Когда психолог сталкивается с трудными клиентами, перед ним встает вопрос, следует ли разобраться с этим или выйти из профессиональных отношений с таким клиентом?
Чтобы психотерапия работала, клиенту и психологу необходимо установить хорошее взаимопонимание. Для этого должна быть создана основа для доверия, уважения и хорошего общения. Иногда, когда дела в терапевтических отношениях идут не очень хорошо, это может быть просто несовместимость из-за существенных различий во взглядах и жизненной философии.
В других случаях клиенты могут довольно сильно усложнить ситуацию в терапии либо случайно, либо намеренно. Ситуация может стать довольно неприятной, если клиент пропускает сессии или не работает на сессиях, ведет споры или нарушает личные границы терапевта. В этих случаях терапевту, возможно, потребуется установить более жесткие границы или даже попросить клиента больше не приходить на терапию.
Разочаровываются ли терапевты в клиентах?
Мы часто думаем о психологах как о мудрых и миролюбивых экспертах, невосприимчивых к негативным реакциям, в отличии от обычных людей. Хотя психологи обучены решать проблемы и помогать людям, они все равно остаются обычными людьми. Они также время от времени могут испытывать трудности в работе с клиентами. Однако некоторые могут справиться с трудными клиентами лучше, чем другие. Это может быть связано с особенностями подготовки или врожденными личностными чертами.
Известно, что психологи, практикующие относительно пассивные подходы, которые в первую очередь используют техники рефлексии, прояснения и сопереживания, испытывают больше всего проблем с трудными клиентами. При этом активные, высоко вовлеченные терапевты, использующие целенаправленные и энергичные вмешательства, часто справляются с трудностями в терапевтических отношениях лучше.
Другой причиной проблем у психолога в работе может быть попадание во время терапии в собственную непроработанную психотравму, например, при схожих проблемах или обстоятельствах травмы у клиента. В этом случае трудности разрешаются только через личную терапию самого психолога.
Типы трудных клиентов в терапии
Есть несколько типов клиентов, которые могут усложнить ведение сеансов психотерапии или психологических консультаций. Следующие ситуации, как правило, вызывают больше всего проблем:
- Клиенты, которых другие принудили к терапии. Клиенты, которых благонамеренные друзья, партнеры или родственники заставили обратиться к психологу, могут чувствовать себя униженными из-за того, что им пришлось «подчиниться». Известно, что лучших результатов достигают мотивированные клиенты, сами желающие изменить свою жизнь и состояние. Однако и в этой ситуации с отсутствием мотивации есть выход: первой терапевтической целью может стать поиск внутренней мотивации для такого клиента.
- Клиенты, которые любят поспорить. Некоторые клиенты автоматически опровергают все, что говорит психолог. Они могут делать это, чтобы доминировать и чувствовать контроль над ситуацией, или просто потому, что им нравится спорить.
- Клиенты, нуждающиеся в экстренной медицинской помощи. Если клиент находится в состоянии опьянения, физически болен или испытывает психотические симптомы, сначала его состояние вначале необходимо стабилизировать. Этим клиентам нужна помощь других специалистов, прежде чем они смогут начать работать с психологом.
- Клиенты, которые считают, что психолог несет полную ответственность за их самочувствие и успехи в терапии. Некоторые клиенты хотят избрать пассивный путь и ожидают, что терапевт выполнит всю работу за них сам. Они не хотят прилагать необходимых усилий для исцеления.
- Клиенты, которые пересекают нарушают личные границы. Эмпатичным психологам может быть трудно установить границы с требовательными или агрессивными клиентами. Некоторые клиенты звонят своему терапевту, чтобы поговорить “пару минут”, только для того, чтобы продолжить разговор в течение 40 минут в личное время терапевта. В таких случаях психологу важно установить четкие границы.
- Клиенты, которые обманывают психолога. Обман может иметь самые разные цели и принимать форму наглой лжи, отвлечения внимания, преуменьшения, фальсификации или сокрытия фактов. Самые частые причины лжи в терапии это:
- Страх быть осужденным психологом,
- Страх не понравиться терапевту,
- Смущение или стыд за свои действия или эмоции,
- Сокрытие употребления психоактивных веществ,
- Боязнь, что психолог обнаружит серьезную психическую проблему.
Каждый психолог должен сам решать, как поступать в случае обнаружения лжи. Если доверительные отношения уже были установлено, возможно, одной из лучших терапевтических инструментов будет конфронтация - встреча с обманом лицом к лицу.
Как психологу поступать с трудными клиентами?
Психологи могут предпочесть прорабатывать возникшие конфликты со своими клиентами, но если клиент особенно трудный, сопротивляющийся или токсичный, то терапевтический контракт с ним может быть расторгнут, и психолог имеет право попросить его больше не приходить.
Однако в менее токсичных случаях это решение часто зависит от терапевта, особенностей его личности, жизненной философии и его политики.
Вот три основных правила, как психологи могут реагировать на трудных клиентов:
- Никогда не принимайте на свой счет любое саботажное и провоцирующее поведение. Важно не принимать сопротивление клиента близко к сердцу, а вместо этого обратить его вспять и использовать в качестве основы для терапии. Например, вы можете сказать клиенту: “Я полностью понимаю, что вы не хотите здесь находиться, и это нормально”.
- Трудное поведение клиента может отражать неудовлетворенную потребность в жизни клиента. Если клиент только говорит и не слушает, возможно, он отчаянно нуждается в том, чтобы его услышали, потому что он изголодался по вниманию. Если клиент сопротивляется попыткам помочь ему, это может быть выражением неудовлетворенной потребности чувствовать все под контролем.
- Совершенно нормально - время от времени раздражаться или испытывать разочарование. На самом деле, иногда демонстрация клиенту небольшого разочарования может стать полезным сигналом к пробуждению его самосознания и желания активно участвовать в терапии.
Что делать, если клиент разочарован в своем психологе?
Исследования эффективности психологических вмешательств показывают, что 50-60% клиентов нуждаются минимум в 11-13 сессиях научно обоснованных вмешательств, чтобы достичь поставленной терапевтической цели. Из-за этого важно продолжать терапию, если она проходит хорошо. Однако, если дела идут не очень, то, возможно, правильным выбором будет поиск нового психолога. В такой ситуации обоснованным будет либо прояснить ситуацию со своим психологом лицом к лицу, либо найти другого специалиста. Если за первые 5 сеансов не произошло ничего стоящего, что показало бы эффективность терапии, то вполне допустимо обратиться к другому психологу. Даже признание того, что ваш психолог разочарован вами, может быть полезным, поскольку это позволит вам увидеть себя более объективно.
Но если вы серьезно проанализировали свое собственное поведение и не нашли в нем ничего неправильного, а поведение терапевта кажется вам не очень разумным, тогда, возможно, пришло время отказаться от его услуг. Психолог не должен принимать такое поведение клиента на свой счет, так как успешность терапии это и вопрос индивидуальной совместимости. Терапия должна быть положительным опытом для всех участников. Но если он станет токсичным или враждебным, то это, скорее всего, не сработает.
В любом случае открытое общение, даже по трудным и спорным вопросам - это ключ к успеху. Если и терапевт, и клиент открыты, честны и добры, то терапия становится здоровым и продуктивным пространством.
