Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

чувство вины

Чувство вины

Вина - это всепроникающая эмоция, которая, если ее не разрешить, может повредить психологическому и духовному развитию человека. Классическая вина определяется как «самоупреки в сделанном или в несделанном», «ощущения заслуживания порицания или наказания». Чувство вины порождается конфликтом между представлением о том, как человек должен поступать, и как он поступает на самом деле. Вина может быть реальной или воображаемой.  Вина может не ограничивается одним определенным действием или событием, а может носить размытый и неопределенный характер.

Чувство вины почти всегда имеет сильный социальный контекст. Исторические, религиозные и идеологические нравы постоянно меняются и влияют на опыт вины, передаваемый культурой. При этом вина не универсальное чувство: то, что заставляет одного человека чувствовать себя виноватым, может совершенно не вызывать у другого человека чувства вины. 

Что такое вина в психологии?

Психология много изучала чувство вины. Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что мы чувствуем себя виноватыми, когда существует разрыв между нашим моральным сознанием (Супер-Эго) и нашими врожденными желаниями и импульсами (Ид). Он считал, что невротическая вина является основным фактором всех психологических проблем. По его мнению, чувство вины всегда является негативным и переживается как внутренний конфликт, одной из главных целей которого является самонаказание. "Мотивированные» чувством вины, мы действуем таким образом, что удерживают нас от некоторых действий, которые мы считаем неправильными (ложь), и вынуждают нас совершать действия, которые мы считаем правильными".- Карл Густав Юнг писал о чувстве вины, как об основном механизме регуляции поведения в рамках принятых морально-этических норм. При этом Юнг описал возможность «хорошей вины» когда человек, будучи «плохим в моменте», выбирает свободу от «гнетущих правил» и новые решения, которые приводят к его личностному росту. Например, решение о выходе из тяготящего брака, отказ от следования нормам тоталитарных обществ.

Однако по мере продолжения исследований психологи стали определять вину и другим образом. Хелен Блок Льюис написала этапную книгу «Стыд и вина при неврозе» (1971), в которой утверждалось, что чувство вины может иметь положительные последствия, в отличие от связанного с виной чувства стыда. Ее исследование продвигало идею о том, что «вместо того, чтобы мотивировать желание спрятаться (как при стыде), вина обычно мотивирует репаративное поведение: признание, извинения или как-то возмещения причиненного вреда».

С точки зрения психосинтеза гнев и вина возникают из-за неудовлетворенных ожиданий по отношению к другим и к себе. Жертва насильственного преступления, например, может ожидать, что она "должна была" избегать ситуации или вести себя иначе, чтобы предотвратить жестокое обращение или нападение. Гнев на обидчика превращается в гнев на самого себя и приводит к сильному самообвинению или чувству вины. Эта вина становится сложной проблемой при восстановлении человека после травматического события. И освободиться от нее возможно лишь освободившись от несбыточных ожиданий, как в отношении самого себя, так и в отношении  других. Во многих случаях такие ожидания связаны с травмированными частями личности или субличностями . При работе с виной приходится разбираться с травмами и ожиданиями каждой из них, чтобы клиент смог освободиться от своих ожиданий, как от себя, так и от других, чтобы могло произойти прощение. Поскольку эмоции являются формой психической энергии, они подчиняются законам преобразования энергии и поэтому не могут быть уничтожены. Их можно только преобразовать, а гнев и чувство вины необходимо преобразовать в любовь, чтобы произошло полное исцеление. Задача терапевта — помочь в трансформации этой энергии. 

Экзистенциалисты рассматривают вину не как невротическую черту, восходящую к раннему детству (личность, которой не следует иметь), а как личное ощущение «упущенных жизненных возможностей». Кроме того, существует трансперсональная точка зрения, которая может рассматривать вину как ответ на сигнал "Мудрого Я", предупреждающий человека о более тщательном изучении его мыслей, мотивов и действий.

При этом, хотя чувство вины действительно может иметь положительный мотивирующий эффект, слишком сильное чувство вины связано с рядом проблем с психическим здоровьем. Это чувство может являться симптомом в рамках депрессии, тревожных расстройств и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Чем выше уровень вины, тем тяжелее состояние пациентов. Прогресс лечения обычно связан с уменьшением чувства вины. 

Вина сама по себе является фактором, способствующим развитию широкого спектра психических проблем, таких как депрессия (которую психоаналитики считают застывшим гневом), нарушения сна, усталость, компульсивное переедание, деструктивное сексуальное поведение и зависимость от психоактивных веществ. 

Чем не является вина: это не стыд

Теперь, когда мы знаем, что такое вина, важно понять, чем она не является. Вину часто путают со связанной с ней эмоцией стыда, но это совершенно разные эмоции. Обе эмоции сосредоточены на себе, а это означает, что они заставляют нас все больше и больше думать о себе. Однако вина сосредоточена на действии, а стыд — на проблеме идентичности и самооценки. Когда нам стыдно, мы чувствуем, что наши поступки делают нас «плохими» людьми. Когда мы чувствуем себя виноватыми, мы чувствуем, что то, что мы сделали, было неправильным. Другими словами, вина не угрожает нашей основной идентичности», но стыд представляет для нее серьезную угрозу.

Эти два чувства также обычно приводят к совершенно разным поступкам: вина может позволить восстановить и удушить социальные отношения, через исправление и компенсацию причиненного вреда, а стыд нарушает социализацию, так как человек замыкается в себе. Стыд связан с гневом, направленным на себя самого, а чувство вины связано с эмпатией.

психология чувства вины и стыда

Может ли чувство вины быть хорошим?

Из-за того, что это неприятное чувство, чувство вины имеет плохую репутацию. Но исследования в области психологии показывают, что чувство вины может подтолкнуть нас к позитивному поведению. Вина связана с помогающим поведением, когда мы чувствуем себя виноватыми, мы с большей вероятностью поможем кому-то другому. Чувство вины также может сделать нас более честными. Кроме того, чувство вины может сделать нас более склонными к эмпатии – сочувствию и способности понимать чужие чувства и точку зрения. Когда мы чувствуем эмпатию, мы с большей вероятностью поможем кому-то и будем меньше злиться на него. Исследования показали, что, чувствуя вину (а не стыд), мы больше сочувствуем человеку, которого обидели.

Однако само наличие чувства вины может быть индульгенцией и одновременно «платой», чтобы ничего не менять: «Я же страдаю от вины – этого достаточно».

Комплекс вины

Комплекс вины возникает, когда у человека есть постоянная убежденность в том, что он сделал, делает или будет делать что-то не так. Комплекс вины может возникнуть из воображаемой или воспринимаемой вины. Такое мировоззрение может возникнуть в результате воспитания, в котором ребенка заставляли чувствовать вину за обычные переживания, такие как грусть, гнев или нормальные потребности развития (например, изучать собственные половые органы, заниматься самоудовлетворением, проявлять интерес к противоположному полу и т.п.). Также чувство вины может возникнуть, когда вас обвиняют в вещах, которые на самом деле находятся вне вашего контроля или за которые несут ответственность другие. Например, в случае «вины рождения» мать внушает ребенку, что он виноват в том, что она страдала во время родов или что ее муж ушел из семьи. Очень часто чувство вины возникает из-за нарушения иррациональных родительских предписаний: «Не чувствуй», «Не сближайся», «Не будь умной» и т.п. Использование вины является одним из наиболее распространенных способов манипуляции другими, чтобы заставить других действовать определенным образом или совершить определенное действие. Это особый тип тактики запугивания и манипулирования, который удерживает людей в ловушке неуверенности в себе и тревожного состояния. Наиболее ярким примером является использование «первородного греха» или концепции грехов для манипулирования паствой религиозных организаций.

Формирование чувства вины

Чувству моральных и этических норма ребенок учится у родителей. Исследователи утверждают, что это начинает происходить уже в возрасте 3 лет. Одна из теорий, которая может помочь объяснить, откуда берется чувство вины, — это восемь стадий психосексуального развития Эрика Эриксона. Как раз третья стадия объясняет, откуда берется наше чувство вины. Этот этап, «инициатива против вины», относится к дошкольному возрасту — от 4 до 5 лет. На этом этапе мы проявляем инициативу и учимся новому. Мы начинаем больше контролировать себя и взаимодействовать с большим количеством людей в новых социальных условиях. По мере того, как мы учимся на этих социальных взаимодействиях, мы либо чувствуем побуждение проявлять больше инициативы, либо чувствуем, что потерпели неудачу, либо нам сообщают об этом. Если мы воспринимаем неудачу, мы чувствуем себя плохо, и может развиться чувство вины.

Одна из современных психологических моделей предполагает, что вина возникает на основе следующих элементов:

  • Чувство ответственности за случившееся
  • Чувство нарушения ваших личных стандартов или ценностей
  • Отсутствие оправданий тому, что вы сделали (или не сделали).

Симптомокомплекс вины включает в себя:

  • Эмоциональный компонент: угнетенность, подавленность, страдание.
  • Когнитивный компонент: анализ действия или бездействия, осознание конфликта между «должен» и «сделал», сожаление и раскаяние, низкая самооценка.
  • Мотивационный компонент: желание исправить или компенсировать содеянное.
  • Психосоматический компонент: головные боли, нарушения сна, тяжесть в животе.

Реальная и воображаемая вина

Реальная вина – чувство вины, являющееся психологическим последствием действия (действий) или бездействия, результатом которых стали негативные последствия для других людей.

Реальная вина может быть деонтологической, возникающая в результате нарушения собственных ценностей или морали. Другой вид вины – альтруистический, возникающий за причинение вреда другому человеку или людям.

Если вина действительно реальная, то для облегчения состояния и искупления вины следует выполнить следующие шаги – с помощью психолога, священника или самостоятельно:

  1. Признать факт нанесения вреда (вреждений) другим людям, животным, обществу и т.п.
  2. Найти и признать мотивы своих действий или бездействия
  3. Прийти к искреннему раскаянию (чаще с помощью психолога или священника),
  4. Озвучить свое намерение отменить или отозвать причиненный вред (вреждение),
  5. Искупить причиненный вред реальными действиями или компенсировать его косвенно.
  6. Отказаться от самонаказания за свои «грехи», и не позволять никому наказывать вас (кроме как по решению суда). Для отказа от самонаказания может потребоваться помощь психолога.
  7. Вернуть себе в результате всего утраченное самоуважение.

Отрицаемая, подавленная или вытесненная реальная вина

В этом случае в результате действия примитивных механизмов психологической защиты реальная вина не признается, подавляется или вытесняется. В этом случае ответственность за собственные действия не принимается, а собственная вина, нередко, проецируется на других. Этот механизм реализуется за счет травмированной и выживающей саботажной части личности. Основная задача саботажной части – уберечь от повторного соприкосновения с травмой травмированную часть личности – Жертву. Поэтому Саботажник изо всех сил удерживает травмированную часть от соприкосновения с виной. В психодиагностике, например, при тестировании MMPI (СМИЛ) такие люди показывают высокие баллы по 4-й шкале (психопатии). При значительном расщеплении и формировании пограничной организации личности. Для таких людей характерно:

  • Неприятие и отрицание существования вины
  • Отсутствие совести как морального регулятора поведения
  • Отрицание существующих морально-этических и правовых норм («моя жизнь – мои правила»)
  • Проявления агрессии к любым препятствиям на пути к цели
  • Не считает необходимым учитывать интересы других людей
  • Создает собственную («суверенную») жизненную философию, оправдывающую его действия

Терапия в данных случаях чрезвычайно затруднена. Однако в некоторых случаях удается помочь клиенту выразить подавленное или вытесненное чувство вины и, через искреннее раскаяние вернуть себе чувство самоуважения.

 Воображаемая вина встречается едва ли не чаще, чем реальная. Причем, если реальную вину можно искупить, то избавиться от воображаемой вины можно разве лишь в ходе психотерапии.

Источниками чувства вины без реальных на то оснований служат:

Родительские предписания, например, «Ты - плохая девочка, дочь…». Такую вину родители используют как средство психологического контроля детей. Такая вина, поскольку в обычной жизни не может быть искуплена (из-за принятого интроекта преследующего (обвиняющего) родителя), передается из поколения в поколения, служа основой трангенерационных травм.

Родительское предписание «Не живи» может проявляться в виде вины за рождение, которую принимает ребенок на себя:

  • Вина за факт рождения («если бы не ты, я бы…»)
  • Вина за несвоевременное рождение («из-за тебя не закончила институт»)
  • Вина за рождение не того пола («хотели мальчика, а ты – девочка»)
  • Вина за неправильное рождение (кесарево сечение и т.п.)

Экзистенциальная воображаемая вина является лишь формой самонаказания и не побуждает человека к развитию. Это вина:

  • Перед самим собой за недостаточные достижения («Я не достиг всего, что бы»)
  • Перед другими за недостаточное служение им («А что ты сделал для Родины?»)
  • Перед Богом («Я недостаточно служил Всевышнему»)

Воображаемая вина гиперответственности, например, вина за то, что другие живут плохо (вина за голодающих детей Африки, исчезающих животных и т.п.), которая может быть проявлением синдрома Спасателя

Воображаемая вина выжившего

Вину выжившего могут испытывать люди, которые стали свидетелями смерти других и остались живы». Особой формой вины выжившего является вина при синдроме исчезнувшего близнеца, когда выживший сиблинг испытывает необъяснимое чувство вины. Руминация является одной из ключевых частей вины выжившего. Руминация — это размышление о событии снова и снова, которое становится настойчивым и отвлекает от настоящего момента. Руминация также является фактором других проблем с психическим здоровьем, таких как развитие депрессии и тревоги. Во многих смыслах чувство вины выжившего является чрезмерным бременем, потому что зачастую исход травматического события нельзя было изменить.

Воображаемая ассоциативная вина

Ассоциативная вина – это «ответственность за проступок», которая возлагается на невиновного человека исключительно потому, что он или она имеет какую-то связь с действительным виновником. Другими словами, мы можем считать людей виновными или самих себя считать виновными просто потому, что у нас есть связи с кем-то, кто сделал (или не сделал) что-то не так. Например, представители белого населения США могут испытывать вину перед афроамериканцами в связи с рабовладельческим прошлым или синдромом BLM.

Психологическая помощь при воображаемой вине

Если от реальной вины можно избавиться самостоятельно или с помощью священника, то с воображаемой виной не поможет даже священник, так как без осознания истинных причин воображаемой вины, от нее будет не избавиться.

Психолог поможет найти и осознать истинные причины чувства вины и показать бесперспективность инвестиций в это чувство и стратегию самонаказания. При воображаемой вине рождения с клиента снимается ответственность за собственное появление на свет. При этом человеку помогают принять себя родившегося как достойного жить без всяких условий, как имеющего безусловное право на жизнь и право быть самим собой.

При вине, вызванной родительскими предписаниями, клиента освобождают от дравйеров и запретов от родителей и дают конструктивные контрпредписания. При необходимости проводится работа по репарентингу и созданию любящего родителя в самом себе для своего внутреннего ребенка.

Что такое прощение?

Прощение - это универсальный способ освободить себя от обиды, вины и гнева. Прощать - не означает избавлять другого или себя от ответственности. Ответственность и возмещение реального вреда должны быть отделены от прощения. "Простить" означает отменить требования и ожидания, которые человек предъявляет к другим или к себе и освободить подавляемый или сдерживаемый в обиде гнев. Такая фиксация обиды и гнева поглощает ресурсы человека и препятствует его личностному росту и развитию. Кроме того, невыраженный гнев и ожидание кары для обидчика приводит к формированию психологической зависимости обвиняющего от обвиняемого.

Простить не означает забыть прошлое и не означает оправдание действий. Прощение идет через поиск и работу со скрытыми ожиданиями от себя или других.  При этом, часть из  таких удерживаемых человеком ожиданий могут быть совершенно разумными и нормальными. Однако они не сбылись и, вероятно, никогда не сбудутся. Отмена ожиданий высвобождает психическую энергию, потребляемую подавляемым гневом и другими негативными эмоциями, связанными с виной и обвинениями. Прощение приводит к готовности взять на себя ответственность за себя и позволить отдать другим свою ответственность за себя.

Выгоды отказа от прощения: 
  • Отказ простить кого-то позволят оправдывать свое бездействие и отказываться от ответственности.
  • Отказ от прощения извиняет отсутствие саморазвития и работы над собой. 
  • Отказ от прощения позволяет получать сочувствие как жертве и манипулировать другими.
  • Удержание гнева порождает ложное чувство силы, хотя требуется больше мужества и силы, чтобы отпустить гнев и преобразовать его в любовь.
Сценарий прощения другого и самопрощения
  • Подумайте о болезненных событиях или ситуациях, в результате которых вы гневаетесь на себя или на других. 
  • Углубитесь в воспоминания и выявите скрытые ожидания, которые были связаны с этими ситуациями. Посмотрите, как части вашей личности (кто внутри вас) могут быть источниками или носителями этих ожиданий. 
  • Представьте объект своей обиды и гнева перед собой (себя же или другого). 
  • Обратитесь к нему со следующими словами - лучше вслух:

Я выбираю не наказывать себя и не чувствовать себя обиженным или расстроенным за то, что ты сделал (или не сделал). 

Я бы предпочел, чтобы ты сказал (или не сказал), сделал  (или не сделал) следующее _____________________________ .

Но ты этого не сделал (не смог сделать), и я не могу на это повлиять.  Поэтому я выбираю следующее:   Я отменяю все требования, ожидания и условия, которые я выдвигал к тебе чтобы ты ____________________________________________, тогда и сейчас. Я отменяю требование, чтобы ты вел себя, думал и чувствовал определенным образом. Ты сам несешь полную ответственность за свои действия и поступки. 

Я принимаю тебя таким, какой ты есть. (В случае работы с собой добавляем - Я люблю и принимаю тебя таким как ты есть без всяких условий). 

Затем осознайте свое тело, почувствуйте, как оно себя чувствует и держится ли оно за какие-то ожидания или требует, чтобы кто-то был другим. Если тело не чувствует освобождения, появляются телесные симптомы, повторите процесс снова, продвигаясь по процессу для каждого обнаруженного ощущения в теле. Важно, чтобы каждое ожидание и каждая обида рассматривались отдельно. 

Иногда приходится работать с субличностью, запутавшей ожидание расплаты и гнев в свой  жизненный сценарий. Этот сценарий можно выявить, спросив часть личности, что произойдет, если она освободится от своих ожиданий. Ответ может быть таким: «Я бы стал никем», «Я бы стал уязвимым», «Я был бы смешон». 

Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/