Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Семейные расстановки Хеллингера и шаманизм

Семейные расстановки и шаманизм

Семейные расстановки - это трансперсональный метод вмешательства, направленный на развитие психического и соматического здоровья и общего благополучия путем интеграции элементов семейной системной терапии, экзистенциальной феноменологии и веры в предков. В практических расстановках эти элементы прагматично интегрированы. Современные подходы расстановок включают интеграцию принципов шаманского целительства, знания коренных народов Африки о лечении душевных травм, резонансные теории и каббалистические принципы.

Семейные расстановки были разработаны Бертом Хеллингером во время его наблюдения за шаманскими практиками в племенах зулусов. Работа над семейными созвездиями началась в 1970-х годах в Квазулу-Натале, Южная Африка. Это послужило началом международного терапевтического движения, которое в настоящее время основано на различных теоретических и терапевтических интервенционных подходах. Работа с семейными созвездиями методом расстановок получила признание в Европе, затем в США, Австралии и, наконец, в Азии. Однако большинство специалистов рассматривает работу с расстановками лишь как консультационное и терапевтическое вмешательство, забывая или даже отрицая исходную связь расстановок с африканским шаманизмом.

Хотя именно шаманизм привел к созданию расстановок. Работая в Южной Африке он обратил внимание, как поколения травмированных расовой и гендерной дискриминацией зулусских племен справляются с тяжелым наследием, залечивая раны прошлого, обращаясь к традиционным целителям, которые используют природные вещества, молитвы и различные ритуалы для поддержания и восстановления психического и физического благополучия. Африка — это континент значительной духовной силы, где до сих пор живы старые шаманские обычаи, а сами племенные шаманы могут проследить свою родословную от предков, уходящих в прошлое на многие сотни, если не тысячи лет.

Связь расстановок Берта Хеллингера с шаманизмом рассмотрена в книгах: 

 1. Daan van Kampenhout. Images of the Soul: The Workings of the Soul in Shamanic Ritual and Family Constellations. Carl-Auer-Systeme, 2001.

2. Daan van Kampenhout. La sanacion viene desde afuera / The healing comes from outside. Alma Lepik, 2007

Африканские традиции несут в себе сильную позитивную и целительную энергию, которая связана с принадлежностью к разным поколениям и различным духовным слоям как универсальные элементы. Шаманизм относится к древним духовным традициям и практикам этнических групп Африки, Америки, Сибири, Монголии, Лапландии. В западных культурах термин «шаманизм» чаще используется для описания не формы, а содержания: наличия сознательных отношений с духами и с предками вне времени и пространства.

Работа с семейными созвездиями методом расстановок включает в себя духовную практику, использование полевой информации (морфогенные поля и морфогенный резонанс описанные Рупертом Шелдрейком), а также работу с энергией предков и умерших. Процесс исцеления в расстановках состоит как из духовных, так и из физических элементов. Обе составляющих предполагают использование всего тела для получения информации. Это явление распространено во многих африканских племенных шаманских культурах. Африканские целители в процессе семейных расстановок используют бой в барабаны и медитацию, чтобы привнести энергию предков в пространство расстановок. Как и шаманизм, так и расстановки используют философско-теологическую концепцию «Убунту» - ценности гуманизма, достоинства и почтения, как к живым, так и к ушедшим предкам. Глубинное учение «Убунту Убунзулу» говорит, что человек:

  1. Только сам может принять решение стать человеком.
  2. Становится личностью только через других людей. Когда мы слушаем друг друга и проявляем доброту, внимание и сочувствие, мы даем энергию большой человеческой семье и самим себе.

Убунту — это круг всеобщих связей, начинающийся с человеческого мира и простирающийся до природы. То, что происходит с отдельным человеком, происходит со всей группой, и все, что происходит со всей группой, сообществом или страной, происходит с отдельным человеком. Люди, страна, окружающая среда и духовность неразрывно связаны между собой. Индивидуум может сказать только: «Я есть, потому что мы есть. И поскольку мы есть, значит, я есть». Человечность каждого связана с человечностью всех и каждого в отдельности, включая природу с духами растений и животных, и предками (как с нашими кровными линиями, так и с нашими духовными семьями). Круг всеобщих связей Убунту тянется вверх в будущее, где наши текущие действия влияют на следующие поколения, а также тянется назад во времени, к нашим предкам.

В Южной Африке есть терминов для обозначения предков: «абазали бам» (наши родители), «абанту бадала» (старые люди), «аматамбо» (кости, представляющие людей из костей - скелетов). В Африке существует неявная обязанность помнить и чтить предков. Делая это, человек укрепляет «исидиму» или достоинство, способствуя более глубокому ощущению «Убунту» и взаимосвязи человеческой жизни и жизни во всех остальных формах существования.

Как проводятся семейные расстановки

Системные расстановки Берта Хеллингера взяли основу Убунту: по-настоящему понять себя и стать подлинным собой можно только через опыт с другими и через обмен этим опытом с другими – как с людьми, так и с предками, с духами, так и с любыми элементами мира вокруг нас. Только так можно обнаружить универсальную связь, которая объединяет все.

Типичный формат системных расстановок – это групповой процесс, в котором один участник выбирается в качестве клиента, работающего над личным запросом, в то время как остальные члены группы выступают в качестве представителей (заместителей) или наблюдателей за всем процессом. Обычно члены группы не знают друг друга и просто встречаются на сеансе Клиент сначала обсуждает с ведущим расстановок проблему, которую он хотел бы решить. Расстановщик изучает биографию клиента в связи с особыми событиями в семье, такими как внезапная смерть, убийство, аборты, самоубийства, военный опыт или отказ от членов семьи (например, пропавший ребенок, отказ от ребенка). Заместители выбираются для представления членов семейной системы или структурных элементов, таких как болезнь, чувство или другое определенное явление. Клиент предоставляет заместителям определенное место в пространстве, где они могут получить доступ к чувствам и взаимоотношениям соответствующей семьи, и получить доступ к бессознательной архитектуре автоматических моделей мышления и поведения. Заместители выражают свои чувства и занимают разные позиции.   Исцеление достигается так называемым движением за исцелением, решением об исцелении или включением членов семьи (живущих или умерших), которые были исключены из семейной системы. В семейных расстановках заместители иногда воплощают абстрактные силы и понятия: «идеальная пара», «будущий бойфренд», «неизвестная жертва», «смерть», «бедность», «страна», «судьба», «будущее», «внутренний ребенок» и т. д. и даже элементы, извлеченные из снов пациента. Согласно шаманизму, все, что мы знаем, существует как в физическом, так и в духовном мире. Растения, животные, скалы, реки — у всех есть души или духи. Когда указанная сила или понятие представлены в семейной расстановке, эта энергия уже не может рассматриваться как абстракция.

Во время семейной расстановки ведущий изучает язык тела и реакции заместителей, чтобы понять структуру системы и динамику, которая действует в семье. Когда структура ясна, ведется поиск уравновешивающих или исцеляющих перемещений в системе, чтобы найти альтернативу проявившимся деструктивным системным последствиям. Расстановщик может как активно направлять, вести семейную расстановку, так и позволять семейной расстановке какое-то время идти своим путем, только чтобы вмешаться, если исцеляющее движение прерывается. В семейных расстановках истинная целительная сила исходит извне, увиденная с позиции клиента.

Возможно, расстановщик предложит заместителю произнести определенные ключевые фразы, выражающие происходящее или то, что нужно сказать. Исцеляющие фразы в семейных расстановках используются не для того, чтобы рассказать историю, а для выражения вневременного, архаичного качества: например, отец, который никогда не мог принять своего сына, открывает глаза и просит сказать: «Теперь я вижу тебя своим сыном», а сын, отвергавший отца может сказать: «Теперь я вижу тебя своим отцом». Человек, обидевший брата и внезапно увидевший последствия того, что он сделал, говорит: «Теперь я вижу твою боль». Умирающая женщина может, наконец, отказаться от своей внутренней борьбы, принять свою судьбу и сказать Смерти: «Я даю свое согласие». Слова в семейных расстановках» используются не для объяснения, а для исцеления.

Процесс поиска решения может занять как менее 10 минут, так и более часа. Решение обычно находится, но не всегда. Ближе к концу семейной расстановки может случиться так, что клиента попросят занять его собственное место и таким образом заменить собственного представителя, но это не всегда необходимо.

Семейная расстановка — это чаще однократное событие, и люди не приходят на расстановки еженедельно, как на сеансы психотерапии. Может пройти год, месяц или больше, прежде чем возникнет потребность в новой расстановке. Важные исцеляющие изменения, напрямую связанные с работой, проделанной в семейной расстановке, происходят не только для самих клиентов, но и для членов их семей.

Системные расстановки основаны на базовых теоретических принципах, которые включают допущения о равном и недвусмысленном праве принадлежать к семье, о том, что бессознательное групповое сознание влияет на чувство вины и невиновности, защищая выживание группы, а также на то, что родители все отдают детям, а дети получают все от родителей. Это системное вмешательство включает в себя работу с индивидуальным и семейным сознанием, с присутствием умерших, исцеление от страданий других – живущих и умерших, в пространстве без времени.

Расстановки позволяют понять семейный контекст и порядок, а также то, почему сложился конкретный семейный порядок. Это относится к пониманию «души» индивида в семейном контексте, а также семейной «души», чувства вины, гармонии и равновесия в семье, коллективного сознания и коллективного бессознательного. Расстановки позволяют выявить связь проблем и болезней клиента с историями жизни его предков, ввести предков в поле осознания клиента, разрешить трансгенерационные конфликты и травмы, восстанавливая гармонию клиента с родителями и предками, тем самым создавая благополучие в семейной системе.

Создавая новые здоровые формы семейных систем расстановки способствует исцелению поколений предков, позволяя найти лучшее место в семье для всех ее членов. Видя и понимая индивидуальную динамику семейной системы, включая исполнение семейных ролей, можно найти для каждого «здоровое» место в семейной системе, найти и предоставить в системе место членам семьи, которые были забыты, исключены или сегрегированы. Также расстановки помогают клиенту найти место, где он может легче переключаться между ролями ребенка взрослого и родителя, узнавать аналогичные роли у своих родителей, чтобы лучше понять их и себя самого, то, что происходит здесь и сейчас в его собственной жизни. Это позволяет восстановить потерянные контакты между детьми и родителями и найти свое оптимальное место в семейной системе. Расстановки дают возможность занять наиболее сильную позицию в отношениях с семьями и являются хорошим дополнением к другим формам саморазвития и терапии, но не заменой им.

Сходство расстановок и шаманизма

Семейные расстановки как традиционные в африканских шаманских традициях, так и в вариантах Берта Хеллингера — это мощный инструмент для глубокого исцеления семейной (родовой) системы и личной трансформации. Эта практика уходит своими корнями в древнюю шаманскую мудрость и основана на понимании того, что все, что происходит в настоящем, глубоко связано с бессознательными моделями, суждениями и решениями прошлого. Это означает, что устранение любого дисбаланса в нашей настоящей жизни требует от нас связи с прошлым, чтобы высвободить бессознательные паттерны, которые ограничивают нас сегодня. Эта практика основана на понимании того, что все члены семьи, прошлые и настоящие, имеют глубокую духовную и эмоциональную связь. Семейные расстановки стремятся высвободить энергию, застрявшую в истории семьи, и помочь людям понять закономерности, влияющие на их жизнь. Эта практика может помочь каждому воссоединиться со своей исцеляющей природой и достичь внутреннего покоя.

Некоторые примеры сходства между семейными расстановками и шаманизмом:

1. Основная позиция почтения к силам, которые мы не можем точно описать и понять, но которые явно присутствуют в жизни.

2. Разграничение силы и слабости на энергетическом уровне, которое позволяет нам понять, что нам помогает, а что вредит.

3. Значение пространства в противоположность времени в том смысле, что существенное видимо в пространстве, остается вневременным и проявляет свое исцеляющее действие только тогда, когда ему не мешают вопросы о прошлом или будущем.

4. То, что в шаманизме приписывается помощи добрых духов, в семейных расстановках можно описать как результат действия «общей души».

Также, как и в шаманизме, наблюдаемые в расстановках эффекты исходят не только от живых, но и от мертвых, о которых, возможно, даже давно забыли. Они могут выйти на контакт во время семейной расстановки, чтобы показать, что нужно исправить. Таким образом ныне живущие могут быть освобождены от последствий вреждений, произошедших в прошлом, и от побочных эффектов прошлых судеб предков. Живые, уважая мертвых, позволяют им занять свои места в семейной системе и, в конце концов, обрести долгожданный покой.

Шаман позволяет энергии того, что он называет «Великим Духом», свободно течь при исцелении. Это означает, что исцеление происходит не только от осознания, но и от способности войти в контакт с «Универсальной Энергией». То же самое делает и расстановщик в «Движениях духа» (4-5 этап развития метода) Берта Хеллингера, где истинная исцеляющая сила исходит извне.

Согласно философии шаманизма, все, что мы знаем, существует как в физическом мире, так и в мире Духа. Когда указанная сила или понятие представлены в семейных расстановках, оно явно обретают собственную жизнь и может далее рассматриваться не как абстракция, а как форма существования в других планах или измерениях. Это связано с основной шаманской концепцией, согласно которой мир, в котором мы живем, всего лишь один из множества других. Различные миры рассматриваются как сегменты вселенной, состоящие из наложенных друг на друга слоев, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. Вот почему можно переходить от одного мира к другому, когда у людей есть проблемы или они страдают от болезней. Шаман может пойти и попытаться найти информацию и целительную силу в других мирах. Эти другие миры населены сущностями всех видов. В частности, шаман работает с великими силами природы: духами четырех направлений (север, юг, восток, запад) или четырех стихий (вода, земля, воздух и огонь), духами гор, морей и грома, душами животных и растений; а также с душами людей, которые умерли.

В шаманских расстановках сочетается все, что описано выше, и, когда этого требует разрешение конфликта, используются собственно шаманские методы и средства, такие как песни, бубны, погремушки, молитвы, благовония, травы и т. д. При этом расстановщик привлекает в системное поле элементы, помогающие исцелению клиента.

Шаманские семейные расстановки предлагают способ получить доступ к бессознательным паттернам травм и конфликтов и высвободить их с помощью комбинации визуализации (работа с образами), движения тела, осознания и ощущения телесности. Работа с образами (визуализация) позволяет работать с потоком энергии, который присутствует в семейных отношениях, а движения тела помогает высвободить эмоции, связанные с этими энергиями. Осознание тела позволяет соприкоснуться с болью и печалью, которые подавлены и не проявляются, но могут быть найдены через телесность, что позволяет более осознанно исследовать бессознательные паттерны.

Разница между традиционными африканскими шаманскими расстановками и семейными расстановками Берта Хеллингера

Хотя системные расстановки семейных созвездий Хеллингера и африканские шаманские семейные расстановки имеют некоторые общие элементы, но у них также есть и некоторые ключевые различия.

Системные семейные расстановки — это терапевтический подход, созданный на основе шаманских расстановок и принесенный в западную культуру Бертом Хеллингером. Он основан на идее о том, что на эмоции, мысли и поведение человека могут влиять бессознательные семейные модели и их динамика. Семейные расстановки используют такие методы, как визуализация, работа с образами, работа с чувствами и движениями тела для изучения и решения эмоциональных и психологических проблем, связанных с семейной динамикой.

Шаманские семейные расстановки — это более древняя и более глубокая версия работы с семейными созвездиями. Вместо более поверхностной работы с семейными системами Хеллингера, этот более глубокий подход использует элементы шаманской медицины для дальнейшего изучения прошлого и настоящего семьи или прошлых жизней в поисках решений более глубоких проблем, которые могут возникнуть у членов семейных систем. Шаманские расстановки включают в себя манипулирование энергиями и общение с «духами», а также работа с концепцией того, что прошлые эмоции, модели и ситуации были унаследованы от предков и влияют на настоящее.

Шаманская семейная расстановочная терапия фокусируется на цикле исцеления семьи, который включает в себя восстановление ресурсных связей с миром и обретение гармонии между членами семьи. Эта терапия основана на вере в то, что, когда происходит нарушение потока энергии между членами семьи, это может вызвать проблемы для человека и семьи в целом. Это нарушение может быть вызвано различными причинами, такими как развод, смерть или жестокое обращение. Шаманская семейная расстановочная терапия направлена ​​на излечение разрушений путем восстановления баланса между членами семьи. Терапевт использует различные техники, такие как использование образов, символов и визуализация взаимодействия между членами семьи, чтобы восстановить баланс. Терапевт может также пригласить членов семьи для участия в некоторых шаманских ритуалах, таких как использование тотемов животных, психическое очищение и использование ритуальной музыки для исцеления семейных отношений. Также было показано, что эта терапия очень эффективна при лечении других форм эмоциональной травмы, таких как депрессия, страх и тревога.

Шаманские ритуалы строятся на древней традиции, которую нельзя изменить. Согласно шаманским традициям, участники расстановок должны духовно очиститься до и после ритуала. Это делается путем окуривания присутствующих дымом смеси трав с очищающими свойствами, окропления водой или другими способами. Очищение необходимо, чтобы очистить разум и энергию от повседневных забот. После очищения общение с духами становится легче, и меньше шансов неправильно истолковать то, что они говорят. Духи в процессе шаманской расстановки могут случайно принести что-то, что может повлиять на присутствующих. После завершения церемонии, если люди не сосредоточат свое внимание вновь на реальном «физическом» мире, духи могут продолжать воздействовать на них. В семейных расстановках Хеллингера эти ритуальные действия не используются.

Чем расстановки отличаются от психотерапии?

В традиционных формах психотерапии можно проследить корни таких проблем, как негативное представление о себе, и переосмыслить тяжелые детские переживания или другие травмирующие переживания. Таким образом, в терапии клиент под руководством психолога или психотерапевта работает с сознательными или бессознательными паттернами из своей настоящей реальной жизни.

Семейные расстановки не используют такие виды психодинамических процессов. Системная работа с семейными созвездиями ориентирована прежде всего на семейные истории и события, прежде всего те, которые были скрыты, являлись тайной или полутайной, забытыми или искаженными событиями, которые так или иначе все же влияют на качество жизни и свободу выбора. 

Я использую в своей работе интегративный авторский метод образных системных расстановок (А. Демкин, 2023), объединяющий приемы образной и системной терапии. Такое объединение подходов позволяет проработать и найти оптимальные решения как на личном уровне, так и на уровне систем – как семейных, так и профессионально-деловых. В отличие от классической образной терапии, такой как ЭОТ, IFS  или психокатализ в данном подходе рассмотрение запроса не ограничивается границами личности клиента, но позволяет узнать всю совокупность системных отношений с исследуемой проблемой. В этом мой подход в работе ближе к психосинтезу. 

Пример типичной ситуации, рассматриваемой в расстановках:

Женщина потеряла во время беременности или по рождению трех детей после рождения первого ребенка. Спустя годы ее дочь рожает внучку, внучка растет, становится женщиной, но не может забеременеть. Для традиционного психотерапевта или психолога в судьбе бабушки и судьбе внучки не было бы никакой связи, и он занимался бы травмами детства, половой идентичностью, отказом от женственности, страхами материнства, утратой вторичных выгод от беременности и рождения ребенка. Но расстановщик усмотрел бы и исследовал системную связь между бабушкой и внучкой. Потому что бессознательно, на уровне души, внучка могла взять на себя судьбу бабушки.

Различные терапевтические и психоаналитические школы (психогенеалогия, трансперсональная системная терапия, эмоционально-образная терапия и др.) обнаружили в своих исследованиях аналогичную динамику.

В расстановках значение придается только реальным событиям, а не привычным историям и мифам о них: Кто умер, почему и как? С кем были серьезные отношения или заключен брак? Кто попал в аварию, был исключен из рода или имел сложную судьбу?

Мифы и заблуждения о семейных шаманских расстановках

Существует несколько неправильных представлений о шаманских системных семейных расстановках. Вот некоторые из наиболее распространенных:

Шаманские семейные расстановки — это форма психотерапии. Хотя расстановки можно использовать в качестве терапевтического инструмента, сами по себе они не являются формой терапии. Они считаются более широким подходом к пониманию и решению проблем в семейной системе, чем просто психологическая интервенция.

Расстановки основаны на суевериях или вере в духов. Хотя шаманские знания являются источником вдохновения для некоторых практиков семейных расстановок, большинство современных практиков рассматривают расстановки как инструмент для изучения глубинной семейной динамики и разрешения конфликтов с учетом знаний и подходов традиционных африканских шаманских практик

Расстановки предназначены только для людей с серьезными эмоциональными или психологическими проблемами. Хотя расстановки могут быть особенно полезны для людей, которые столкнулись с эмоциональными или психологическими проблемами, они также могут быть полезны для любого человека, кто хочет исследовать и лучше понять свои семейные отношения, ограничивая убеждения и повторяющиеся модели и сценарии.

Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/