Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

работа с предками в психотерапии

Работа с предками

Всем известно, что существуют определенные физические и психологические реалии смерти. Однако большинство людей также верят в некую загробную жизнь или непрерывность существования сознания после физической смерти. Возможно, поэтому мы несем в своем теле и душе истории, болезни, трагедии, боль и горе наших предков.

Многие из нас встречались с жизненным наблюдением, что некоторые истории имеют удивительную тенденцию повторяться, как будто судьба призывает нас лучше понять их. Особенно это касается историй, которые не были завершены. Словно, как только мы поймем их истинное значение, мы сможем, наконец, прожить их, интегрировать полученный через них опыт и перестать их повторять, перевернув страницу нашей истории и начать новую главу в нашей жизни. Этот принцип можно соблюдать не только на индивидуальном уровне, но и в более широком, семейном, коллективном, даже национальном масштабе. Как сказал Уинстон Черчилль: “Те, кто не извлекает уроков из истории, обречены повторять ее”.

Многократно заставляя нас проживать одни и те же проблемы, этот принцип повторения заставляет нас быть внимательными к неразрешенным историям. В то время как мы, возможно, наконец, сможем решить некоторые из этих трудностей, другие остаются загадками, решения которых, похоже, ускользают от нас.

Каким бы удивительным это ни казалось, нам нужно понимать, что незаконченные истории из прошлого не просто растворяются в воздухе. Когда мы подавляем или забываем подобные истории, это не означает, что с ними покончено или что мы с ними разобрались. Напротив, они с большей вероятностью передадутся следующему поколению из-за попыток подавить, отрицать или забыть их. Эти незаконченные истории составляют “прошлое, которое не является прошлым”, как долг, который рано или поздно придется отдать. Трансформированные во что-то бессознательное, эти незаконченные истории также становятся неподвластные времени, оставаясь подвешенными, и они прячутся за всевозможными симптомами, присутствующими в последующих поколениях. Поскольку люди редко осознают, что их проблемы передаются из поколения в поколение, они вполне могут передать их и своим детям. Одним из последствий бессознательного наследия, передаваемого из поколения в поколение, является то, что мы становимся чужими самим себе, отдаляемся от самих себя. Это всегда начинается с трудности быть своим истинным "Я". Если мы не интегрированы, бессознательные силы будут действовать вопреки нашим лучшим намерениям и сделают нас менее аутентичными самим себе.

Для передачи трансгенерационных травм чаще всего нужно три поколения. Все, что не было интегрировано первым поколением, становится немыслимым для следующего поколения (которое лишено прямой вербальной передачи), в то время как третье поколение может прибегнуть к отыгрыванию или другим симптоматическим формам поведения. Эта точка зрения совпадает с точкой зрения Франсуазы Дольто, которая считает, что и для возникновения психоза требуется три поколения. Другими словами, невысказанная мысль или секрет, хранимый первым поколением, может привести к невротическим наклонностям во втором поколение, а также к психотическим наклонностям в третьем.

Нескончаемые конфликты, такие как сицилийская вендетта, демонстрируют силу отчуждения между поколениями. Шекспир очень хорошо иллюстрирует это в своей знаменитой пьесе Ромео и Джульетта. Здесь Капулетти и Монтекки определяют трагическую судьбу своих детей, увековечивая конфликты столетней давности.

Поэтому, возможно, что неразрешимые жизненные трудности являются вовсе не вашими “собственными” психологическими проблемами. Некоторые из наших неразрешимых проблем являются повторением незаконченных историй наших предков, которые привели к развитию трансгенерационной (межпоколенческой) травмы. Это такие травмы, с которым наши предки не смогли самостоятельно справиться из-за тяжести, неожиданности (шокового эффекта) и недостатка собственных ресурсов. В результате неразрешенная травма передается предками потомкам в надежде, что они когда-нибудь смогут ее разрешить.

Например, отец может передать своим детям психологические последствия травмы, которую он перенес в детстве (неожиданная смерть кого-то из близких, боевые действия с массовыми жертвами, аресты, пытки и раскулачивания, выселения и т.п.), а семья может оставить в наследство последствия тайны внебрачных отношений, либо убийства кого-то из членов семьи. Точно так же целое сообщество может передать следующему поколению свои нерешенные проблемы, например, непрожитая травма революции, войны, геноцида, классовой ненависти, которую предки не захотели решать и передали на разрешение последующим поколениям. Незавершенное горевание по потерянным близким, запрет на разглашение семейных тайн, замалчивание всенародных исторических травм и подмена их разрешения предписаниями «не будьте собой», «не проявляйте себя», «не чувствуйте, что вы чувствуете, а чувствуйте то, что предписано» приводит к тому, что целые поколения подавляют свои неотреагированные эмоции и переживания, прежде всего, горе и гнев.

Все это передается потомкам в виде интроектов – обособленных областей психики, содержащих унаследованные автономные психические образования: убеждения, предписания, программы и сценарии, способы реагирования и т.п., которые человек в большинстве случаев принимает за свои собственные, хотя таковыми они не являются. Чаще всего это негативные преследующие интроекты. Хотя принято считать, что трансгенерационная перспектива подразумевает, что мы должны обратиться к прошлому, нужно понимать, что на потомков влияет не само прошлое, а скорее его текущие бессознательные последствия. Они присутствуют здесь и сейчас, поскольку стали бессознательными. Поэтому в терапии наше внимание в первую очередь направлено на анализ действия бессознательного клиента в настоящий момент и только символически - на незаконченные истории наших предков.

Мы часто не осознаем, как энергия старых семейных ран влияет на то, как мы думаем и действуем.

Вот один из примеров, из области работы с предками путем трансгенерационного анализа в терапии образной коммуникации (ТОК).

Клиентка, девушка, 28 лет страдала от бессонницы. Проблема возникла сразу после дня рождения. При этом она ощущала, что ближе к ночи ее тело становилось «ледяным» и ее начинал бить сильный озноб. Все клинические обследования не выявили никаких значимых нарушений, которые могли бы привести к подобным проблемам.

В процессе терапии были выявлены два кажущихся иррациональными убеждения, которые нарушали засыпание: «если я усну, то случиться что-то страшное», «если я усну, то я не проснусь». Попытки когнитивного переубеждения, что несмотря на страхи, девушка в конце концов все-таки засыпала, во сне с ней ничего страшного не происходило и она просыпалась живой, не привели к исчезновению странных симптомов, связанных с холодом, и к исчезновению страха смерти во сне.

Во время сессии, когда девушку попросили представить бьющую ее дрожь, она увидела образ худого изможденного небритого человека в телогрейке, лежащего на деревянных нарах, которого била дрожь. Выяснилось, что это ее прадед – заключенный сталинского ГУЛАГа, который умер от холода в лагере сразу после своего 28-летия. Эту потерю предки клиентки не смогли отгоревать, а сама тайна смерти замалчивалась, так как прадед был «врагом народа», и вспоминать его и говорить о нем было опасно для потомков во время советской власти. результате, неотгореванный предок, всеми силами «хотел проявиться», чтобы потомки вспомнили о нем, простились с ним и отгоревали.

В процессе терапии, предку сообщили, что потомки, наконец, увидели и узнали о нем. Предку разрешили выпустить из образа «тела» и из души причиненный ему сталинской системой вред, боль и страдания, больше не быть жертвой, не замораживать свои чувства, вернуть свое доброе имя и занять свое место в семейной системе без всяких исключений и оговорок, как законное по праву рождения. Клиентке же разрешили выпустить из своего тела и души боль, страдания, страх и смерть предка и, при выражении признательности за его существование, тем не менее разделить свою жизнь и его жизнь, и страдания предка, отдать ему ответственность за свою жизнь и дали разрешения решать свои проблемы за свой счет, а не за счет потомков. Членам семьи разрешили отгоревать и отпустить «забытого» предка, не отказываясь от него и не исключая его из своей семейной системы. Нарушения засыпания и страх смерти у клиентки прошли.

Наши отношения с предками

Тот факт, что человек ушел из мира живых, не делает его автоматически любящим, добрым и мудрым. Приведенный выше пример показывает относительно «невинную» попытку предка разрешить свою травму за счет потомков. Нередко, предки проявляют гораздо более агрессивные намерения в отношении потомков, застревая в тяжелых семейных конфликтах из-за ненависти, агрессии, совершенных преступлений.

Когда мы говорим об «отношениях» с давно умершими предками, это может показаться чем-то вроде мистики и эзотерики. На самом же деле современная наука подтвердила возможность передачи психических травм через поколения. Наша ДНК хранит память об опыте наших предков. Если учесть, что девочка – каждая будущая мама появляется на свет уже с готовым набором яйцеклеток, то становится понятным, как например, травмы бабушки передаются внучке практически напрямую. В последние годы исследования в области эпигенетики обнаружил, как случаи травмы (например, рабство, войны, Холокост и т. д.) и синдром посттравматического стресса могут передаваться из поколения в поколение. Исследования показали, что, когда люди переживают травму, это меняет их генетику очень специфическим и заметным образом, поэтому следующие поколения наследуют гены, затронутые травмами.

Травма может передаваться через отдельные семейные линии, а может передаваться коллективно. Многие народы прошли через травмы войн, революций, расизма, тотального семейного насилия, женоненавистничества, колониализма и рабства. Многие народы наследуют травмы, связанные с авторитаризмом и диктатурами, религиозными конфликтами, экстремизмом.

Например, если предок был жертвой геноцида, живущий сегодня потомок может нести бессознательную парадигму жертвы, чувствовать себя преследуемым или может иметь неосознанный страх перед оружием, ножами, огнем или водой. Многие люди с семейным анамнезом травм нуждаются в работе предками, разрешении их неразрешенных конфликтов и непрожитых травм, чтобы произошло личное исцеление. Конечно, мы понимаем, что в отличие от шаманизма, в психологии работа ведется с интроектами предков в психическом пространстве клиента и тем как они проявляются тем, как человек на них реагирует.

Работа с интроектами предков может быть ключом в разрешении хронических заболеваний, синдрома посттравматического стресса, семейной истории «невезения», повторяющихся жизненных сценариев и неисцеленных семейных отношений. Разрешая проблемы предков, мы разрешаем существующие в нашей жизни трудности, коренящиеся в прошлом, а также освобождаем от психологического груза своих собственных потомков, даже тех, кто еще не родился.

Насилие, инцест, зависимости, плохое здоровье и многие другие черты передаются из поколения в поколение. Эти травмы создали эпигенетический след, который необходимо очистить, чтобы наследственный паттерн перестал влиять или контролировать наше поведение или здоровье. Следы травм предков могут проявляться как:

  • Тягостные убеждения или эмоции, которые вы разделяете с другими членами вашей семьи;
  • Особенно деструктивное поведение, такое как злоупотребление психоактивными веществами, наркомания или инцест, распространенное в вашей семье.
  • Однотипные проблемы со здоровьем или однотипные несчастные случаи (например, автомобильные аварии) которые стабильно появляются в по мужской или женской линии.

Когда стоит подумать о работе с предками в рамках трансгенерационного анализа:

  • Когда в вашей жизни или в жизни членов семьи наблюдается повторяющийся дисфункциональный паттерн поведения, жизненного сценария или судьбы. Эти шаблоны сдерживают вас и мешают вам быть счастливыми или жить лучшей жизнью. Например, повторяющиеся циклы успеха, а затем потерь всего.
  • Когда вы достигли «потолка» или «дна» в своей жизни или чувствуете, что застряли и хотите двигаться дальше.
  • Несмотря на то, что вы уже давно в терапии, вы все еще чувствуете себя беспокойным, готовым двигаться дальше в личном пути исцеления, но при наличии каких-то неосознаваемых сдержек и барьеров.

В чем состоит разница между регрессионной терапией и трансгенерационным анализом в терапии образной коммуникации (ТОК)?

Действительно, чем же отличаются регрессии в прошлые жизни в трансовом (гипнотическом) состоянии и работой с интроектами предков?

При гипнотической регрессии в прошлые жизни терапевт вместе с клиентом ищут одну или несколько прошлых жизней, которые влияют на настоящую жизнь. Например, если человек боится воды, возможно, он утонул в прошлой жизни, будучи моряком, или он погиб во время наводнения. Действительно, если эта проблема затрагивает только клиента и больше никого в семье, она подходит для регрессионной терапии изменений в прошлой жизни. Регрессия и работа с травмами предков отличаются в том, что регрессия в прошлые жизни влияет только на травмы и проблемы самого клиента, тогда как решение трансгенерационных проблем помогает и другим членам семьи.

В трансгенерационном анализе клиент и психолог вместе рассматривают проблемы, затрагивающие не только клиента, но и других членов семьи. Если, например, человек страдает от травмы отвержения, и он узнает, что и его мать, тети, бабушка, братья и сестры также страдали от отвержения разыгрывали эту проблему в своей жизни, то это не просто отдельная проблема в его жизни, а семейная проблема, имеющая наследственную трансгенерационную основу.

Хотя трансгенерационная терапия работает не с настоящими «душами» наших предков, а лишь с унаследованными интроектами предков, содержащиеся в них конфликты и травмы, точно также требуют исцеления, как если бы они принадлежали самому клиенту (хотя субъективно это так и выглядит). Улучшение семейных отношений происходит благодаря освобождению от удерживаемых негативных эмоций, благодаря лучшему пониманию причин поведения и поступков наших родных и близких, изменению внутренней картины семейной системы и, конечно проработки собственных травм и конфликтов, связанных с трансгенерационными.

Личный уровень работы с предками в ТОК

В результате работа с предками позволяет улучшить физическое и психологическое здоровье, повысить интеллектуальные способности и уверенность в себе, осведомленность о семейных предрасположенностях, включая поведенческие риски для здоровья, и обретение прощения, общий компонент целостного семейного исцеления. Работа с предками также способствует самоанализу и большей ясности в отношении жизненной цели, что, в свою очередь, дает больше личного удовлетворения и ощущения смысла жизни. Знакомясь со своими предками и налаживая внутренние отношения с ними, люди начинают чувствовать себя более уверенно, чувствуя поддержку тех, кого они перестают забывать или отвергать, Более того, нередко появляется чувство здоровой гордости за свои корни и происхождение от людей, которым немало пришлось побороться за то, чтобы в конце концов вы появились на свет. «Я» лежит в основе всех этих интеграционных процессов. Это “Я” - та часть нас самих, которая привязана к настоящему моменту, откуда мы можем интегрировать "прошлое, которое не является прошлым", переписать его и вернуть себе.

Семейный уровень работы с предками в ТОК

На семейном уровне работа с предками может помочь излечить межпоколенческие паттерны семейной дисфункции. Работая с духовно яркими предками, можно начать понимать и преобразовывать модели боли и жестокого обращения и постепенно восстанавливать позитивный дух семьи. Сохраняющиеся внутренние конфликты с предками вызывают волнения среди живых членов семьи. А примирение после многих лет разногласий позволяет обрести умиротворение и получить упущенные ранее благословения. Привлечение любящих предков может стать мощным ресурсом для семьи.

Коллективный уровень работы с предками в ТОК

На коллективном уровне предки являются могущественными союзниками в проработке исторических травм, связанных с расой, полом, религией, войной и другими видами коллективных душевных ран. Недавние открытия в области эпигенетики показывают, что на самом деле боль наших предков может передаваться из поколения в поколение. В знаменательном исследовании 2013 года, посвященном биологической передаче травмы, группа исследователей из Иерусалима показала, что дети, а также внуки и последующие потомки тех, кто пережил Холокост, особенно склонны к депрессии, тревоге и кошмарам. Эта тенденция связана с биологическим маркером в их хромосомах, который отсутствует у тех, кто не является потомком переживших Холокост.

Когда мы примиряемся с предками, пережившими различные виды преследований или прибегавшими к насилию и угнетению, мы исправим нашу личную психику и семейную историю, что, в свою очередь, залатает трещины в более широком духе человечества. Это помогает нам двигаться дальше, уходя от отождествления с сознанием жертв или агрессоров, и воплощать в жизнь все прекрасное и полезное из прошлого.

Заключение 

Наши предки жили своей жизнью и произвели на свет следующие поколения. Несмотря на наше внимание к травмам и психологическому бремени, которое мы можем унаследовать от них, нам всегда есть за что благодарить их: в конце концов, благодаря им мы живем сейчас на свете. Мы - результат борьбы предков за жизнь, мы семена их надежд и мечтаний. Как их потомки, мы храним генетическую память об их жизнях на клеточном уровне. Долгие путешествия по суше и морю, спасения от войны, голода, а также репрессивных режимов, были совершены для того, чтобы создать лучшую жизнь для себя… и для нас – их потомков. И за это нужно быть им благодарным. Чтобы стать индивидуальностью, вместо того чтобы отрываться от своих предков или от своих корней, мы должны интегрировать их. Это подразумевает, что мы должны научиться обращаться с больной частью нашего генеалогического древа, найти способ символически заботиться о наших предках (семейный альбом, генеалогические записи) и сохранять их связь со своим происхождением, иногда передаваемую архетипами. Такие уроки заслуживают рассмотрения в рамках современного подхода к трансгенерационной терапии, которую я использую в рамках работы в своем подходе терапии образной коммуникации (ТОК).

Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/