Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Семейные расстановки Берта Хеллингера

Семейные расстановки Берта Хеллингера

Семейные расстановки или метод семейных «созвездий» — это терапевтический подход, который был создан в Германии в 1980-х годах Бертом Хеллингером. Его метод анализирует внутрисемейные конфликты, где порядок в семье определяет судьбы ее членов. Этот подход основан на идее о том, что на эмоции, мысли и поведение человека могут влиять бессознательные семейные модели и динамика. Семейные расстановки используют такие методы, как визуальное представление и движение тела для изучения и решения эмоциональных и психологических проблем, связанных с семейной динамикой.

Кто такой Берт Хеллингер?

Берт (при рождении был назван Антоном) Хеллингер родился в 1925 году в Штутгарте, Германия, и вырос в семье, отвергавшей национал-социализм. Несмотря на свою оппозицию гитлеровскому режиму, в 1942 году он отправился воевать на фронт. В 1945 году он попал в плен и оказался в лагере для военнопленных в Бельгии. Сразу после того, как он оказался в плену, он вступил в религиозный католический орден и начал новый и долгий процесс безмолвного очищения тела, ума и духа посредством учебы, созерцания и медитации. Из лагеря Хеллингер бежал и вернулся в Германию. После окончания войны он изучал философию, педагогику и теологию в Вюрцбургском университете в рамках подготовки к священству.

В начале 1950-х его отправили на миссионерскую работу в Южную Африку в племена зулусов. В ЮАР он продолжил обучение в Питермарицбургском университете, где получил степень бакалавра и диплом о высшем образовании, давший ему право преподавать в государственных средних школах. В Южной Африке в качестве миссионера у зулусов он провел 16 лет. В эти годы он служил приходским священником, учителем и, наконец, директором большой школы для африканских студентов. Он свободно владел зулусским языком, участвовал в ритуалах племен, что позволило ему обрести особое видение мира, во многом эзотерическое, что предопределило вектор создания семейных расстановок, основанных на шаманских традициях зулусов. Еще одним важным опытом было для него участие в межрасовых и экуменических курсах по групповой динамике, проводимых англиканскими священнослужителями. Они привезли из Америки новый способ работы в группах, групповую динамику, которая ценила диалог, феноменологию и индивидуальный человеческий опыт. Там он впервые испытал новый поход в заботе о человеческой душе. Один из инструкторов спросил как-то его в группе: «Что для вас важнее, ваши идеалы или живые люди? Чем бы вы пожертвовали?» Хеллингер провел ночь без сна, размышляя над ответом. В каком-то смысле этот вопрос изменил всю его жизнь. С тех пор эта фундаментальная переориентация на людей, вместо идей, формировала всю его работу.

Через 25 лет он решил покинуть религиозный католический орден, так как понял, что быть священником — не самое подходящий статус для внутреннего роста без формальных ограничений. Он вернулся в Германию и начал свое психоаналитическое обучение в Вене, где познакомился со своей будущей женой Гертой. Он прошел классический курс обучения психоанализу и стал практикующим членом Венской психоаналитической ассоциации. Учеба и исследования привели его к встрече с «Первобытным криком Янова» (терапевтическое использование крика), что мотивировало его поехать в США к Артуру Янову для изучения телесно-ориентированной психотерапии в течение 9 месяцев.

Он заинтересовался гештальт-терапией благодаря Рут Коэн и Хиларону Перцольду. В этот период он познакомился с Фанитой Инглиш, и благодаря ей и работе Эрика Берна он познакомился с транзактным анализом. Вместе со своей женой Гертой он объединил то, что он уже узнал из групповой динамики и психоанализа, с гештальт-терапией, первичной терапией и трансактным анализом. Его работа с анализом сценариев привела его к открытию, что некоторые сценарии передаются из поколения в поколение. Таким образом, многие терапевтические школы оказали большое влияние на его работу. Также он воспринял у англикан и зулусов в Южной Африке фундаментальную потребность людей согласовываться с «силами природы» или с тем, что стоит за этим термином.

Он обучался семейной терапии у Рут МакКлендон и Лесли Кадис. Именно у них он впервые узнал о семейных системах – «созвездиях». Он решил, что хочет работать системно. В дальнейшем он работал в области семейной терапии с Теей Шенфельдер, учился гипнотерапии и нейролингвистическому программированию (НЛП) у Милтона Эриксона, провокационной терапии у Фрэнка Фарелли, а также терапии удержания, разработанной Джириной Прекоп. Самым важным элементом, который он взял из НЛП, был упор на работу с ресурсами, а не с проблемами.  Настойчивость в том, чтобы увидеть, кто он есть на самом деле, противоположна слепому принятию того, что «нам сказали», в сочетании с полным доверием собственной душе явились основой для построения собственного подхода – семейных расстановок.

В своем практическом воплощении расстановки связаны с психодрамой, введенной в практику  Джейкобом Морено, и реконструкцией семьи, используемой Вирджинией Сатир. В психодраме, разработанной Морено, эмоциональная информация преподносится и разыгрывается на сцене. Мысли, чувства и восприятие являются внешними по отношению к клиенту, и могут быть изменены в ходе сеанса. Предполагается, что эти изменения имеют постоянный эффект в виде трансформации внутреннего образа проблемной ситуации. Это также происходит в семейных расстановках, где создается глубокое понимание принадлежности к семейной системе и в более широком контексте - миру. Эта концепция уже была частью работы Морено. Реконструкция семьи, разработанная Вирджинией Сатир, - это метод , позволяющий сделать семейную структуру более явной. Она приглашала как можно больше членов семьи посещать сеансы вместе, чтобы разыгрывать типичные сцены из их повседневной жизни. Таким образом выявлялись модели взаимоотношений между членами семьи и их влияние на отдельных людей, которые могут быть изменены.

Семьи и их «коллективное сознание»

Свою форму групповой терапии он называет семейными расстановками или созвездиями. Основной тезис заключается в том, что семьи имеют определенные естественные порядки, «порядки любви», и когда эти порядки нарушаются, возникают конфликтные ситуации, которые сказываются на последующих поколениях. Этот семейный порядок управляется общей коллективной совестью, а это значит, что никто не может быть исключен из семейной системы.

Когда член семьи забыт или отстранен из семейной системы, он каким-то образом снова появится в форме отождествлений или импликаций с другими членами группы. То есть нынешнее положение члена семейной системы и его конфликты напрямую связаны с конфликтами, переживаниями и травмами его предков, даже тех, кого уже нет в живых. Чтобы их разрешить, необходимо найти новый порядок для этих сложных семейных структур, тем самым инициируя решение текущих проблем.

Те проблемы, конфликты и травмы, которые перестанет решать одно поколение, будет неминуемо передано последующим поколением, которые бессознательно будут пытается их решить. Таков механизм передачи трансгенерационных травм. Нерешенные проблемы из прежних семейных систем (возникающие внутри и даже вне семьи), которые могут повлиять на человека, проявляются в виде трагических судеб, болезней, психических и физических расстройств, конфликтного поведения.

Удивительная вещь в Семейных расстановках заключается в том, что эффекты исходят не только от живых, но и от мертвых, о которых, возможно, давно забыли. Они могут установить контакт с живыми во время Семейной расстановки, тем, что показывают, что нужно исправить, и таким образом живое может быть освобождено от последствий повреждений, произошедших в прошлом, и от побочных эффектов прошлых внешних судеб. Живые, уважая мертвых, позволяют им уединиться и в конце концов обрести покой.

Хеллингер также экстраполировал подход семейных систем на общественные. Например, если политические решения и системы (тоталитаризм, диктатура, политическое преследование) не учитывают справедливые морально-этические ценности, то они не будут успешными. Будущих потомков, граждан, конкретных людей постигнет судьба предков. Дети виновных в насилии будут идентифицировать себя со своими жертвами, а причиненная им боль будет передаваться из поколения в поколение.

Достигнув 70-летнего возраста, он так и не обучил ни одного студента своему методу. Однако он согласился позволить немецкому психиатру Гунтарду Веберу записать и откорректировать серию стенограмм своих семинаров. Вебер сам опубликовал книгу в 1993 году под названием «Zweierlei Glück» или «Двойное счастье». Ко всеобщему удивлению, книга получила признание и быстро стала национальным бестселлером, разошедшимся в Германии тиражом в двести тысяч экземпляров. В течение следующих 15 лет своей жизни Хеллингер стал автором или соавтором 30 книг.

Берт много путешествовал, читая лекции, семинары и учебные курсы по Европе, США, Центральной и Южной Америке, России, Китаю и Японии. Он и его вторая жена Мария Софи Хеллингер создали Школу Hellinger Sciencia.

Его метод Семейных расстановок постоянно развивался, пройдя 5 основных этапов: от первых наиболее известных форм Семейных расстановок к методу Движений души, и в последние три года жизни – Движения духа. В его последних разработках очень много созвучного даосизму мастера Лао-цзы. С 2017 года практикуется Original Hellinger ® Familienstellen, по сути разработанный женой Хеллингера – Софи.

Феномен поля познания в расстановках

В системах, созданных людьми, таких как семьи или организации, существует энергетический уровень взаимодействия, о котором обычно не говорят. Метод системных расстановок позволяет получить доступ к этому уровню.

В современной медицинской и психологической науке в настоящее время нет ответа на вопрос, откуда и как психолог получает скрытую информацию о клиенте, его чувствах и состоянии, а также о его родственниках и близких, да и вообще о любых связанных с ним значимых людях? это загадка. Однако это явление хорошо известно в практике эмоционально-образной терапии (ЭОТ), гештальт-терапии, а также в психодраме, реконструкции семьи, семейных и структурных расстановках. Тот, кто работает с этими методами, испытал на себе тот факт, что за очень редкими исключениями можно полагаться на информацию, полученную из образов других людей, чувств или состояний, заместителей или исполнителей ролей.

Иногда случается, что заместитель в расстановках даже использует те же самые слова, которые терапевт знает от клиента, и что он в какой-то степени чувствует его симптомы. Снова и снова случается, что заместитель в расстановках или образ в ЭОТ рассказывает о неизвестном, о скрываемом брате или сестре, о незаконнорожденном ребенке своего отца, и этот факт позже подтверждается. Почему это работает, научно объяснить невозможно. Некоторые ученые даже отрицают существование этих явлений. Даже не все терапевты, работающие с семейными расстановками, осознают тот факт, что это надличностные трансперсональные процессы.

Трудно описать, что на самом деле происходит в системной констелляции и почему совершенно незнакомые люди, выбранные случайно, могут вести себя и чувствовать себя как член семьи, которого они совершенно не знают. Самое любопытное в расстановках то, что как только выбранные избранные заместители оказываются на месте члена семьи, они начинают чувствовать себя настоящими членами семьи. Иногда у них даже начинают проявляться симптомы реальных людей, о которых они ничего не знали. Например, описаны случаи, когда у человека, представляющего эпилептика, начался эпилептический припадок. Как это работает невозможно объяснить с точки зрения академической психологической науки. Сам Хеллингер пишет, что через каждого заместителя, участвующего в расстановках, душа клиента передает информацию из поля познания. Это явление Хеллингер назвал "семейной душой" или "знающей душой", представляет собой более глубокое знание человека, проявляющееся в каждой расстановке. Этот слой познания также известен как "поле познания", или как "морфическое (морфогенное) поле" (Р. Шелдрейк). Также эта сфера называется "полем мудрости", "информирующим полем", потому что это поле, которое формирует связи, а также раскрывает форму и динамику системы, то есть оно также формирует и информирует". Динамика поля знаний, проявляющуюся в системных расстановках, наблюдается в более широкие картины мира в концепции шаманизма в традициях коренных народов Африки. В ходе презентации на Международном конгрессе по расстановкам семейных систем в Вюрцбурге, Германия, Мэйсон Боринг (2003), представительница индейского племени шошонов, рассказала о своем опыте, когда она впервые столкнулась с работой в расстановках. “Я чувствовала, что каким-то образом вспомнила эту работу, и я чувствовал, что моя бабушка знала этот метод”. Для Мэйсон Боринг расстановки семейных систем должны быть помещены в контекст ее собственного опыта работы в “поле”, который она называет “местным полем”. Далее она утверждает, что “ходит по "полю" в течение многих лет, что для коренных народов Америки - это обычный образ жизни, что это поле подготавливается или открывается молитвой и что, когда предки присутствуют на этом поле, исцеление может произойти с помощью ритуалов и церемоний.

Ван Кампенхаут заметил прямое сходство между шаманскими ритуалами и системными семейными расстановками. Он вступил в переписку с Хеллингером, чтобы исследовать взаимосвязь между шаманизмом и семейными расстановками. В своей книге «Образы души: Работа души в шаманских ритуалах и семейных расстановках» (2001) Ван Кампенхаут описал духовные принципы, которые лежат в основе как шаманской практики, так и системных семейных расстановках.

Основы учения: Порядки любви Семейных Созвездий

Берт Хеллингер назвал правила, регулирующие человеческие системы, Порядками любви. Порядок выше любви точно так же, как стакан или река содержит воду. Любовь развивается только в порядке, благодаря которому она способна проявляться расти и процветать.

Какие три нормы регулируют человеческие системы?

Принадлежность

Все члены семьи имеют одинаковое и недвухсмысленное право на принадлежность к семейной системе. Это право не может быть оспорено. Нет более высокой или более низкой степени членства. Простой факт нашего рождения или даже зачатия (при отсутствии рождения) дает место в семье. Даже смерть не может снова поставить под сомнение эту принадлежность. 

Если члены семьи проявляют лояльность по отношению к исключенному члену семьи, целостность семьи восстанавливается и уравновешивается.

Порядок 

Бессознательное групповое сознание, которое влияет на чувство вины и невиновности, чтобы защитить выживание группы. Вина и заслуги принадлежат тому, кто их заслужил). Семейная совесть, включая необходимо принять невиновность и вину, равновесие и порядок в семье, симметрии в семьях: "каждый нуждается в уважении и поиске правильного места в системе". 

Признаются три уровня сознания, которые включают личное, семейное и ‘великая душа’; следование ‘архетипическим законам природы’; и работа по уравновешиванию системы. С идеей архетипических законов природы связан принцип, согласно которому тот, кто приходит позже, берет от тех, кто пришел раньше, и что необходимо соблюдать порядок старшинства.

Системный порядок соответствует хронологическому порядку. Так что родители всегда идут впереди детей. Первый ребенок появляется раньше второго и так далее. Первый супруг сохраняет за собой место первого супруга, даже если он больше не является нынешним супругом. У старших есть права и обязанности по отношению к младшим. Порядки и беспорядки в семейной системе передаются через организм всех членов семьи. Они играют важную роль в заболеваниях и физическом, эмоциональном и психическом здоровье.

Баланс между отдачей родителями и получением детьми 

Человеческие отношения сбалансированы в соответствии со справедливым обменом между отдачей и получением. Постоянство отношений обычно обусловлено равенством этого обмена. Кроме случая родителей и детей. Существует иерархия между родителями и детьми, согласно которой родители дают, а дети берут. Это отдавание и принятие должны находиться в равновесии. Родители дают жизнь ребенку, ребенок получает жизнь от родителей. Так как долг детей перед родителями за полученную жизнь велик и его невозможно вернуть по природе вещей, можно лишь выплатить его, дав новую жизнь своим детям. Таким образом устанавливается баланс. Если детей нет, то для соблюдения баланса важно делать в жизни что-то хорошее, что обогащает окружающий мир.

