонятного назначения, необычный вид обычных предметов.
  • Попытки передать что-то кому-то пред прохождением досмотра. 
  • Подозрительные реакции при собеседовании.
  • Заметные движения Адамова яблока (кадыка) - сглатывание.
  • Непонимание задаваемых вопросов.
  • Ответы на вопросы с задержкой, паузы между словами и фразами.
  • Изменение тона, громкости голоса, прокашливание, подбор слов, слишком медленная или быстрая речь, неразборчивая речь, шепот, облизывание губ.
  • Прикрытие рта рукой во время разговора, прикосновения пальцами к носу, глазам, ушам. Поднятие плеча (плеч) или передергивание плечами.
  • Отстраненность от ситуации, словно «витает в облаках», «задумался», «не здесь».
  • Отвечая на вопросы, не знает или с трудом вспоминает важнейшие факты о себе, целее поездки, предыдущих поездках, о своей семье и профессии. Не отвечает на прямые простые вопросы.
  • Отвечая на вопросы, опускает важную информацию.
  • Пассажир отвечает на вопросы уклончиво и расплывчато.
  • Пассажир, отвечая на вопросы, пытается «заговорить зубы», «заболтать», уйти в сторону, отшутиться, отвечает вопросом на вопрос.
  • Пассажир часто или преувеличенно зевает.
  • Пассажир отпускает много замечаний или жалоб при досмотре.
  • Пассажир избыточно потеет, что не соответствует климатической обстановке и одежде.
  • Пассажир часто прокашливается, «кряхтит», сплевывает, сморкается, цикает.
  • Пассажир бледнеет или краснеет.
  • Пассажир чаще моргает глазами.
  • Пассажир при ответах отводит глаза, смотрит прямо в глаза или опускает взгляд.
  • При ответах жестикуляция пассажира, его поза не соответствует содержанию ответов (еле заметное кивание головой при отрицательных ответах, покачивание головой при положительных и т.п.).
  • Дыхание пассажира стало чаще, он «вздыхает» при ответах.
  • Пассажир не отвечает о цели поездки и о ее деталях.
  • Пассажир инстинктивно отодвигается от офицера, посматривает в сторону прохода на посадку, подается к проходу телом.
  • Пассажир избегает или минимизирует визуальный контакт с офицером.
  • Пассажир отвечает на вопросы, чрезмерно углубляясь в детали, что свидетельствует о «заученности» информации.
  • Пассажир отвечает на вопросы явно отрепетированными ответами. Темп, звучание, ясность речи при таких ответах отличается от общего речевого фона пассажира.
  • Пассажир отвечает на вопросы одними теми же формулировками, что свидетельствует о «заученности» информации.
  • Пассажир переспрашивает, просит повторить вопрос, повторяет вопрос вместо ответа.
  • Пассажир оглядывается, осматривается, задерживает взгляд на офицерах службы безопасности, полицейских, камерах видеонаблюдения, оружии.
  • Отмечается дрожь в голосе или теле (пассажира «потряхивает», «поколачивает»).
  • Пассажир сжимает челюсти, «играет» желваками, напрягает мышцы рук, сжимает пальцы.
  • Пассажир плохо знает, что указано в его паспорте и билете.
  • Пассажир посвистывает, напевает мелодию, повторяет одну и ту же фразу или шутку, выбивает ритм пальцами или ногой, преувеличенно жует жевательную резинку.

Скачайте полный вариант Шкалы оценки подозрительного поведения пассажира (документ PDF).

В 2013 году Счетная палата Правительства США обнародовала доклад, что не было обнаружено статистических доказательств эффективности профайлинга в рамках системы SPOT на транспорте, так как с помощью поведенческого анализа удалось выявлять почти исключительно наркокурьеров, но никого из террористов. Тем не менее, Правительство США тратит большие деньги на разработку, внедрения и усовершенствование автоматических визуальных систем поведенческого профайлинга людей в толпе посетителей, прохожих или потоке пассажиров. Подобные компьютерные системы автоматического визуального профайлинга учитывает жестикуляцию, мимику, характер движений и рисунок передвижений, движение век и глаз, температуру кожных покровов. Анализируя совокупность вышеуказанных данных автоматизированные визуальные системы анализа поведения людей отмечают пассажиров, посетителей и прохожих, особенности моторики, мимики и физиологических показателей которых свидетельствуют о состоянии стресса, эмоциях агрессии или страха, либо сильно выраженных других эмоциональных реакциях. Далее с выявленными подозрительными людьми занимаются офицеры службы безопасности. Подобные приложения автоматического профайлинга разрабатываются и внедряются для использования в крупных торговых центрах, магазина, общественных местах для выявления воров, грабителей, террористов и других потенциально опасных лиц.

Андрей Демкин


Печать   E-mail

Статьи по теме: