Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

трудный клиент у психолога

Трудные клиенты у психолога

Когда психолог сталкивается с трудными клиентами, перед ним встает вопрос, следует ли разобраться с этим или выйти из профессиональных отношений с таким клиентом?

Чтобы психотерапия работала, клиенту и психологу необходимо установить хорошее взаимопонимание. Для этого должна быть создана основа для доверия, уважения и хорошего общения. Иногда, когда дела в терапевтических отношениях идут не очень хорошо, это может быть просто несовместимость из-за существенных различий во взглядах и жизненной философии.

В других случаях клиенты могут довольно сильно усложнить ситуацию в терапии либо случайно, либо намеренно. Ситуация может стать довольно неприятной, если клиент пропускает сессии или не работает на сессиях, ведет споры или нарушает личные границы терапевта. В этих случаях терапевту, возможно, потребуется установить более жесткие границы или даже попросить клиента больше не приходить на терапию.

Разочаровываются ли терапевты в клиентах?

Мы часто думаем о психологах как о мудрых и миролюбивых экспертах, невосприимчивых к негативным реакциям, в отличии от обычных людей. Хотя психологи обучены решать проблемы и помогать людям, они все равно остаются обычными людьми. Они также время от времени могут испытывать трудности в работе с клиентами. Однако некоторые могут справиться с трудными клиентами лучше, чем другие. Это может быть связано с особенностями подготовки или врожденными личностными чертами.

Известно, что психологи, практикующие относительно пассивные подходы, которые в первую очередь используют техники рефлексии, прояснения и сопереживания, испытывают больше всего проблем с трудными клиентами. При этом активные, высоко вовлеченные терапевты, использующие целенаправленные и энергичные вмешательства, часто справляются с трудностями в терапевтических отношениях лучше.

Другой причиной проблем у психолога в работе может быть попадание во время терапии  в собственную непроработанную психотравму, например, при схожих проблемах или обстоятельствах травмы у клиента. В этом случае трудности разрешаются только через личную терапию самого психолога. 

Типы трудных клиентов в терапии

Есть несколько типов клиентов, которые могут усложнить ведение сеансов психотерапии или психологических консультаций. Следующие ситуации, как правило, вызывают больше всего проблем:

  1. Клиенты, которых другие принудили к терапии. Клиенты, которых благонамеренные друзья, партнеры или родственники заставили обратиться к психологу, могут чувствовать себя униженными из-за того, что им пришлось «подчиниться», например, мужчины, которых привели к психологу жены.  Известно, что лучших результатов достигают мотивированные клиенты, сами желающие изменить свою жизнь и состояние. Однако и в этой ситуации с отсутствием мотивации есть выход: первой терапевтической целью может стать поиск внутренней мотивации для такого клиента.
  1. Клиенты, которые любят поспорить. Некоторые клиенты автоматически опровергают все, что говорит психолог. Они могут делать это, чтобы доминировать и чувствовать контроль над ситуацией, или просто потому, что им нравится спорить.
  1. Клиенты, нуждающиеся в экстренной медицинской помощи. Если клиент находится в состоянии опьянения, физически болен или испытывает психотические симптомы, сначала его состояние вначале необходимо стабилизировать. Этим клиентам нужна помощь других специалистов, прежде чем они смогут начать работать с психологом.
  1. Клиенты, которые считают, что психолог несет полную ответственность за их самочувствие и успехи в терапии. Некоторые клиенты хотят избрать пассивный путь и ожидают, что терапевт выполнит всю работу за них сам. Они не хотят прилагать необходимых усилий для исцеления.
  1. Клиенты, которые пересекают нарушают личные границы. Эмпатичным психологам может быть трудно установить границы с требовательными или агрессивными клиентами. Некоторые клиенты звонят своему терапевту, чтобы поговорить “пару минут”, только для того, чтобы продолжить разговор в течение 40 минут в личное время терапевта. В таких случаях психологу важно установить четкие границы.
  1. Клиенты, которые обманывают психолога. Обман может иметь самые разные цели и принимать форму наглой лжи, отвлечения внимания, преуменьшения, фальсификации или сокрытия фактов. Самые частые причины лжи в терапии это:
  • Страх быть осужденным психологом,
  • Страх не понравиться терапевту,
  • Смущение или стыд за свои действия или эмоции,
  • Сокрытие употребления психоактивных веществ,
  • Боязнь, что психолог обнаружит серьезную психическую проблему.

Каждый психолог должен сам решать, как поступать в случае обнаружения лжи. Если доверительные отношения уже были установлено, возможно, одной из лучших терапевтических инструментов будет конфронтация - встреча с обманом лицом к лицу.

Как психологу поступать с трудными клиентами?

Психологи могут предпочесть прорабатывать возникшие конфликты со своими клиентами, но если клиент особенно трудный, сопротивляющийся или токсичный, то терапевтический контракт с ним может быть расторгнут, и психолог имеет право попросить его больше не приходить.

Однако в менее токсичных случаях это решение часто зависит от терапевта, особенностей его личности, жизненной философии и его политики.

Вот три основных правила, как психологи могут реагировать на трудных клиентов:

  1. Никогда не принимайте на свой счет любое саботажное и провоцирующее поведение. Важно не принимать сопротивление клиента близко к сердцу, а вместо этого обратить его вспять и использовать в качестве основы для терапии. Например, вы можете сказать клиенту: “Я полностью понимаю, что вы не хотите здесь находиться, и это нормально”.
  2. Трудное поведение клиента может отражать неудовлетворенную потребность в жизни клиента. Если клиент только говорит и не слушает, возможно, он отчаянно нуждается в том, чтобы его услышали, потому что он изголодался по вниманию. Если клиент сопротивляется попыткам помочь ему, это может быть выражением неудовлетворенной потребности чувствовать все под контролем.
  3. Совершенно нормально - время от времени раздражаться или испытывать разочарование. На самом деле, иногда демонстрация клиенту небольшого разочарования может стать полезным сигналом к пробуждению его самосознания и желания активно участвовать в терапии.

Что делать, если клиент разочарован в своем психологе?

Исследования эффективности психологических вмешательств показывают, что 50-60% клиентов нуждаются минимум в 11-13 сессиях научно обоснованных вмешательств, чтобы достичь поставленной терапевтической цели. Из-за этого важно продолжать терапию, если она проходит хорошо. Однако, если дела идут не очень, то, возможно, правильным выбором будет поиск нового психолога. В такой ситуации обоснованным будет либо прояснить ситуацию со своим психологом лицом к лицу, либо найти другого специалиста. Если за первые 5 сеансов не произошло ничего стоящего, что показало бы эффективность терапии, то вполне допустимо обратиться к другому психологу. Даже признание того, что ваш психолог разочарован вами, может быть полезным, поскольку это позволит вам увидеть себя более объективно.

Но если вы серьезно проанализировали свое собственное поведение и не нашли в нем ничего неправильного, а поведение терапевта кажется вам не очень разумным, тогда, возможно, пришло время отказаться от его услуг. Психолог не должен принимать такое поведение клиента на свой счет, так как успешность терапии это и вопрос индивидуальной совместимости. Терапия должна быть положительным опытом для всех участников. Но если он станет токсичным или враждебным, то это, скорее всего, не сработает.

В любом случае открытое общение, даже по трудным и спорным вопросам - это ключ к успеху. Если и терапевт, и клиент открыты, честны и добры, то терапия становится здоровым и продуктивным пространством.

 Вы психолог и у вас есть трудные клиенты? Вступайте в нашу группу бесплатных Интервизий

3 tg Int

Image

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/