Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

шаманизм и психотерапия

Шаманизм и психотерапия

В этой статье мы рассмотрим шаманскую перспективу оказания помощи при психической травме, и найдем некоторые параллели шаманских путешествий с интервенциями в современных психотерапевтических модальностях, например, с отдельными приемами, используемыми в эмоционально-образной терапии (ЭОТ). Отдельные элементы философии и техник шаманизма легли в основу следующих подходов в психотерапии: юнигианского психоанализа, психосинтеза, псходрамы, процессуальной терапии, трансперсональной терапии, психокатализа и семейных системных расстановок (к психотерапевтическим методам относится лишь частично).  Очень удачным современным назавнием терапевтических щаманских вмешательств является термин "Архетипическая трансперсональная психотерапия". 

Прежде всего, определимся с используемыми в статье терминами: 

  • Шаманизм - это древняя холистическая (целостная) система исцеления разума и тела, которая использует мультимодальные методы исцеления для восстановления здоровья человека, включая ресурсы сообщества, природы и "вселенной". 
  • Шаманизм  в современном понимании западной культуры - это психотехники, позволяющие работать с фигурами предков вне времени и пространства, используя "полевые эффекты" (квантовые, морфогенные поля и т.п.) и эффекты "полевого резонанса" в терапевтических целях в интересах клиента. 
  • Холизм - “философия целительства, которая фокусируется на единстве, хорошем самочувствии и взаимосвязи людей, событий и окружающей среды” (American Holistic Nurses Association, 2015, пункт 2).
  • Шаманы - это хранители древних знаний и техник, избираемые "духами" и являющиеся  посредниками между миром живых людей и мирами духов. Шаманы лечат телесные недуги, исцеляют душу, восстанавливая энергетический баланс и целостность личности, сообщества, природы и Вселенной (Элиаде, 2004; Харнер, 1990; Ингерман, 1991; Уолш, 2007).
  • Шаманское путешествие - это искусство духовного путешествия в невидимые миры за пределами обычной реальности сознания, чтобы получить информацию для изменений во всех сферах жизни, от духовности и здоровья до работы и взаимоотношений (Ингерман, 1991).
  • Сознание состоит из узкого динамичного потока всего, чем мы являемся в данный момент и что можем осознавать: наше восприятие внешнего мира и телесных ощущений, а также наши мысли, действия, эмоции и воспоминания” (Костанди, 2011).
  • Измененные состояния сознания - это временные, обратимые состояния, при которых структура субъективного опыта человека, а иногда и способность контролировать собственное поведение, кажутся иными, чем в обычном состоянии бодрствования. К числу измененных состояний относятся сон и сновидения, гипноз, медитативные и мистические состояния, а также состояния, вызванные психоактивными препаратами или состояниями сенсорной депривации (Farthing, 1992), 
  • Душа: жизненная сущность человека, которая бессмертна и трансцендентна материальному существованию.
  • Потеря души: уход части жизненной сущности человека из материального мира в необычную  реальность как механизм выживания в ответ на травму (Ингерман, 2008; Калшед, 2013; Виллольдо, 2005).
  • Возвращение души - метод шаманского исцеления, при котором практикующий шаман входит в измененное состояние сознания, чтобы найти потерянные части души и вернуть их в тело клиента, чтобы облегчить исцеление и провести ре-интеграцию личности (Ингерман, 1991).

Что такое шаманизм? 

Шаманизм является одним из самых ранних традиционных холистических методов исцеления, который рассматривает человека, как целостное существо, в единстве разума, тела, души и окружающей среды - как социальной, так и природной.  

По словам антрополога и шаманского целителя доктора Майкла Харнера, ученого, занимающегося преодолением разрыва между шаманизмом и современной западной медициной, историю шаманизма может можно проследить как минимум на тридцать тысяч лет назад, используя археологические и этнографические свидетельства (Harner, 1990). Термин "шаман" происходит из языка тунгусов Сибири. Известный антрополог, шаман и исследователь перуанского шаманизма, доктор Альберто Виллольдо, объяснил, что термин “шаман" определяет  "знахарей", которые являются целителями, учителями и мудрецами.

Шаманизм – это древняя духовная и целительская практика, распространенная по всей Америке и во всех традиционных культурах мира - Индии, Тибете, России, Центральной Европе. Наиболее активно практикуется сегодня в Северной и Южной Америке. Также современная практика шаманизма распространена среди коренных народов по всему миру: в Центральной Азии, Сибири, Европе, Африке, Австралии. Шаманская философия, теория и методы исцеления удивительно схожи во всем мире, несмотря на огромные географические расстояния между конкретными обществами и племенами (Harner, 1990).

В рамках этой древней системы исцеления шаманские целители используют мультимодальные интегративные  методы для восстановления здоровья человека, общества, природы, и вселенной. Исторически сложилось так, что в культурах кочевых племен шаманы считались "врачами общей практики", ответственными за общее состояние здоровья общины. Они были ответственны за исцеление своей общины и земли, определяли, когда сажать и собирать урожай, а также определяли направление миграции племени (Калвейт, 2000; Уолш, 2007).

Шаманские методы исцеления не связаны с какой-либо религиозной традицией или конкретной системой верований, а представляют собой адаптируемый набор практик, которые могут использоваться людьми в различных культурах по всему миру. Воспринимаемое некоторыми как «духовное» целительство, поскольку оно работает в "невидимом мире", шаманское целительство на самом деле коренится в двух основных принципах квантовой физики: реальность состоит из вибрационной энергии и что мы тесно, энергетически связаны со всем остальным в мире. Кроме того, шаманская точка зрения принимает во внимание научную реальность, согласно которой время и пространство в конечном счете являются субъективными понятиями, а это означает, что исцеление может произойти задним числом во многих измерениях. 

Согласно шаманизму, большая часть наших травм и дисбаланса происходит на энергетическом, или «душевном» уровне, откуда травма просачивается на ментальный, эмоциональный и физический уровни, где боль становится настолько реальной, что мы больше не можем ее игнорировать. Наиболее эффективно лечить травмы на уровне души, так как само исцеление затем распространяется на ментальный, эмоциональный и физический уровни. 

Философским основанием шаманизма является анимизм - понятие "живой вселенной".

Что такое анимизм? 

Шаманские традиции основаны на философии анимизма, то есть на учении о живой, сознательной, и способной к коммуникации вселенной. В частности, анимизм постулирует, что во вселенной все  одухотворено - то есть каждый ее элемент имеет душу. Исцеление происходит, когда шаман общается с духами, приводя клиента в состояние равновесия и гармонии, состояние, которые перуанские шаманы называют айни – ощущение правильных отношений с духом (Харнер, 1990; Ингерман, 1991; Виллольдо, 2005). Айни, равновесие, гармония и нахождение в правильных духовных отношениях с самим собой, обществом и природой могут способствовать исцелению пострадавших, особенно тех, кто страдает от последствий чувства расщепления и / или потери души. В результате клиент может исцелиться, обретя чувство интеграции и  цельности своей души, что приводит к обретению гармонии и чувству благополучия.

Что происходит с человеком при психологической травме с точки зрения шаманизма? 

Согласно шаманским верованиям, человек может пережить потерю части своей души в результате любой травмы - его душа покидает тело, чтобы защитить его от невыносимой боли. Потеря части души рассматривается как защитный механизм, который позволяет душе (жизненной энергии индивида) отделяться от человека во время травмы, чтобы облегчить переживание запредельной душевной боли (Ингерман, 1991).

В классической патопсихологии также описывается защитное расщепление психики на отдельные части, каждая из которых несет в себе отдельные воспоминания и эмоции, связанные с невыносимой травмой. Такой способ "разобрать и хранить по частям" невыносимую боль помогает человеку выжить в ситуациях угрожающих его психического и физической целостности. В эмоционально образной терапии, почти также как и во время шаманских путешествий можно обнаружить образы, связанные с потерянными частями некогда целостной души клиента : это сердца, маленькие дети, испуганные животные, птички, и даже похороненные образы себя. В задачи как шамана, так и ЭОТ-терапевта входит избавление отколовшихся частей личности от боли, страха, смертельных предписаний и решений и возврат их клиенту. Однако в отличие от ЭОТ-терапии шаман берет на себя основную часть работы, оставляя клиенту по большей части роль пассивного наблюдателя за собственным "исцелением". В эмоционально-образной терапии клиент занимает максимально активную позицию, в которой, в сопровождении психолога, активно проживает необходимые для исцеления процессы. Без собственной работы, прожития, осознания и принятия терапия не будет успешной. 

Состояние потери души можно описать как чувство расщепления, пустоты, и частичную потерю памяти на травмирующие события. Уровень травмы, которую человек испытывает или воспринимает, может оказать прямое влияние на подавленное состояние человека. чувство. Когда часть души покидает тело, она забирает с собой все свои ресурсы и жизненную энергию, оставляя индивидуума усталым, подавленным или расщепленным (Ингерман, 1991). Как только часть души покидает тело, она попадает в необычную духовную реальность, называемую шаманами верхним, средним и нижним мирами. Считается, что верхний мир - это невидимая область нашей судьбы и духов. Средний мир - это наш материальный мир, а нижний мир - это место, где проходит вся человеческая история, мир предков, мертвых и духов нижнего мира (Villoldo, 2015).

Другие симптомы потери души включают в себя:

  • Уход от общения с людьми.
  • Гнев, ярость и перепады настроения.
  • Ощущение оторванности от реальности и окружающих.
  • Психосоматические боли.

В моменты психической травмы от боли и страха часть души замирает или теряется, или, в психологических терминах  - диссоциирует. Часть психики фрагментируется и застревает в этом моменте травмы (Внутренний травмированный ребенок - Жертва в терминах эмоционально-образной терапии - ЭОТ), а часть души не развивается вместе с человеком по мере его дальнейшей жизни (Внутренний выживающий ребенок - Саботажник, по ЭОТ). Если отколовшаяся потерянная часть души не обнаружена и не возвращена вовремя, то появляются многие другие симптомы:  депрессия, зависимость, хронические заболевания, ухудшение памяти и внимания, стрессовые расстройства и тревога, панические атаки.

Отколовшиеся части души содержат все чувства и воспоминания, которые были слишком тяжелыми и подавляющими в момент травмы. Чтобы человек развивался целостно, ему необходимо безопасно интегрировать эти отколовшиеся чувства и воспоминания. Человек может годами работать над этими проблемами в "разговорном" жанре психотерапии, пробовать другие методы лечения, но, если целостность души не будет восстановлена, добиться улучшений может быть трудно. Непролеченная травма, особенно, если она шоковая и связана со смертельной опасностью, может передаваться по наследству, забирая ресурсы у потомков для ее разрешения. Последствия передачи по наследству эффектов травмы огромны, даже если они незначительно изменяются между поколениями.

Шаманские методы исцеления успешно использовались на протяжении тысячелетий, чтобы помочь людям избавиться от старых травм, эмоциональных ран, самосаботажа, родовых травм, энергетических блоков, болезней и многого другого.  

Чтобы вернуть индивиду состояние здоровья и благополучия, шаман должен отправиться в эти необычные реальности духовных миров, чтобы вернуть часть души травмированному клиенту. Шаман может помочь клиентам очиститься от нежелательных привязок к энергиям или людям, разорвать «сделки», которые они заключили, чтобы выжить, и воссоединиться со своими существенными, уникальными душевными качествами (силой, артистизмом, творчеством, уверенностью, восторгом, свободой и т. д.).  Шаман помогает клиентам совершать сдвиги как на «мифологическом» или архетипическом уровне (отпуская ограничивающие истории и рассказывая новые и питательные истории), так и на энергетическом уровне (развязывая и помогая энергии течь не только через тело, но и через всю энергию). система, освобождающая душу, чтобы следовать ее истинному курсу).

Сам шаман, образно говоря, «становится полой костью, через которую течет Дух». Это означает, что у шаманов есть практика отбрасывать свое Эго и входить в режим правого полушария мозга, необычное состояние "мудрого сердца", которое позволяет им «ясно видеть», или «ощущать», или «чувствовать» в умозрительных образах своего внутреннего психического пространства ограничивающую историю жизни, в которую попал клиент, увидеть сделки (договора), которые клиент заключил с людьми или духовными сущностями (например, с исчезнувшими близнецами или предками), чтобы выжить, связи с бесполезными и вредными энергиями или людьми, от которых нужно избавиться, и то, в чем нуждается сам клиент, чтобы воссоединить его с отколовшимися частями души, которые готовы к нему вернуться. 

Практически тот же терапевтический процесс протекает и при эмоционально-образной терапии, но, в отличие от шаманской практики, ЭОТ-терапевт слушает и ведет клиента, которого вводит в его образный мир внутреннего психического пространства, и основную работу проделывает сам клиент, а не терапевт за него. В психотерапии упор делается на осознание клиентом происходящих  процессов, выявления причинно-следственных связей и принятия на себя ответственности за свои решения, состояния и действия. В шаманской терапевтической практике у клиента более пассивная роль и максимально активная у шамана-целителя.  Также в шаманизме возможен поиск и создание опоры клиента на "условно" внешние структуры, такие как животные силы и духи-помощники, с помощью которых клиент продолжает путь исцеления, реинтеграции и укрепления.  В эмоционально-образной терапии основные опорные части ищутся, создаются и развиваются в структуре самой личности, такие как Любящий и принимающий родитель. За одним, пожалуй, исключением, в котором один из видов Любящего родителя (4-й уровень) все-таки также является трансперсональным: Источник жизни, Вселенная, Свет, Абсолютная любовь мира. 

Исцеляющие образы частей души, животных, помощников и душевных даров — это не интеллектуальные или умозрительные фантазии, а прочувствованные, прожитые переживания, из которых вытекает исцеление. Например, клиент узнает, заботится и чувствует жизнерадостность части души своего счастливого ребенка, может принять игривость и сексуальность дельфина или силу лошади. С помощью этого пережитого в образах опыта клиент может формально, вслух, с помощью шамана, церемониально разорвать старый контракт и стать свидетелем того, как он пишет новую декларацию о том, кем он является на самом деле,

Начало исцеляющей работы шамана с клиентом

Прежде чем приступить к работе шаман помогает клиенту признать свои старые, ограничивающие убеждения и принятые решения, и сформулировать терапевтический запрос. Шаман просит ответить на ряд вопросов, прежде всего, анализируя как меняется энергетическое состояние клиента, как он "отзывается" телесно: 

  • Что привело вас сюда? Почему вы наняли меня, и чего вы хотите?
  • Как ваша проблема приносит вам пользу — в чем ее вторичные выгоды для вас? Например, необходимость нести бремя сложной проблемы может освободить клиента от необходимости рисковать и делать что-то, что приносит удовлетворение. 
  • Как эта проблема ограничивает вас? 
  • Как изменилась бы ваша жизнь, если бы это больше не было бы проблемой? Как бы выглядела ваша жизнь? 
  • Что вам нужно сделать, чтобы измениться? Клиенты часто не знают об этом в начале сеанса, но узнают к концу сеанса с помощью возвращенной части души, дара, животного и помощника.

После того, как старый шаблон проблемного поведения или реакций найден и активирован, и  желание клиента сформулировано, у шамана есть много вариантов как вести работу дальше: 

  • Он может очистить энергетическое поле клиента, путем нахождения и извлечения старых вредоносные энергий или «сущностей» (аналоги интроектов в психологии), которые клиент принял давным-давно, чтобы выжить, на условиях заключенных контрактов.
  • Он помогает клиенту воссоединиться с когда-то потерянной жизненной энергией — возвращением части отколовшейся и потерянной души.
  • Он может найти "животное силы" для клиента — "животное", которое свободно обладает определенными «силами» или способностями, дремлющими в клиенте, и постоянное взаимодействие клиента с этим животным пробудит способности клиента (аналог поиска личностных ресурсов в психологии).
  • Он может найти и открыть особый дар, который поможет клиенту в личностном росте и развитии.
  • Шаман помогает заключить новый хороший жизненный «контракт» — принять клиенту новые благотворные поддерживающие убеждения и решения.
  • Шаман помогает клиенту ступить на его путь судьбы, по сути, помогая ему перейти от одной нити "мультивселенной" к другой.
  • Шаман помогает клиенту научиться опираться на настоящее.
  • Шаман может научить клиента практичным способам "заземлиться" здесь и сейчас, в своем теле, в своем нынешнем опыте, в сегодняшнем дне. Заземленность помогает сформировать основу для уверенности, силы и мира.

Шаманское путешествие и возвращение души

Шаманское путешествие - один из наиболее важных методов, используемых шаманами для исцеления. Согласно Уолшу (2007), “шаманизм - это семейство традиционных практик, занимающиеся которыми сосредотачиваются на вхождении в измененные состояния сознания, в которых они ощущают себя или свой дух взаимодействующими с другими сущностями, часто путешествуя в другие сферы, чтобы служить своему сообществу". Харнер описывает путешествие в необычную реальность как шаманское измененное состояние сознания, значительно отличающимся от  обычного состояния сознания и традиционно воспринимаемой реальности.  Это шаманское  путешествие начинается с управляемой медитации и дыхательных упражнений. Бубны, варганы, горловое пение часто используются, чтобы помочь шаману войти в измененное состояние сознания. 

Ниже я привожу описание работы современного шамана, оказывающего помощь клиенту по запросу, страдающему ночными кошмарами и мигренью:  

"Этот клиент боялся спать и был истощен недосыпанием и мигренью. Это один из редких случаев, когда я решил провести поиск души для клиентки из-за ее слабого состояния.

Чтобы начать поиск души, я вошел в легкий транс, а затем отправился за пределы времени в поисках частей души, которые были готовы вернуться к моему клиенту в то время. В этом путешествии я наткнулся на часть души, которая пряталась в банке из-под сахара на кухне в стиле 1960-х годов. Когда я спросил эту часть, почему она там прячется, мне показали серию событий, кульминацией которых стало то, что мою клиентку, тогда девочку в возрасте десяти лет, изнасиловали два мальчика-подростка. Когда я спросил отщепленную часть души девочки, хочет ли она вернуться, она ответила, что да. Затем я спросил, что часть души сможет вернуть клиентке.  Мне сказали, что часть души принесет дар невинности. Вернув эту часть души моей клиентке, я поделился с ней своим опытом. Вскоре после этого у нее появилась серия воспоминаний, в которых она вспомнила, как ее брат и его друг напали на нее и изнасиловали.

С этой клиенткой нужно было провести еще много работы, но возврат потерянной части души помог ей пройти через то место, где она блокировала информацию, вызвавшую ее дисбаланс ее состояния и клинические симптомы. Вскоре после возвращения души она смогла заснуть, а позже поняла, что ее кошмары были попытками ее бессознательного сообщить ей информацию о нападении. Она узнала, что ее попытки заблокировать эту информацию в конечном итоге  и привели к ее мигрени. При продолжении терапии моя клиентка смогла интегрировать информацию об изнасиловании, и ее режим сна нормализовался, ее кошмары утихли, а мигрени уменьшились. Сегодня она на пути к исцелению, которое еще совсем недавно казалось невозможным"

Предполагается, что во время шаманского путешествия часть души шамана покидает тело и становится путешественником в верхний, средний и нижний миры. Путешествие во времени  значительно отличается от линейного времени.  Шаманское путешествие начинается с того, что шаман формулирует свое намерение. Путешествие включает в себя три фазы: подготовку, вхождение в изменённое состояние сознания и само путешествие (Уолш, 2007). Природные объекты используются шаманом как средство для вхождения в необычные состояния иной реальности. Например, деревья часто используются для доступа как в верхний, так и в нижний миры. Душа шамана может использовать ветви дерева, чтобы достичь неба, соединиться с порталами, которые завершают путешествие, или пройти через корневую систему к подземным потокам, которые могут унести ее в мир нижний мир. Путешествие в эти необычные состояния сознания не совершается в изоляции, шамана всегда сопровождают духи-помощники и хранители  - "духовные наставники" или "животные силы" (Harner, 1990). Хранители защищают, наделяют силой и направляют шамана как в измененное состояние сознания, таки и обратно в реальность. Помощники могут принимать самые разные обличья - от фей и лепреконов до животных. Среди шаманов животных -хранителей называют "животными силы" шамана, и у каждого животного есть своя область мастерства или специальность. Работа энергетического животного состоит в том, чтобы “поддерживать физическое здоровье своего подопечного, эмоционально, ментально и духовно, предоставляя руководство и поддержку” (Ингерман, 1991). По мере того, как шаман развивается с течением времени, он учится призывать определенных животных силы, чтобы помочь в решении конкретных проблем, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Могущественные животные почти всегда помогают в возвращении души клиента.

Потерю души является адаптивной стратегией выживания при физической и эмоциональной травме (Ингерман, 1991). Это “самый разумный способ избежать полного воздействия определенного ужаса... способ свести к минимуму боль... создать безопасное место для души, где никто не сможет причинить ей боль” (Ингерман, 1991). Путешествуя среди душ в ином мире, шаман может найти потерянные части души клиента и попросить их вернуться. Если часть души еще не готова к возвращению, практикующий шаман, работая с клиентом, сообщит части души, что травмирующие обстоятельства уже завершились, ничего уже человеку не угрожает, и для нее будет безопасно вернуться и снова интегрироваться в душу клиента, что принесет облегчение и ему и самой части души.  Со временем, при более глубоком понимании того, что травмирующего события больше не существует, и более широком осознании того, что интеграция желательна, часть или части души согласятся воссоединиться со всем существом. Когда шаман будет готов к такому воссоединению, он возвращает части души обратно индивидууму. Части души реинтегрируются через систему чакр тела.

Чакры - это вращающиеся энергетические центры, которые управляют определенными системами органов тела. Сердечная и коронная чакры - это две из семи чакр в теле, расположенных вдоль позвоночного столба (Bruyere, 1994). Реинтеграция части души происходит, когда шаман использует свое дыхание (жизненную силу), чтобы вдуть части души в сердце. Сердце управляет сложными эмоциями, такими как безусловная любовь к себе и другим, сострадание, страсть и духовная преданность. Шаман также вдувает части души в коронные чакры, которые включают сознание, единство и ощущение бытия (Ингерман, 1991).

Как только части души возвращены, индивидууму должно потребоваться некоторое время, чтобы ощутить реинтеграцию. Реакция на реинтеграцию части души может быть столь же разнообразной, как и процесс возвращения души. Отдельные люди могут испытывать радость, чувство связанности и интеграции, в то время как другие могут испытывать печаль или вообще ничего не чувствовать. Хотя ответ на реинтеграцию души часть может меняться, ее возвращение повышает осознанность, облегчает интеграцию и приводит к исцелению.

В этом состоит значительное отличие от практики ЭОТ, где ни терапевт, ни клиент целенаправленно не входят в измененное состояние сознания, сам транс не является самоцелью, и работа большей частью ведется на сознательном уровне. Однако, даже во время сеансов ЭОТ могут наблюдаться самопроизвольные вхождения и терапевта и клиента в транс различной глубины в отдельные моменты сессии. Трансовому состоянию способствуют  прежде всего фиксация на внутренних образах клиента, диссоциация между частями личности, возрастная регрессия. В отличие от шаманского подхода в ЭОТ путешествие в мире образов своего внутреннего психического пространства совершает сам клиент под руководством психолога, а сам терапевт может к нему присоединяться или нет - смотря по его готовности и наличию ресурсов для такого вида работы.  

Шаманская лечебная терапия потенциально может принести пользу людям, пережившим травмирующие события, благодаря осознанной реинтеграции утраченных частей души и восстановлению целостности души, жизненной энергетической сущности индивида, особенно в тех случаях, когда традиционные психологические подходы оказываются не очень эффективными. 

Если практика ЭОТ доступна большинству прошедших специальное обучение психологов, то шаманские практики доступны лишь тем, кто обладает особым даром и имеет благословение на контакт с миром духов. Такие люди могут иметь духов-помощников из числа предков или умерших, погибших (неродившихся) близких, которые помогают шаманам в духовном мире. Еще одна интересная параллель - это обнаруженная в одном исследовании закономерность, что среди психологов чаще всего, по сравнению с другими профессиями, встречаются люди, имеющие "исчезнувшего" близнеца или сиблинга

Основные отличия традиционной психотерапии от трансперсональной психотерапии на основе шаманизма

И шаманизм, и психотерапия направлены на исцеление души человека. В психотерапии понятие "души" в основном подменяют термином "психика", хотя по сути своей это идентичные понятия. Однако пути и философские подходы шаманизма и психотерапии к исцелению души могут кардинально отличаться. Основным недостатком традиционной психотерапии являутся отстутствие в ней духовного трансперсонального измерения. Трансперсональная психотерапия является интеграцией традиционной психотерапии и подходов, принятых в шаманизме. Важно, что основанная на шаманизме психотерапия также имеет существенные отличия от традицонных шаманских практик, а трансперсональный психотерапевт не является шаманом в исходном смысле этого термина.  Терапевт (традиционный или трансперсональный)  сам, по собственной воле, принимает решение стать психотерапевтом.  У традиционного же шамана такого выбора нет. Для этой работы его выбирают духи. В шаманских культурах люди начинают учиться шаманству, только если так хотят духи. И если человек избран духами, то, как говорит традиция, цена отказа от такого призвания очень высока - "шаманская болезнь" самая небольшая из возможных проблем.

Динамика терапии во времени и пространстве

Первое отличие между трансперсональным шаманским и традиционным подходом в психотерапии состоит в том, что традиционная психологическая помощь разворачивается в динамике времени, а шаманизм позволяет работать с пространственными структурами вне линейного времени. Психологический терапевтический процесс всегда рассматривается как постепенное развитие в течение определенного периода времени. Шаманизм позволяет  исцелять в значительно более короткие сроки - условно говоря, время в шаманском терапевтическом пространстве не линейно, а вертикально - в одной точке может находиться весь диапазон временной шкалы. Исцеление на основе шаманского подхода направлено на исследование и коррекцию пространственного положения всех элементов внутренних и внешних систем, имеющих отношение к запросу клиента. Шаманская терапия проводится вне времени: в один момент и терапевт и клиент могут находиться как в здесь и сейчас, так в будущем, так и в прошлом. 

Шаманское исцеление происходит посредством переживания пространства, так что процесс исцеления может занять очень короткое время. Исцеление происходит не во времени, а в терапевтическом образном или "священном" пространстве, структура которого проясняется во время терапии. Это терапевтическое пространство объединяет видимый и невидимый миры. В этом пространстве может не быть разделения на объект и субъект: в нем символы и образы способны превращаться в тех, которого они обозначают и активно участвовать в терапевтическом процессе. Обычно в шаманском подходе исследование структуры пространства клиента позволяет выявить наличие и положение психических сил и энергий, частей души клиента и имеющих к нему отношение других людей, как живущих, так и умерших.

Терапия заключается в восстановлении исходного здорового состояния энергий и частей души клиента. Например, вследствие расщепления в травме, клиент может терять, забывать, подавлять, отдавать и даже "хоронить" части своей души, либо это может быть следствием воздействия других людей. Клиент может принимать в себя части и энергии других людей. Терапевт, работающий в шаманском подходе, может заниматься поиском и возвратом утраченных частей души клиента, освобождением его от частей и энергий других людей. Когда все будет находиться на своих местах, здоровье начнет восстанавливаться, а жизнь клиента - налаживаться. По окончании шаманской работы клиент и терапевт возвращаются из терапевтического пространства в обычное линейное время, в здесь и сейчас. В отличие от психологического терапевтического процесса, в шаманском нет постепенного развития. Исцеление в шаманизме — это непосредственное разовое событие. Оно не всегда может быть удачным. И оно не может быть универсальным - когда "оптом" решаются все проблемы. Каждый симптом, каждая отдельная проблема может иметь сою собственную пространственную конструкцию, обуславливающую их возникновение и существование. В шаманском подходе приходится обращаться к каждому элементу отдельно, чтобы вернуть энергии и части в исходное здоровое состояние.

Различия в позиции традиционного психотерапевта и терапевта работающего в шаманском подходе

Шаманский подход подразумевает экспертность терапевта в существующем порядке исцеления, основанном на трансперсональной (выходящей за пределы личности) философии. Работающий в этом подходе специалист способен привлекать  требуемые в определенных ситуациях силы, энергии, духовные и божественные элементы, души предков и других людей, животных - все что может быть необходимо для исцеления. Ответственность за организацию терапии лежит на специалисте, но ответственность за исцеление — на самом клиенте и его возможности взаимодействовать со всеми привлеченными в терапевтическое пространство духовных элементах. Терапевт лишь дает возможность клиенту войти в мистическое трансперсональное пространство, направляя и поддерживая его там. Клиент входит в это вневременное пространство, в котором терапевт делает зримой структуру духовного мира. Личность шаманского терапевта практически не влияет на процесс исцеления - терапевт остается нейтральным проводником в духовный мистический мир бессознательного. Исцеление происходит на иррациональном уровне, что не исключает осознаний, но не всегда их требует.

Интересно, что в отличие от основанной на шаманизме психотерапии, в традиционном шаманизме ответственность за исцеление лежит на духах-помощниках шамана, а клиент практически не имеет активной роли и не несет ответственности за собственное исцеление. Сам шаман следует указаниям или советам духов помощников. Шаманский ритуал отличается тем, что повторение его по одному и тому же запросу невозможно, так как духи помощники завершают свою работу. В шаманской психотерапии возможно многократное обращение к одной и той же теме. 

Традиционный психотерапевт имеет гораздо больше отношения к самому процессу лечения, он им  непосредственно руководит, его личность вступает в терапевтические отношения, возникают процессы переноса и контрпереноса. Личность психотерапевта является ключевым терапевтическим инструментом. Терапия разворачивается в отношениях между клиентом и психотерапевтом.  Психотерапевты могут предлагать решения, проводить интервенции, давать клиенту задания на дом. Терапевт помогает клиенту увидеть нестыковки и осознать конфликты, найти подавленные эмоции и непрожитые травматические эпизоды. Психотерапевт оценивает восприятие клиентом реальности и направляет его внимание на темы, которых тот стремится избежать. Психотерапевт активно направляет процесс и принимает решения о дальнейшем ходе терапии. Осознание, проживание эмоций, коррекция решений, сценариев, поведения и реакций являются ключевыми элементами исцеления в традиционных психологических подходах.

Отношение к источникам ресурсов для клиента и силам для исцеления

В традиционном шаманизме во время исцеляющих ритуалов мобилизуются силы извне: духов и сил природы. Шаман полагается на силы извне, на духов — на внешний, а не внутренний разум. В шаманизме принят взгляд на клиента как на человека, являющего собой в рамках исцеления статичное поле, которое изменяется, только если клиент впитывает и интегрирует энергии и силы извне

Психотерапевт же пытается активировать качества, скрытые в самом клиенте, добиться его автономности. Основные психотерапевтические школы исходят из того, что в каждом клиенте заключен потенциал, который может способствовать исцелению и развитию личности. Это является существенным ключевым различием между двумя подходами.  Психотерапевт помогает клиенту выработать новые психологические и социальные способности. В процессе терапии клиент учится видеть себя и свою историю в новом свете и начинает осваивать новые формы поведения. Эти способности уже могли проявляться в каких-то аспектах его жизни раньше или это могут быть принципиально новые, вновь обретенные инструменты.

В трансперсональной психотерапии, основанной на шаманизме, терапевт задействует как внешние ресурсы (божественные, архетипические, духовные, энергетические), так и внутренние психологические ресурсы клиентаПрактика трансперсональной терапии показывает. что в некоторых случаях без задействия универсальных внешних ресурсов, таких, как Бог и возможность получать его любовь, любовь предков, силы природы, терапия может упереться в пределы личных возможностей и ресурсов отдельного клиента.  Посыл об "автономности", популярный у традиционных психологов, не совсем подходит для реальных людей, которые являются социальными существами, во время эволюционного развития своего вида выживавших толкьо благодаря социальному взаимодействию и включению в различные социальные и духовные  системы, которые до сих пор являются мощными источниками ресурсов даже для современного человека.  Однако трансперсональная психотерапия не отвергает и внутренние психологические ресурсы и возможности личности клиента для роста, развития и исцеления. 

Объект исцеления

В трансперсональном шаманском подходе речь идет о помощи не только отдельному человеку., но и тем системам (семьи, род, компания, соседи), в которые он включен. В шаманском контексте во многих случаях помощь оказывается всей семейной системе, в которую входят не только живущие люди, но и ушедшие предки, нерожденные дети и т.п.  

В традиционной писхотервпии чаще участвуют только терапевт и клиент, больше никого. Даже если психотерапевт понимает, что причина расстройства объясняется стрессом или болезнью внутри семьи, основной целью психотерапии остается помощь отдельному человеку. Новые направления системной психотерапии, однако, могут работать с отдельными системами, связанными с клиентом.

Оплата работы

Настоящий традиционный шаман не получает оплаты: духи за деньги не работают. Вместо этого шаман получает подарок от инициатора ритуала, клиента или кого-то из членов его семьи.  Принцип отсутствия денежной оплаты не означает, что подношения шаману имеют небольшую ценность или вовсе не имеют ценности.

Традиционные и трансперсональные психотерапевты работают за оплату согласно предварительной договоренности с клиентом. В некоторых случаях оказание писхологической помощи может быть бесплатным или условно бесплатным. 

Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/