Откуда берется эта потребность в сплоченности семейной системы?

Семейные связи являются гарантами выживания вида и индивидуума (или какой бы то ни было группы). Если эти связи по тем или иным причинам разбалансировались или разрушились в истории семьи, в семейной памяти остается след. Эта семейная память передается через поколения, и потомки все это неосознанно носят в себе. И через несколько поколений после того, как произошла травма, если она не была устранена, следы этого дисбаланса или разрыва могут появляться снова. Это форма бессознательной семейной верности, лояльности, которая побуждает молодое поколение «загладить свою вину» перед предками. На жизнь сильно влияют обязательства или чувство вины по отношению к другим членам семьи. Часто неосознанно перенимается другими, иногда уже умершими родственниками. Семейные проблемы, такие как вина и семейные тайны, повторяющиеся болезни, судьбы, убийства, войны, смерть и т. д. Внутренние блокировки, которые проявляются в виде болезней, парализующих жизненных моделей или психологических пропастей, таких как депрессия, стремление к смерти и многое другое.

Законы жизни в семейных системах непреклонны. Ребенок появляется на свет в состоянии тотальной зависимости. Необходимость быть принятым своим кланом, своей семьей жизненно важна. Условия, в которых его принимают, не имеют большого значения, лишь бы его принимали. Таким образом, ребенок безоговорочно делает судьбу своей семьи своей собственной, которую он разделит безоговорочно и, если необходимо, за свой счет. Эта форма любви к роду еще более абсолютна, чем любовь родителей к своим детям. Таким образом, ребенок, ведомый аффективным движением принадлежности, может принять на себя страдания и судьбы других членов семьи из любви. И семейная система, чтобы восстановить нарушенное равновесие и свое выживание, может доверить новичку – потомку миссию исправления предыдущих ошибок. Это можно сравнить с генетической передачей, поскольку она бессознательна, неизбежна, отпечатана в каждой из наших клеток – это бессознательная семейная память.

В системе Берта Хеллингера говорится об исправлении именно этого, например, болезненных воспоминаний, унаследованных сыном от деда и в свою очередь переданных отцом, как если бы эмоциональное поле передавалось в дополнение к генетике. С помощью семейной расстановки можно исправить эти воспоминания, которые мы носим по наследству и из-за отсутствия осознания. Также в расстановке можно визуализировать карту конфликта и через записи Акаши найти энергии, которые вмешиваются в процесс. Терапевтическая работа с использованием этих инструментов становится вдвойне эффективной и интенсивной.

5 этапов развития учения Берта Хеллингера

В развитии Семейных созвездий Берта и Софи Хеллингер можно выделить пять основных этапов развития. На каждом этапе открывались фундаментальные и совершенно новые взгляды на человеческое поведение.

1 этап развития: классические семейные расстановки «Klassisches Familienstellen» образца 1980-х – 2002 г.

Классическая семейная расстановка помогла многим людям и обогатила многих психотерапевтов. В терапевтические группы входят участники, «заместители» и просто зрители. Участники излагают терапевту свой запрос: экономические проблемы, трудности в отношениях с партнером или семьей, а также проблемы с физическим и психическим здоровьем.

Терапевт будет расспрашивать о трагических или конфликтных событиях в родной семье участников и будет выбирать, какие члены семьи будут представлены первыми. Сам участник выберет из зрителей людей – «заместителей», которые будут представлять в расстановках его семью и даже его самого себя. Участник расставит этих людей на те позиции и сориентирует в том направлении, которое интуитивно лучше подходит для каждого.

Затем терапевт попросит «заместителей» выразить свои чувства. При этом развязывается то, что Берт Хеллингер называет феноменологическим процессом: «заместители» начинают вести себя как настоящие члены семьи, и они будут говорить то, что воспринимают и чувствуют. Там, где есть беспокойство, заместитель проявит соответствующие чувства, эмоции и отношения, которые откроют скрытые связи, секреты, правила и их нарушения, регулирующие семейную систему. После этого заместителей меняют местами до тех пор, пока в конце все не начинают чувствовать себя хорошо. Часто в созвездие включаются и другие заместители. Например, если все заместители смотрят в одном и том же направлении, это означает, что они смотрят на кого-то исключенного или забытого в семье. Многие проблемы в семье, в том числе и болезни, коренятся в исключении члена семьи — например, если ребенка отдали или спрятали.

Под руководством терапевта заместители переходят на более удобные позиции, и терапевт будет выбирать новых заместителей для все новых членов семьи, живых или умерших, либо для абстрактных ощущений, таких как болезнь, смерть, деньги или любовь, которые проявляются в ходе семейных расстановок.

Результат этого «театра» сможет обнаружить и выразить чувства любви и боли, которые объединяют семьи, и могут раскрыться причины травм, связанные с семейными тайнами. Именно тогда появляется «образ-решение», где есть базовый пространственный порядок, и в котором всем «заместителям» будет хорошо и комфортно, и который вызывает чувство облегчения у самого участника, послужит начальным толчком к разрешению задачи проблемы или конфликта. В конце расстановки всех заместителей спрашивают, как они себя чувствуют, затем тот же вопрос задают клиенту. Обычно клиент бывает поражен результатом, потому что он был совсем не таким, как он себе представлял.

Эксперты в области расстановок говорят, что семейные расстановки не требуют сложного терапевтического языка или проведения постоянных консультаций. Они могут быть полезны в больницах, тюрьмах и в образовательных центрах. А сам подход может заинтересовать людей профессий, связанных с психологией, социальной работой, социологией, медициной, образованием и юриспруденцией.

Но некоторых возмутили заявления Берта Хеллингера и его подход: «Я делаю только одну расстановку для клиента, после этого я уже не забочусь о них». Этот взгляд был основан на феномене, что, когда семейная тайна раскрывается, и правда выходит наружу, человек сразу же занимает правильное положение в своей семейной системе. Любое возвращение назад и дальнейшие расспросы о прошлом человека способны снова вернуть его в положение жертвы – травмированного ребенка. Берт Хеллингер считал, что те, кто представляют себя и действуют как жертвы, не хотят перемен. Клиент также доказывает это своему терапевту, ища нового терапевта спустя годы, потому что предыдущий был «не тем». И есть клиенты, которые проходят терапию по десять или по тридцать лет — без каких-либо изменений.

2-й этап развития расстановок: с 2002 по 2006 год – «Движения души».

С 2002 по начало 2006 года «Движения души» были в центре внимания Берта и Софи Хеллингер. Обнаружилось, что движения заместителей в расстановках становились глубже, когда их редко спрашивали, как они себя чувствуют. Чем меньше их спрашивали, тем интенсивнее проявлялись спонтанные движения. Заместители мало знали о клиенте и отдавались внутреннему движению, охватывавшему их изнутри и снаружи. Этот новый подход явно выходил далеко за рамки прежних Familienstellen – классических семейных расстановок. Вопросов о чувствах, ожиданиях и страхах почти не задавалось. Расстановка или созвездие не было направлено к цели, которая была заранее определена клиентом и на достижение которой поставил себя фасилитатор расстановки. Все было предоставлено движениям, как они воспринимались заместителями — вне представлений о проблеме и решении и вообще вне психотерапии в обычном ее смысле.

Внезапно выяснилось, что, когда заместителями спонтанно движет «другая сила», легче раскрываются семейные тайны, то что на самом деле тайно происходило в семьях. Заместители начинали чувствовать себя медиумами, «одержимыми» и движимыми «другой» силой. Фасилитатор расстановки также следил за этими движениями и позволял силе себя схватить, направить и вести за собой.

3-й этап развития расстановок: с 2006 по 2016 год – «Движения Духа».

«Духовная семейная расстановка» или «Движения духа» была разработана и применялась Бертом и Софи Хеллингер в конце 2006 года. Это развитие сопровождалось новым пониманием концепции человеческой души и духа, но, прежде всего, новым пониманием пределов человеческого сознания. Оказалось, что эти семейных созвездий применимы ко всем видам отношений отношениям, далеко за пределами лично клиента и за пределами его семьи.

В отличие от «Классической семейной расстановки», фасилитатору расстановок «Движения духа» требуется очень мало информации от клиента о нем самом, но требуется многолетний опыт работы с расстановками. Фасилитатор подключается к большому духовному полю и затем интуитивно сам (вместо клиента) выбирает заместителей. Заместителям предлагается отключить свой разум и подождать, пока их непреодолимо охватит движение. Следуя этим импульсам внутреннего движения духа, заместители движутся очень медленно. Ведущий расстановки практически не вмешивается в происходящее. Иногда он добавляет отсутствующего заместителя или заменяет его, потому что он не вносит в расстановку свое собственное намерение. В конце фасилитатор расстановки сам вводит клиента в расстановку.

Такие расстановки могут оставаться «открытыми» или казаться «незавершенными». Но в душе они продолжают работать годами. Фасилитатор решает, когда расстановка будет завершена.

4-й этап: с 2017 г. - сегодняшние оригинальные Hellinger® Familienstellen

С 2017 года практикуется только так называемый Original Hellinger ® Familienstellen Берта и Софи Хеллингер. По сути, этот подход был разработан Софи Хеллингер. Сегодня в Hellingerschule преподается только этот вид Familienstellen. Новая Семейная расстановка представляет собой процедуру работы в образном пространстве клиента, в котором представлены члены семейной системы, сотрудники компании, чтобы изучить динамику этих связанных лиц. Созвездие служит человеку для раскрытия подоплеки неудач, болезней, дезориентации, пагубных привычек, агрессии, тоски по смерти и многого другого, в частности – пагубные убеждения (запреты, драйвера и предписания), унаследованные от родителей. Эти убеждения мешают личностному развитию и росту, ограничивают проявления подлинной личности. В Оригинальных семейных расстановках скрытые убеждения выявляются, чтобы подвергнуть их критике, отпустить или переформулировать. Расстановка выводит на поверхность запутанные ситуации в системах исходных или нынешних семей, чтобы разрешить их.

5-й этап: с 2018 г. 

Original Hellinger® Familienstellen под единоличным руководством Софи Хеллингер В 2018 году в возрасте 92 лет Берт Хеллингер ушел из общественной жизни и передал свою работу, все свои обязанности и свои доли в совместной компании своей жене Софи.

Берт Хеллингер мирно скончался в своем доме 19 сентября 2019 года.

Как проводится системная терапия расстановками? 

Семейна растановочная терапия является способом «обработки процессов, выходящих за рамки традиционной терапии» и основанный на «немедленной обработке невербального опыта» (Stiefel et al., 2002, с. 39). Ниже приводится типичный набор шагов, включаемых в процесс семейной расстановочной терапии (Cohen et al., 2019):

  1. Семейный расстановочный терапевт возглавляет группу, которая изначально друг другу неизвестна.
  2. Каждого участника просят, по очереди, задать группе вопрос или утверждение для «констелляции» (акта проведения расстановочной терапии).
  3. После краткого интервью участник (клиент) выбирает членов группы, которые будут представлять людей в своей семейной системе.
  4. «Клиент направляет каждого человека в определенную позицию, лицом в определенном направлении. Пространственная конфигурация отражает текущий опыт клиента в отношении его или ее семьи» (Stiefel et al., 2002, стр. 39).
  5. После создания группа остается тихой и неподвижной. Каждого члена просят почувствовать мысли, эмоции и физические ощущения члена семьи, которого он представляет.
  6. Затем ведущий добавляет еще одного члена группы, который будет представлять несколько поколений семьи.
  7. Пустые места в созвездии указывают на пропавшего или исключенного члена семьи.
  8. Когда ведущий заполняет каждое пространство представителем, другие участники чувствуют физическое облегчение.

В групповой системной терапии также используется пркатика «облегчения связи с расширенной и коллективной семейной душой (предками)», вовлекая их в выбор членов группы, которые будут представлять своих родственников по материнской и отцовской линии (Geils & Edwards, 2018, стр. 225). Каждый член группы представляет и реагирует как воплощенный опыт предка, чтобы помочь клиенту (или «потомку») сформировать более глубокую родовую связь (Geils & Edwards, 2018).

Практика  прощения прошлых проступков, возможно, на протяжении нескольких поколений внутри (или за пределами) семьи клиента очень важна для успешности терапии. Клиент размышляет о травме, нанесенной ему или его предку отдельным человеком (или группой, идентифицируемой или неизвестной), и практикует прощение агрессора. Такая деятельность может быть особенно исцеляющей и преобразующей для детей тех, кто стал жертой расовой, этнической или гендерной травмы.

Преимущества системной терапии расстановками

Преимущества системной семейной терапии расстановками включают в себя: 

  • Освобождение и отреагрирвание подавленных или отключенных чувств
  • Когнитивное понимание токсичных моделей поведения
  • Позитивные изменения в поведении
  • Более здоровое общение 
  • Создание пространства для обработки прошлых травматических событий
  • Лучшее понимание того, как семьи влияют на принятие личных решений.
  • Лучшее понимание динамики отношений между разными членами семьи.

Расстановочная терапия является потенциально эффективным методом психологической помощи для клиентов, помогая им глубже понять себя, свои отношения и общее семейное прошлое

Я использовал основы метода расстановок для создания интегративного метода образных системных растановок для бизнеса. 

Литература

  • Cohen, D. B., Blefeld, E., & Krost, B. (2019). Family constellation enrichment croups. In J. Lebow, A. Chambers, & D. C. Breunlin (Eds.), Encyclopedia of couple and family therapy (pp. 1039–1041). Springer.
  • Dennison, A., & Powell-Watts, L. (2021). Ancestral healing in psychotherapy. Spirituality in Clinical Practice, 8(3), 188–194.
  • Geils, C., & Edwards, S. D. (2018). Extended family constellations workshop efficacy on intuition measure and experience. Journal of Psychology in Africa28(3), 224–228.
  • Hellinger, B. (2000). Der Schaffensprocess [The Creative Process]. Praxis der Systemaufstellung, 2, 11–18.
  • Hellinger, B., & Ten Hövel, G. (1999) Acknowledging what is: Conversations with Bert Hellinger. Zeig Tucker & Theisen.
  • Springer.Konkolÿ Thege, B., Petroll, C., Rivas, C., & Scholtens, S. (2021). The effectiveness of family constellation therapy in improving mental health: A systematic review. Family Process60(2), 409–423
  • Longo-Lockspeiser, L. (2018). Meaning making through family constellation work. In D. Trimble (Ed.), Engaging with spirituality in family therapy: Meeting in sacred space (pp. 89–106). Springer.
  • Schneider, J. R. (2007). Family constellations: Basic principles and procedures (C. Beaumont, Trans.). Carl-Auer-Systeme Verlag.
  • Stiefel, I., Harris, P., & Zollmann, A. W. (2002). Family constellation: A therapy beyond words. Australian and New Zealand Journal of Family Therapy23(1), 38–44.
Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/