Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Образные ЭОТ расстановки для бизнеса

Образные системные расстановки

Работа с бессознательной сферой в образном пространстве позволят найти решения для самых разнообразных запросов. При запросах, касающихся деловой и профессиональной сферы, я использую комбинацию приемов эмоционально-образной терапии (ЭОТ) и элементов системных расстановок по Берту Хеллингеру. Предлагаемый авторский метод Терапии образной коммуникации (ТОК) является моим авторским вариантом творческой интеграции двух высокоэффективных подходов, но не является ни классической ЭОТ, ни классическими расстановками по Хеллингеру. Объединение подходов позволяет проработать и найти оптимальные решения как на личном уровне, так и на уровне систем – как семейных, так и профессионально-деловых. В отличие от классического ЭОТ в данном подходе рассмотрение запроса не ограничивается границами личности клиента, но является трансперсональным подходом, позволяя узнать всю совокупность системных отношений с исследуемой проблемой, например, партнеров, клиентов и любых других важных элементов исследуемой системы, таких как собственно прибыль или иной ожидаемый результат деятельности. В отличие от расстановок, в работе не требуется наличие заместителей в виде реальных объектов – все элементы исследуемой и корректируемой системы исследуются в виде образов во внутреннем психическом пространстве клиента.

Это относительно новый метод анализа сложных проблем, поиска оптимальных и устойчивых решений и высвобождения энергии для профессиональной или бизнес деятельности. Метод образных системных расстановок может дать глубокое понимание существующего положения во всей бизнес или профессиональной системе клиента, и помогает установить источник проблемы и найти оптимальную конфигурацию всей системы для ее функционирования в соответствии с заявленными при запросе интересами клиента.

Образные системные расстановки можно использовать в целях анализа или для того, чтобы получить представление о решении, которое необходимо принять как руководителю, найти оптимальное положение и роль в существующей системе или найти пути ее рационального преобразования для достижения поставленных целей. Системный образный анализ может принести компании или профессионалу новые решения и оптимизировать энергию и ресурсы в организации, найти источники их потерь.

В каких случаях могут помочь системные образные расстановки?

Системные образные расстановки — отличный интуитивный метод нахождения решений для сложных или повторяющихся проблем. Интуиция – это способ познания, находящийся на стыке сознательной и бессознательной сферы, где и работает образный анализ. Области, в которых образные расстановки являются идеальным решением, включают в себя:

  • Управленческие решения о преобразованиях в организации, например, слияния, реорганизации
  • Маркетинг (интуитивный маркетинг), например, какие маркетинговые каналы использовать, какие продукты разрабатывать, определять, почему продажи падают, уменьшаются средние чеки
  • Какую роль играет формальный лидер, а какую – неформальные лидеры
  • Кто является лучшими перспективными клиентами организации или профессионала
  • Постановка целей
  • Разработка стратегии достижения поставленных целей
  • Диагностика основной причины сложных или повторяющихся проблем
  • Нахождение неосознаваемых, но явно наличествующих проблем и препятствий
  • Разрешение конфликтов, в которых источник неясен или кажется бессмысленным
  • Создание команды и решение проблем в команде
  • Профессиональный рост специалиста
  • Оптимизация профессиональной практики

Как работают системные образные расстановки для бизнеса?

Я провожу системные образные расстановки для бизнеса или профессиональной деятельности в онлайн формате. Все, что требуется для работы – наличие интернет подсоединения гаджета с любым видом видеосвязи (Телеграм, Вотсап, Скайп) или видеоконференций (Гугл Мит, Яндекс Телемост). Стандартная сессия длится 1,5 часа. Некоторые запросы удается разрешить за одну сессию, для других может требоваться более длительная работа.

В процессе исследования может оказаться так, что запросы могут оказаться нереалистичными и нереализуемыми. Также может оказаться так, что система в настоящем виде не может быть изменена в виду различных причин, которые также будут выявлены.

1. В начале сессии клиент – профессионал или бизнесмен, руководитель рассказывает от существующем положении вещей в той системе, работу которой он бы хотел проанализировать и изменить в соответствии со своими целями. Клиент рассказывает об основных элементах системы, которые важны для решения запроса. Примеры элементов: новый продукт, команда менеджеров, отдел, цель, рынок, маркетинговая стратегия, деньги или другая цель деятельности.

Например: «Мой бизнес работает, и вроде бы все неплохо, но я чувствую неудовлетворённость от своего положения в нем и не могу разобраться, в чем дело?» «Не растет средний чек в моей профессиональной практике, исчез азарт в моей работе»

2. Затем я прошу клиента представить пространство, которое отражает рассматриваемую сферу деятельности или конкретную систему.

«Представьте мысленно любое пространство, которое лучше всего отражает вашу профессиональную сферу деятельности или ваш бизнес». Сама характеристика пространства уже может многое рассказать о том, что на самом деле происходит в бизнесе или деятельности клиента. Появившиеся образы могут раскрыть истинные цели тог, чем занимается клиент и для кого на самом деле он работает.

3. После я прошу представить образ самого клиента в том виде в каком он включен в профессиональную деятельность или бизнес.

«Представьте себя в том месте вашего бизнес пространства, которое лучше всего отражает вашу текущую роль». На этом этапе может обнаружится много наглядной информации: клиент может предстать в образе, вообще не имеющем отношения к его деятельности, не в том возрасте, в котором он способен достигать заявленных целей, клиент может быть не включен в бизнес процесс, может находиться вообще в другом пространстве, может находиться в положении, откуда не виден весь цикл, откуда невозможно контролировать бизнес и т.п.

4. Как только клиент занимает свое положение в поле, я прошу представить его образ цели его деятельности или образ, связанный с его запросом:

«Представьте то, ради чего вы занимаетесь этой работой – основную цель вашей деятельности». «Представьте деньги, которые приносит ваш бизнес».

Образ цели бизнеса – очень интересный. Клиенты с удивлением могут обнаружить, что работают вовсе не для достижение тех целей, которые они для себя ставят. Бизнес может вестись для родителей, для предков, для спасения несчастных, для того, чтобы спасться от разнообразных собственных страхов, но не для получения прибыли.

5. Затем я прошу клиента интуитивно разместить образы всего, что имеет отношение к его бизнесу, должности или к профессиональной деятельности, в связи с заявленной целью или запросом.

«Теперь пусть появятся и займут свои места образы тех людей, явлений, систем, объектов, которые имеют непосредственное отношение к вашей цели, вашему запросу».

На этой стадии могут появиться как важные элементы системы бизнеса или профессиональной деятельности, так и любые элементы отвлекающие или даже препятствующие достижению поставленным целям. Клиент может удивиться, увидев своих родителей, детей, обидчиков, насильников, врагов и т.п.

В целом исследуемая структура может содержать элементы, важные для достижения цели, такие как: 

  • фокус, на который направлен клиент
  • цель
  • скрытая выгода в том, что цель не достигается 
  • будущая задача, когда цель будет достигнута
  • до трех препятствий
  • до трех ресурсов.

Препятствия и ресурсы могут обозначать людей, обстоятельства или идеи, связанные с проблемой клиента. 

6. Далее начинается анализ сложившейся системы с точки зрения и с позиции чувств каждого из элементов сложившейся системы. Каждый элемент сообщает о том, какую роль играет в системе и как себя ощущает в конкретном положении. Далее с каждым элементом системы ведется работа, чтобы сделать работу всей системы наиболее эффективной с точки зрения достижения заявленных целей. Критерием служит постоянная проверка образа цели (например, денег, прибыли) и состояния самого клиента.

7. Постепенно начинает выстраиваться новая модель системы бизнеса или профессиональной деятельности, созданная не рациональным мышлением, а бессознательным и интуитивной мудростью. Так проявляется скрытая динамика организации, рабочей системы или команды. С помощью информации, которую сообщают все образы системы, находится оптимальный путь к решению. 

Представленный образ исследуемой системы представляет бессознательное восприятие клиентом ситуации. Анализируя систему можно почувствовать, где в системе есть сила, а где нет. Например, можно увидеть, кто или что пользуется уважением в системе, кто может быть исключен или даже отсутствовать, и где есть точки нарушения. Затем система медленно и с постоянной проверкой эффективности перестраивается, чтобы найти лучшие позиции для вовлеченных людей и элементов. Скрытая выгода, наряду с ресурсами и препятствиями, часто находится на периферии системы. Препятствия могут превратиться в ресурсы в ходе процесса, и ресурсы также могут быть привлечены в качестве поддержки для клиента. Иногда произносятся ритуальные фразы, либо для большей ясности текущей ситуации, либо в качестве разрешения и нового внутреннего образа для клиента. При этом не только разум насыщается пониманием решения, но и на гораздо более глубоком уровне вся рассматриваемая система перебалансируется в соответствии с поставленными задачами. Когда устраняются элементы и конфигурации, «пожирающие» или блокирующие ресурсы, высвобождается энергия для совершения необходимых шагов.

Также в результате образных системных расстановок достигаются следующие результаты:

  1. Устанавливается баланс между отдачей и получением: в контексте бизнеса принцип баланса между отдачей и получением может применяться к отношениям между сотрудниками, а также между организацией и ее контрагентами. Например, бизнесу необходимо предоставить сотрудникам справедливую и сбалансированную рабочую среду, где сотрудники ценятся и им предоставляются возможности для роста и развития. В то же время сотрудники должны вносить свой вклад в достижение целей и задач организации, будучи продуктивными и эффективными в своей работе.
  1. Необходимость порядка. В бизнес-контексте потребность в порядке может быть применена к структуре, процессам и политике организации. Организации должны иметь четкие роли и обязанности для каждого сотрудника, а также четкие рекомендации по достижению целей, принятию решений и разрешению проблем. Это может помочь гарантировать, что все сотрудники и элементы системы работают над достижением одних и тех же целей, и существует разумная последовательность в работе всех ее элементов.
  1. Уважение к иерархии. В бизнес-контексте уважение к иерархии может применяться к структуре руководства организации, а также к отношениям между сотрудниками. Лидеры должны пользоваться уважением и доверием своих сотрудников, и они должны быть в состоянии обеспечить четкое руководство для организации. В то же время сотрудники должны уважать авторитет и решения своих руководителей и совместно работать над достижением целей организации.
  1. Важность принадлежности. В бизнес-контексте принцип важности принадлежности может быть применен к вовлеченности и удовлетворенности сотрудников. Организации должны создавать чувство общности и связи между сотрудниками и обеспечивать, чтобы каждый чувствовал себя ценным и вовлеченным. Это может быть достигнуто за счет эффективного общения, программ признания и деятельности по созданию команды.
  1. Сила бессознательной динамики. Организации должны знать о скрытых силах, которые могут повлиять на поведение и взаимодействие сотрудников, таких как динамика власти, групповое мышление и бессознательные предубеждения. Обращаясь к этой бессознательной динамике, организации могут создать более инклюзивную и благоприятную рабочую среду.

Понимая и работая с этими принципами, руководители могут создать здоровый и успешно функционирующий бизнес, который может процветать и достигать посталенных целей.

Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/