Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Ментальные образы и психическое здоровье

Ментальные образы и психическое здоровье

Психологический опыт человека является основой любой умственной деятельности. Опыт относится к психическому содержанию, которое было воспринято без какой-либо дальнейшей обработки информации. Далее психологический опыт должен быть осознан человеком. Однако на практике большая часть нашего психологического опыта не может быть воспринята нашим сознанием. Люди просто не знают, что большая часть впечатлений и информации, которую они получили, особенно, если это информация несет в себе какую либо угрозу, просто не может войти в зону осознанности, либо из-за низкого уровня осознания, либо из-за подавления и вытеснения, как психологической защиты.

Обработка полученной информации преобразует ментальный опыт в психологический символ или образ. Таким образом, любая обработка информации - это, по сути, процедура “символизации” опыта и переживаний. Бессознательное "мыслит" образами. Образы и символы взаимосвязаны и образуют символическую образную систему, которая создает субъективный внутренний мир человека (внутреннее психическое пространство). Психологическое содержание, которое не может быть произвольно изменено, как и психологический мир, сформированный этими психологическими содержаниями, составляет основу нашей психологической деятельности. Мы называем это психологической реальностью.

Смысл “Реальности” в том, что она истинна, имеет свои особенности и имеет свои собственные законы. Даже если вы сталкиваетесь с такими же стимулами и производите тот же психологический опыт, психологическая реальность может принять другую форму.

Существует три основных символических системы, используемых людьми. Первый - это язык и логика. Второй – это условные символы. Последнее - это психологические образы. Психологические образы - это “ментальная картина вещей, которых не существует”.

Однако если внимательно проанализировать образы, то обнаружится, что их значение можно разделить на два вида: внешнее – буквальное (означающее) и скрытое – символическое (означаемое). Например, змея в мире реальности – лишь рептилия (пресмыкающееся), а образ змеи во сне может быть гораздо более многогранным, представляя собой все, что угодно: от банального фаллического символа, до символа мудрости или интуиции, повторных жизней, либо притаившегося врага, или, того хуже, вторжения в психическую реальность смертельных предписаний «не живи!» от доброжелательных родственников, предков или других людей. Образы с таким символическим значением называются психологическими образами.

Образы не равны визуальным мысленным картинам. Действительно, образы могут быть визуальными, но существуют и акустические образы, вкусовые образы, тактильные образы и обонятельные образы, которые основаны на соответствующих способах ощущения и восприятия. Но наиболее часто используемые – конечно, визуальные образы. Прежде всего, среди них - визуальные образы.

Образы как язык бессознательного

Образы — это символ, используемый в языке бессознательного. Образы являются существенным элементом бессознательного, которое может быть передано с помощью образов. Индивидуальное бессознательное может быть передано с помощью индивидуальных образов и коллективное бессознательное предается первобытными образами и архетипами. Образное мышление - это древний «изначальный» способ познания мира человеком. По сравнению с повседневным логическим мышлением, образное мышление отличается следующими пятью характеристиками:

  1. Образная деятельность использует простейшую первобытную логику, которая следует фундаментальным примитивным принципам, таким как сходство-различие и т.п. Как только обнаруживается сходство между двумя образами, между ними будет установлена связь. Образ змеи похож на половой член: поэтому в первичном познании змея может использоваться как символ мужского полового органа. Этот процесс расплывчат, гибок и не так формализован, как логическое мышление.
  2. Хотя образная деятельность не принимает прямого контроля со стороны воли, она косвенно зависит от нее. Следовательно, образная деятельность достигает наивысшей эффективности при отсутствии очевидных волевых усилий. Кстати, принуждение собственной воли контролировать умственную деятельность, которую нельзя контролировать напрямую, всегда является одним из источников психологических расстройств, таких как обсессивно–компульсивное расстройство.
  3. В образной деятельности задействовано гораздо больше эмоций, чем в логической. В то же время образы точно отражают состояние психологической энергии. Причина, по которой образы тесно связаны с эмоциями, заключается в том, что они являются более примитивной когнитивной функцией. В образах деятельность, познание и эмоции еще не разделены, а представляют собой единое целое. Поэтому используя образы, можно эффективно регулировать эмоции, и это будет гораздо более прямым и действенным воздействием, чем работа через логическое познание.
  4. Некоторые образы могут приходить в голову, как будто от кого-то другого. Например, некоторые сны иногда вызывают чувство протеста и неприятия. На самом деле, это чувство возникает главным образом потому, что образная деятельность действительно не возникает в поле сознания для повседневного сознания — она исходит из другой части психики, которую человек может воспринимать как «чуждую».
  5. Точность выражения психологической реальности в значительной степени передается образной деятельностью. Образность гораздо полезнее логического мышления, когда она отражает то, что находится в чьем-то сердце и психологической реальности. Мы не можем найти подходящее слово для точной передачи определенных видов реальных эмоций, и вынуждены неохотно выбирать похожее слово, чтобы выразить приблизительное чувство. Но мы можем точно выразить эти сложные эмоции и любые незначительные различия в степени и характере, используя образы. Например, используя метод эмоционально-образной терапии свой гнев можно увидеть как образ пылающего пламенем льва. Этот образ может выразить многие конкретные детали гнева. Интенсивность огня - это признак интенсивности гнева. Цвет огня символизирует степень подавления. Чем ближе огонь к чистому красному, тем меньше подавляется гнев. Чем больше в пламени фиолетового – тем больше подавления. Если же пламя становиться черным – это означает максимальную степень подавления гнева. Также можно многое узнать о причинах возникновения таких эмоций и свойствах личности с помощью других символических значений огня и льва и их развития при взаимодействии с другими образами.

психолог Андрей Демкин

Роль образов в формировании психических расстройств

Когнитивные модели психопатологии давно признали важность как дезадаптивных мыслей, так и ментальных образов в развитии и поддержании психических расстройств. В отличие от мыслей, ментальные образы часто задействуют несколько сенсорных модальностей (например, зрительную, слуховую, обонятельную, кинестетическую) и активируют те же нейросистемы мозга, что и те, которые участвуют в реальном восприятии сенсорных событий, что помогает облегчить моделирование реальных событий мысленным взором. Таким образом, мысленные образы могут иметь особенно сильное влияние на эмоциональные переживания.

Навязчивые образы играют ключевую роль в различных психологических расстройствах, включая посттравматическое стрессовое расстройство, дисморфическое расстройство тела, большое депрессивное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и социальное тревожное расстройство. Негативные образы часто уходят корнями в тревожные автобиографические воспоминания, в которых характер событий формируют центральные черты каждого конкретного расстройства. Например, при социальном тревожном расстройстве люди часто видят тревожные образы, показывающие себя социально некомпетентными и нежелательными, и ассоциируют формирование таких образов с прошлым опытом воспринимаемой социальной неудачи или унижения. Несмотря на то, что эти образы личности являются чрезмерно негативными и искаженными, социально тревожные люди считают, что они представляют собой точные изображения того, как они выглядят для других.

Негативные мысленные образы поддерживают симптомы социальной тревожности, напрямую влияя на повседневное поведение. Например, было показано, что удержание негативных образов в голове вызывает усиление внутреннего самоконтроля и использования сверхбезопасного поведения, что мешает использовать адаптивные социальные стратегии и отрицательно влияет на социальную деятельность. Постоянные переживания негативно искаженного представления о самом себе также могут препятствовать обучению новым стратегиям, тем самым способствуя сохранению дезадаптивных и неточных представлений о себе.

Социально уязвимые люди могут извлечь выгоду из обращения к положительным образам и сохранению их в памяти. Замена или трансформация негативных мысленных образов о себе приводит к снижению тревожности и повышению показателей обучаемости, повышению самооценки и большей социальной активности.

Психодинамической работой с психологическими образами занимаются два относительно новых направления в психологии и психотерапии: отечественная Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия проф. Н.Д. Линде (ЭОТ) и китайская Психотерапия образной коммуникации (Imagery Communication Therapy – ICP) проф. Чжу Цзяньцзюнь (Zhu Jianjun). Хронологически публикации по ЭОТ и ICP появились примерно в одно и тоже время – в 1990-е года.

Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью. 

Андрей Демкин

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/