Психология диалога Маленького Принца и Лиса

Психология диалога Маленького Принца и Лиса

Психологу в работе с клиентом очень важно научиться слышать и читать "между строк", чтобы понимать, что именно хотел сказать клиент, и, еще важнее, понять то, что человек не сказал, то, что вытеснено за пределы его сознания. Психолог должен смотреть за внешнее означающее (семантику) сообщения и искать значимое означаемое, которое, возможно, приведет к тому, что еще не осознается самим клиентом, но оказывает значительное влияние на его состояние и качество жизни в целом. Также психолог должен уметь переводить информацию сообщений с житейского языка на язык научный, психологический. 

Ниже я представляю пример поиска к психологических категорий в фрагменте литературного текста и краткую характеристику психологических понятий, явлений, состояний, скрывающихся за простыми и очевидными, казалось бы, фразами бытового языка общения.

Текст (Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)

- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища...

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру... 
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: 

- Пожалуйста... приручи меня!

Психология маленький принц и лис

 Анализ текста

  • Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато.

Скучная, скучновато — Вид отрицательно окрашенной эмоции, настроения или пассивного психического состояния, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям.

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. - Самовосприятие – психический процесс и образование, отражающее отношение человека к самому себе, определение места в жизни отношениях и т.п. Самовосприятие в значительной мере зависит от самооценки. В процессе монолога происходит выражение самовосприятия и отражается рефлексия – умение проанализировать и осознать свое состояние и объяснить его причины (хотя Лис явно не договаривает).

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. – Семантическое означающее, отражающее означаемую внутреннюю потребность во внимании и общении (по Ж.Лакану).

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. Пассивная экстернальная жизненная позиция.

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. – Пассивная манипулятивная техника (тип «Прилипала» по Э. Шострому), с целью вызвать у другого человека сочувствие и вызвать желание проявить заботу.

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. – Осознание потребностей в самоуважении и когнитивных потребностей (по А.Маслоу).

Скучная у меня жизнь. И живется мне скучновато. – Порожденное Анимой Лиса настроение (по К.Юнгу).

  • Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною.

Охота – Сложное мотивированное поведение, состоящие из набора действий, имеющее целью поимку или убийство живого существа с различными целями, реализуемое на основе:

  • мотивации к действию на основе потребностей: чувства голода, реализации животных инстинктов хищника, защиты территории, в некоторых случаях агрессивных и/или садистских устремлений личности, потребности контроля и доминирования, укрепления условной самооценки, стратегии ухаживания для продолжения рода или получения сексуального удовольствия,
  • работы систем позитивной валентности, обеспечивающих реакции на позитивные мотивационные ситуации и контексты (здесь и ниже: RDoC, NIMH, 2019).
  • работы систем негативной валентности, обеспечивающих реакции на неблагоприятные ситуации или контекст.
  • Работы когнитивных систем, необходимых для целеполагания, планирования, выполнения и оперативной коррекции направленных действий: мышление, внимание, визуальное, слуховое, обонятельное, соматосенсорное и мультимодальное восприятие, декларативную память, системы когнитивного контроля и рабочую память.
  • работы системы социального процессинга, обеспечивающий восприятие и интерпретацию действий на основе социальной коммуникации, восприятия и понимания себя, восприятие и понимание других.
  • работы системы возбуждения и регулирования, обеспечивающую активацию нейронных систем и гомеостатической регуляции,
  • работы сенсомоторной системы, обеспечивающей контроль, выполнение и развитие двигательного поведения.

Я охочусь за курами – интернальный локус контроля в интересной для субъекта сфере

Я охочусь за курамисформированная самоиденитфикация личности на основе привычного образа взаимодействия («я агрессор, хищник») с окружающим миром.

Я охочусь за курами – актуализация мотива физиологической потребности в пище (по А. Маслоу)

Люди охотятся за мною Cформированная самоиденитфикация личности на основе привычного образа взаимодействия («я жертва») с окружающим миром.

Люди охотятся за мною - Семантическое означающее, отражающее означаемый страх смерти, утраты физической целостности и внутреннюю потребность в безопасности (по Ж.Лакану).

Люди охотятся за мною – Отражение потребности в безопасности (по А. Маслоу).

Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною – Манипуляция с целью вызвать сочувствие, спекулятивное оправдание своих действий высокой степенью риска,

Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною – Фиксация (по З.Фрейду) - сохраняющаяся привязанность к определенным объектам и целям, способам поведения и удовлетворения, отношениям, возможно (если исключить задачу добычи пропитания) как проявление действия Моритдо (Ф.Федерн) или, точнее, Деструдо (Э.Вайс).

Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною – отражение коллективного архетипа Героя (К. Юнг).

  • Все куры одинаковы, и люди все одинаковы.

 Все куры одинаковы, и люди все одинаковы - Представления - сложившиеся образы и характеристики объектов, сохраненные в памяти и извлекаемые при воспоминании о них.

Все одинаковы – Когнитивный процесс мышления, формирование обобщенного индукционного умозаключения основанного на анализе (оценке), сравнении (соотнесении) и обобщении свойств других.

Все куры одинаковы, и люди все одинаковы – Ошибка мышления (когнитивное искажение) в виде сверхобобщения, обусловленная длительным негативным эмоциональным состоянием и негативным (травматичным) личным опытом в коммуникации и взаимодействии как с курами, так и с людьми. Лис регулярно становился непосредственным свидетелем драматичной смерти кур и регулярно подвергался угрожающей жизни или возникновению серьезной физической травмы при неконтролируемом взаимодействии с агрессивными людьми.

Все куры одинаковы, и люди все одинаковы – Нарушение эмоциональной оценки других как возможное проявление симптома притупления эмоций (эмоциональной недостаточности).

Все куры одинаковы – Психологическая защита в виде интеллектуализации с отрицанием, лишающая жертв персонифицированных черт, облегчающая чувство вины у Лиса.

Люди все одинаковы – Психологическая защита в виде отрицания обоснованности агрессии людей в отношении Лиса, для сохранения внешней самооценки.

  • Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Пожалуйста... приручи меня!

 Но если ты меня приручишь… Пожалуйста... приручи меня!

- Нереализованная потребность в формировании глубоких и прочных межличностных связей с другим человеком. Поведенческая актуализация инстинктов принадлежности и группирования. Потребности в любви и принадлежности (по А, Маслоу).

Но если ты меня приручишь… Пожалуйста... приручи меня!

- Пассивная экстернальная жизненная позиция, перекладывание ответственности за свое состояние и межличностные отношения на другого человека.

Но если ты меня приручишь… Пожалуйста... приручи меня!

- Косвенное свидетельство о внутренней установке на подчинение и потребности в страдании, возможно, скрытые гомосексуальные тенденции (с учетом пола действующих лиц).

…моя жизнь, словно солнцем озарится. – Гиперболизированное явное и намеренное преувеличения оценки, которое может свидетельствовать о демонстративном типе акцентуации личности.

Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. – Нарушение самооценки: заниженная безусловная внутренняя самооценка с зависимостью условной самооценки от принятия / неприятия значимым другим.

Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. – Мечта - эмоционально окрашенный образ желаемого и осуществимого будущего, связанного с реальностью, имеющий особую субъективную ценность.

Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. – Невротически завышенные ожидания от отношений. Инфантильная жизненная позиция.  

Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. – Мышление крайними категориями, характерное для психологической защиты по типу расщепленного Эго.    

Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. – Психологическая защита по типу примитивной идеализации всемогущего Другого (по Ш. Ференци).    

Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится – Сознательная манипуляция с использованием программирования («если – то»), направленная на активацию роли Спасателя или Защитника в другом человеке.

Пожалуйста... приручи меня!- Призыв из состояния Ребенка к Родителю / Взрослому другого человека с точки зрения трансактного анализа Э. Берна.

Пожалуйста... приручи меня!- Актуализация мотива любви и принадлежности (А.Маслоу).

Пожалуйста... приручи меня!- Актуализация Анимы (по К.Юнгу)пассивно-подчиненных женских психологических тенденций в психике мужчины, направленные на единение.

  • Твои шаги я стану различать среди тысяч других.

.. шаги я стану различать Процесс интерпретации слуховых (звуки) и тактильных (вибрации почвы, основания) чувственных данных, происходящих на 4-х основных уровнях: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

.. шаги я стану различать – Интернальный локус контроля.

…среди тысяч других – Гиперболизированное явное и намеренное преувеличение оценки, которое может свидетельствовать о демонстративном типе акцентуации личности.

…среди тысяч других – Подчеркивание особой ценности другого человека с целью отражения своей эмоциональной заинтересованности в нем.

  • Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь.

Заслышав – Процесс слухового восприятия звуковой информации.

Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. – Процесс актуализации врожденного инстинкта самосохранения (если Лис – просто лис).

Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. – Процесс актуализации положительного условного рефлекса, сложившегося на основе жизненного опыта.

Заслышав людские шаги - Процесс интерпретации слуховых чувственных данных, происходящих на 4-х основных уровнях: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

... я всегда убегаю и прячусь - Сложное мотивированное поведение, состоящие из набора действий, имеющее целью избегания любого вида контактов и взаимодействия с людьми, реализуемое на основе:

  • мотивации к действию на основе инстинкта самосохранения.
  • работы систем негативной валентности, обеспечивающих реакции на неблагоприятные ситуации или контекст.
  • Работы когнитивных систем (NIMH,2019), необходимых для целеполагания, планирования, выполнения и оперативной коррекции направленных действий: мышление, внимание, визуальное, слуховое, обонятельное, соматосенсорное и мультимодальное восприятие, декларативную память, системы когнитивного контроля и рабочую память.
  • работы системы социального процессинга, обеспечивающий восприятие и интерпретацию действий на основе социальной коммуникации, восприятия и понимания себя, восприятие и понимание других.
  • работы системы возбуждения и регулирования, обеспечивающую активацию нейронных систем и гомеостатической регуляции,
  • работы сенсомоторной системы, обеспечивающей контроль, выполнение и развитие двигательного поведения.

... я всегда убегаю и прячусь – Поведенческая актуализация эмоций тревоги и страха, вероятно основанных на негативном жизненном опыте Лиса.

... я всегда убегаю и прячусь – Сложившийся дезадаптивный причинно-следственный поведенческий шаблон на основе переноса негативного опыта коммуникации с отдельными представителями определенной категории Других, на всех представителей категории.

... я всегда убегаю и прячусь – Актуализация мотива потребности в безопасности (А. Маслоу).

... я всегда убегаю и прячусь – Вид психологической защиты – эскапизм.

... я всегда убегаю и прячусь – Возможные проявления избегающего (уклоняющегося) расстройства личности (F60.6),   характеризующегося постоянным стремлением к социальной замкнутости, чувством неполноценности, чрезвычайной чувствительностью к негативным оценкам окружающих и избеганием социального взаимодействия.

... я всегда убегаю и прячусь – Возможные проявления фобических тревожных расстройств (F40), других тревожных расстройств (F41) или реакций на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43).

... я всегда убегаю и прячусь – Возможное пассивное манипулятивное поведение (тип «Прилипала» по Э. Шострому), имеющее целью вызвать сочувствие и заботу Другого, активировать его роль Защитника.

... я всегда убегаю и прячусь – инфантильное поведение внутреннего Ребенка, апеллирующего к внутреннему Родителю Другого.

  • Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища...

Но твоя походка позовет меня…- Процесс интерпретации слуховых (звуки) и тактильных (вибрации почвы, основания) чувственных данных, происходящих на 4-х основных уровнях: обнаружение, различение, идентификация и опознание, с атрибуцией правильно опознанного стимула, как призыва к целенаправленному поведению приближения к объекту.

Но твоя походка позовет меня…- Проекция внутренних потребностей и ожиданий на происходящее вовне.

Но твоя походка позовет меня…- Персонификация действия (походка) проекцией на него внутренних потребностей и ожиданий.

Но твоя походка позовет меня…- Внешний локус контроля. Пассивно-подчиненная позиция.

Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища... - Психологическая защита по типу примитивной идеализации всемогущего Другого. Невротически завышенные ожидания от отношений.

Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища... – пассивная манипуляция, программирование ожидаемых действий, активация в Другом Спасителя, Защитника.

…походка позовет меня, точно музыка - Гиперболизированное явное и намеренное преувеличение оценки, которое может свидетельствовать о демонстративной направленности личности.

и я выйду из своего убежища... – Семантическое означающее, отражающее означаемые потребности в безопасности, обеспечиваемой поддержкой Другого, потребность избавиться от негативных эмоциональных состояний (страх тревоги), овладеть адаптивным поведением.

и я выйду из своего убежища... – Отсыл к архетипу Невинного (простодушного), работающего над обретением веры, уверенности и оптимизма, стоящего в начале архетипического путешествия (по К.Пирсон).

и я выйду из своего убежища... - Актуализация мотивов безопасности и принадлежности (А. Маслоу).

…выйду… - Сложное мотивированное поведение, состоящие из набора действий, имеющее целью направленное движения изнутри кнаружи, реализуемое на основе:

  • мотивации к действию на основе потребности в общении, инстинктов группирования и принадлежности.
  • работы систем позитивной валентности, обеспечивающих реакции на позитивные мотивационные ситуации и контексты.
  • работы систем негативной валентности, обеспечивающих реакции на неблагоприятные ситуации или контекст.
  • Работы когнитивных систем, необходимых для целеполагания, планирования, выполнения и оперативной коррекции направленных действий: мышление, внимание, визуальное, слуховое, обонятельное, соматосенсорное и мультимодальное восприятие, декларативную память, системы когнитивного контроля и рабочую память.
  • работы системы социального процессинга, обеспечивающий восприятие и интерпретацию действий на основе социальной коммуникации, восприятия и понимания себя, восприятие и понимание других.
  • работы системы возбуждения и регулирования, обеспечивающую активацию нейронных систем и гомеостатической регуляции,
  • работы сенсомоторной системы, обеспечивающей контроль, выполнение и развитие двигательного поведения.
  • Золотая пшеница станет напоминать мне тебя.

…станет напоминать…- Ожидаемый процесс мысленного воспроизведения сохраненной в памяти информации, активируемый сложно ассоциативными связями воспринимаемого (зрительно, тактильно, аудиально, обонятельно) образа-триггера воспоминаний и сохраненного в памяти объекта.

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. – Активно сконструированная ассоциация: воспроизведение из памяти образа и других характеристик объекта при его отсутствии в ответ на предъявление и восприятия ассоциативно связанного стимула.

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. - Гиперболизированное явное и намеренное преувеличение оценки, которое может свидетельствовать о демонстративной направленности личности.

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. – Перенос качеств значимого Другого на неодушевленный объект (пшеница) и его персонификация.

Золотая… - гипертрофированная оценка, семантически указывающая на чрезвычайно значимый объект, свидетельствующая о демонстративной направленности личности. Золотая… - выбранная ведущая характеристика объекта по цвету, свидетельствующая о преобладающем визуальном канале восприятия (НЛП).

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. – Экстернальный локус контроля, пассивно-подчиненная позиция.

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. – Внутренняя ориентация на расставание (защитная регрессия к предыдущему статусу одиночества) и страдания, вероятно, с получением удовольствия от негативных переживаний.            

Золотая пшеница (колос)фаллический символ, ассоциируемый с доминирующим значимым Другим. Вероятный отсыл к латентной гомосексуальности.

Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. – Актуализация чувств и эмоций «женского» происхождения, рождаемых Анимой (по К.Юнгу).

  • И я полюблю шелест колосьев на ветру... 

И я полюблю… — Любовь – чувство, характеризующее глубокую эмоциональную привязанность, симпатию и устремлённость к другому человеку или объекту.

И я полюблю… — Позитивное самопрограммирование как метод саморегуляции, добровольная осознанная ассимиляция определённых установок, влияющих на мышление и действия человека.

И я полюблю шелест.... – Важность аудиального канала восприятия и потребность в восприятии «белого шума» как средства для регуляции эмоционального состояния за счет оптимизации нейрофизиологических функций.

И я полюблю шелест колосьев на ветру... – Проекция образа значимого Другого на неодушевленный объект (пшеница). Самопрограммирование для создания триггера воспоминаний о значимой персоне.

И я полюблю шелест колосьев на ветру... – Замещение любовных отношений с реальным значимым Другим на чувства к неодушевленному Заместителю, общение с которым будет заведомо безопасным.

  • Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.

Лис замолчал… - Прерывание или окончание речевого акта.

…долго смотрел…- Использование визуального анализатора для восприятия зрительной информации.

…долго смотрел…- зрительный контакт с собеседником.

…долго смотрел…- удержание фокуса внимания на собеседнике.

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.- Акт невербальной коммуникации с использованием фациальной экспрессии для передачи своих чувств и эмоций.

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.- Акт невербальной коммуникации - переход в режим эмпатического слушания для открытия пространства для выражения собеседником своих чувств и переживаний.

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.- Психологическая пауза, задача которой заострить внимание слушателя на каких-то словах, предоставляя время на анализ полученной информации и эвристического прогнозирования недосказанного.

  • Потом сказал

Потом сказал - завершенный речевой акт передачи внешней устной речевой информации с использованием артикуляционного аппарата.

  • Пожалуйста... приручи меня! – см. описание для Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится.

Пожалуйста... приручи меня!- Директивная суггестия под видом просьбы.

Надеюсь, что материал полезен для Вас. Может быть, Вам будет интересно узнать, какими качествами должен обладать эффективный консультирующий психолог

Андрей Демкин


Печать   E-mail

Статьи по теме: