6-я шкала MMPI (СМИЛ) Паранойя — Ригидность

6-я шкала MMPI (СМИЛ) Паранойя — Ригидность

Шкала Pa (Paranoia), ригидность, эпилептоидность, дотошность, осмотрительность

 
6-я шкала методики MMPI и ее клонов-адаптаций (СМИЛ, СКЛО, ММИЛ, МЛО) в первую очередь измеряет чувствительность в межличностных отношениях, моральную самоуверенность, подозрительность и уровень гнева / негодования. 
 
В целом, личность с повышенными показателями по 6-й шкале MMPI (СМИЛ) отличается боязнью физических и психологических атак, осуждения, часто ощущает себя непонятой, незаслуженно критикуемой, не оцениваемой по достоинству, но при этом чувствующей себя неизменно правой, упрямой, склонной к спорам, строптивой, подозрительной, недовольной собой, эгоцентричной при явном недостатке коммуникативных и социальных навыков, циничной, кверулянтной. 
 
Умеренное повышение показателей 6-й шкалы (уровень особенностей характера) у здоровых мужчин говорит о чувствительности, сентиментальности, лояльности, надежности, склонности к сотрудничеству, трудолюбии, благожелательности, доброте, недостатке уверенности в себе, покорности. 
 
Здоровые женщины с небольшим повышением шкалы ригидности описываются как эмоциональные, мягкосердечные и чувствительные, часто пребывают в грустном и подавленном настроении, часто и легко плачут, страдают от тяжелых сновидений и недостатка эмоционального контроля.
 
Повышение уровня 6-й шкалы характерно для лиц с паранойяльным (эпилептоидным, застревающим) типом акцентуации личности. При этом исследователю нужно иметь в виду, что в ряде случаев высокий уровень подозрительности и недоверия может быть обусловлен реальными обстоятельствами. Показатели 6-й шкалы повышаются у больных, готовящихся к операции, у находящихся под следствием лиц (или при любых других расследованиях), у разводящихся или разведенных супругов.  
 
В популяции правонарушителей повышенные показатели 6-й шкалы входят в устойчивый  кластер (у мужчин это  «дезорганизованный» тип, у женщин - «раздражительно-отстраненный»), характеризующийся повышением показателей по шкалам 8 (шизофрения), 6 (паранойя), 4 (психопатия) и 7 (психастения). 
 
Первоначальная цель разработки шкалы состояла в диагностике параноидного состояния (расстройства личности), параноидного психоза, параноидной формы шизофрении по разнообразным симптомам, включающим идеи отношения, бред преследования, грандиозность эго-концепции, гиперчувствительность, ригидное мышление, подозрительность. 
 
Однако при практическом использовании в течение десятилетий шкала Pa показала склонность как к ложноположительным результатам, где рост показателей может вовсе не означать наличие патологии на клиническом уровне, являясь лишь показателем гиперчувствительности и ригидности в межличностных отношениях [Hathaway S., 1956/1980], так и к недостаточной чувствительности из-за повышенной подозрительности обследуемых, страдающих паранойей, и игнорирования ими утверждений, описывающих имеющуюся у них симптоматику.   Поэтому, при диагностике параноидных расстройств следует уделять особое внимание повышению шкалы K, даже, если весь профиль не превышает уровня 70 Т баллов. Также характерным для параноидных расстройств является профиль 248 с одновременным повышением L и K. 
 

Оценка уровня проблем при повышении 6-й шкалы MMPI (СМИЛ)

Уровень вероятных психопатологических проявлений

Т ≥ 75 (MMPI-2)  ≥ 80 (MMPI)
Психотические симптомы, в том числе нарушения мышления, иллюзии преследования и / или величия (грандиозности), идеи отношения 

Уровень явной акцентуации и возможных психопатологических проявлений

Т = 65-74 (MMPI-2)   Т = 70-79 (MMPI) Крайне подозрительные, мстительные, в плохом настроении, обиженные и злые. Они чувствуют, что с ними плохо обращаются, и, как правило, неправильно истолковывают мотивы других людей, считают, что жизнь обошлась с ними несправедливо. У них часто имеются расстройство мышления с сопутствующими идеями отношения, бредом, навязчивыми идеями и фобиями. Их мышление чрезвычайно ригидное, и они постоянно спорят и пререкаются, потенциально враждебны и склонны к насилию, довольно чувствительны в межличностных отношениях, ошибочно воспринимая поведение других людей как критику и нападки.  

Уровень особенностей характера и скрытой акцентуации личности 

T=55—64 (MMPI-2) T=55—69 (MMPI) Чрезмерная чувствительность к несправедливости, критике, замечаниям, настороженность, недоверчивость, злобность, обида, мелочность, упрямство, болезненное самолюбие, враждебность.

 Средняя норма

T= 45—54
Соответствие средней норме: нет интерпретации.
 
Низкие показатели
Т < 45  Большинство людей с низкими баллами по 6-й шкале  характеризуются как вполне уравновешенные. Мужчины жизнерадостны, решительны, лишены мук совести, эгоцентричны, эффективны в работе, хорошо контролируют свои эмоции и достаточно узкий круг интересов. Женщины не только уравновешенные, но зрелые и рассудительные. Как мужчины, так и женщины, , способны адекватно воспринимать вызовы жизни и являются преданными, решительными и умеющими держать себя в руках. Однако, нередко люди, получивышие низкие баллы по 6-й шкале, осознанно или неосознанно отрицают свою скрытую агрессию, гнев и недоверие.
 
T< 35 Очень низкие баллы по шкале Pa могут свидетельствовать о явном параноидном расстройстве, иллюзиях, идеях отношения. При этом симптоматика  менее очевидна из-за отчужденности и скрытности, уклончивости и выраженной защитной оборонительной реакции. 

Формирующие факторы 

• Постоянные осуждение и контроль со стороны родителей. 
• Возбудимые, агрессивные и опасные родители или воспитатели.
• Чрезмерные и несправедливые наказания. 
• Родители, получающие удовольствие от наказаний.
• Повторяющиеся атаки на целостность души и тела ребенка.
 

 Адаптационные функции:  

• Соблюдение правил, чтобы избежать наказаний. 
• Рациональность, упорство. 
• Систематизация, потребность в контроле и порядке.
Дезадаптивные функции: 
• Сенсибилизация к злобе, насилию, враждебности и агрессии.
• Неумение прощать и забывать конфликты.
• Агрессивность, подозрительность.  
• Трудности с адаптацией, переключением,  гибкостью, креативностью

 Основные психологические потребности лиц с высокими показателями 6-й шкалы СМИЛ

• В самоутверждении
• В стабильности
 

Источники стресса и ситуации фрустрации

• Унижение, непостоянство

Типичная реакция на стресс: 

• Возбуждение, оборонительная агрессия
• Обвинения других
 

Основные механизмы психологической защиты: 

• Проекция
• Рационализация, интеллектуализация
• Перенос
 

Распростараненные виды профиля с 6-й шкалой 

Код профиля

 

Ключевые особенности на уровне нарушений

36 / 63

 

Умеренное напряжение и тревога; физические жалобы; глубоко-хронические чувства враждебности по отношению к членам семьи; не выражает отрицательных чувств напрямую; может не признавать враждебные чувства внутри себя; вызывающий, несговорчивый, трудно ладит с людьми; слегка подозрительный и обиженный; эгоцентричный, нарциссичный; отрицает серьезные психологические проблемы; наивен

46 / 64

 

Незрелый, самовлюбленный, потакающий своим желаниям; пассивно зависимый;
предъявляет чрезмерные требования к окружающим, чтобы получить внимание (и сочувствие), обижается на предъявляемые к ним требования; плохо ладит с другими людьми, подозрительно относятся к мотивам других людей; избегает глубокой эмоциональной вовлеченности; подавляет враждебность и гнев; раздражителен,
угрюмый, спорящий, в целом несносный; обиженный на власть.
Отрицает серьезные психологические проблемы; рационализирует, переносит вину; не может принимать ответственность за собственное поведение; нереалистичен и грандиозен в самооценках; невосприимчив к психотерапии; обычно диагностируется как пассивно-агрессивная личность или шизофрения, параноидальный тип. Женщины чрезмерно отождествляют с традиционными женскими типажами, зависимы от мужчин.

68 / 86

 

Интенсивное чувство неполноценности и незащищенности; отсутствие уверенности в себе и низкая самооценка; чувство вины из-за кажущихся неудач; отказ от активных действий, эмоциональная апатия; суицидальные мысли, самоизоляция от других людей; подозрительность и недоверчивость; избегание глубоких чувств и переживаний, дефицит социальных навыков; чувствует себя комфортно в одиночестве; возмущается требованиями, предъявляемыми к нему; капризен, раздражителен, недружелюбный, негативный, шизоидный образ жизни. В клинической практике обычно имеет диагноз шизофрении по параноидному типу (особенно если обе шкалы очень высокие и выше шкалы 7). Аутистическое фрагментарное, тангенциальное, причудливое   и чрезмерно обстоятельное мышление, затруднения в сосредоточении, наблюдении, памяти; осуждение других   мания преследования и / или величия; чувство нереальности происходящего; поглощенный абстрактными или теоретическими темами для бегства от реальных проблем и задач, притупленный аффект; быстрая и бессвязная речь; отсутствие эффективных копинг стратегий, реагирует на стресс и давление, уходя в фантазии и мечты наяву; может испытывать трудности с различием между фантазией и реальностью.

69 / 96

 

Высокая степень психологической зависимости, сильная потребность в аффекте, уязвимость по отношению к реальным или воображаемым угрозам, почти постоянное беспокойство, чрезмерная реакция на незначительный стресс, уход в себя или в фантазии при значительном стрессе, неумение адекватно выражать эмоции, чередования эмоционального сверхконтроля и эмоциональных всплесков. Психиатрические пациенты с этим кодом профиля обычно имеют диагноз параноидальной формы шизофрении, проявляют признаки расстройства мышления; жалуются на трудности в мышлении и сосредоточении, вязкость мыслей; навязчивости, бред и галлюцинации, дезориентацию.

687 / 867

 

"Психотическая долина"; самый распространенный диагноз – параноидная шизофрения. Расстройство мышления; похоже на 68/86; галлюцинации, бред, подозрительность, притупленный аффект; застенчивый, замкнутый, интровертный; агрессивный при употреблении алкоголя; проблемы с памятью и концентрацией внимания.

Ведущие ПВК (профессионально-важные качества)

Лидерство, инициатива, соперничество, работоспособность, продуктивность, организованность, методичность, аналитические способности, надежность, ответственность
 

Недостающие ПВК

Терпеливость, сдержанность, творческие способности, креатив, гибкость и адаптивность
 

Рекомендованные области для профессиональных задач

• Человек – техника
• Человек - природа
 

Рекомендованные и возможные сферы деятельности

Производство, маркетинг, финансы, управление, преподавание, безопасность, работа с информацией, транспорт, техническое обслуживание, исследования и разработки.
Планирование: стратегия и тактика. Руководство среднего звена. 
 

Профнепригодность по областям взаимодействия

• Человек – человек
  Противопоказанные виды профессиональной деятельности
• Работа с клиентами, продажи, реклама, работа с персоналом, искусство и креатив

Критические зоны в профессиональной деятельности

Снижение гибкости, переключаемости, действия по шаблону, отсутствие креативности, высокая вероятность ошибок в сложных и нестандартных ситуациях, чувствительность к критике, непризнанию достоинств. 

Рекомендации по стилю работы в коллективе

Преимущественно индивидуальная работа, работа в условиях конкуренции. 

Рекомендации по оптимальному стилю управления

Предоставление достаточной самостоятельности: свобода в режимах, расписаниях, сроках, принятии решений. Подчеркивание значимости и статуса. 

Рекомендации по оптимальным условиям труда

Четкая организация графика, рабочего места, предоставление спокойных и стабильных условий, возможность получения удовлетворения от работы, роста самооценки и статуса. 

Прогноз успешности психотерапии и коррекции поведения

Невысокий.
 
Поскольку повышенные показатели по 6-й шкале указывает на особую чувствительность к критике, клиент (пациент) может воспринимать подходы к осознанию причин проблем как попытку обвинить его в недостатках. При взаимодействии с терапевтом такие люди начинают сопротивляться и спорить, воспроизводя в сеансах свои отношения  с чрезвычайно требовательными и жестокими родителями. Они могут отрицать скрытые чувства гнева  и враждебности в строго моралистической и интеллектуальной манере, используя проекцию.
 
Основное желание таких людей при терапии - почувствовать себя понятыми. Доступ возможен через констатацию переживаемых чувств: «Не удивительно, что вы напуганы и так старательно защищаете себя, принимая во внимание как тяжело чувствовать, что на тебя нападают, критикуют и осуждают». 
 
Нередко клиенты рассказывают о травме, причиненной конкретными людьми и выражают рационализированную злобу и обиду по отношению к ним. Необходимо выявить эпизоды незаслуженных и жестоких наказаний и обвинений  клиента в детстве, чтобы начать восстанавливать самоэмпатию. Можно использовать гештальт подход с проигрыванием  по ролям ситуаций с давнишними случаями несправедливости, вентилируя подавленный гнев. Развитие самоэмпатии, чтобы принять себя как ранимого ребенка, который хочет быть «выше упреков» может помочь развить эмпатию и к другим людям. Клиенту нужно помочь научиться идентифицировать и выражать свои чувства, потребности и желания без обычного обвинения или критики окружающих. Также необходимо научить клиента идентифицировать растущее негодование и тренировать адаптивные формы поведенческих реакций, используемые до того, как его начнет захлестывать гнев. 
 
Во время последующих сессий, они могут попытаться манипулировать терапевтом, неявно предлагая ему прекратить лечение. Они часто спорят, циничны и обидчивы, что затрудняет возможность установить отношения взаимного доверия, сочувствия и уважения.
 
Андрей Демкин, MD, LCP

L - Ложь F - Достоверность K - Коррекция  1 - Ипохондрия 2 - Депрессия 3 - Истерия 4 - Психопатия 6 - Паранойя 7 - Психастения 8 - Шизофрения 9 - Гипомания 0 - Интроверсия

 
 

Печать   E-mail

Статьи по теме: