Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

Проблемы взрослых детей с родителями

Проблемы взрослых детей с родителями

В этой статье мы поговорим о семейных конфликтах и проблемах у родителей и детей во взрослом возрасте.

Реальность наших отношений такова, что не бывает семей, родителей и детей без проблем и конфликтов. Здоровые семейные отношения и отношения родителей и детей характеризуются не отсутствием конфликтов, а скорее возможностью их эффективно контролировать, не делая из развивающейся или уже пережитой проблемы травмирующий психику фактор.

Какие вообще бывают конфликты?

Прежде чем углубиться в тему конфликтов между детьми и родителями, кратко опишем типы конфликтов, которые обычно имеют в виду психологи:

Внутрипсихический конфликт: это «интимный» конфликт, в котором возникает амбивалентность между противоречивыми желаниями, потребностями или чувствами. Например, классические невротические конфликты: «хочу, но не могу», «должен, но не могу или не хочу», «мне должны, но не дают или не могут дать», «хочу и то, и это, но не могу выбрать что».

Межличностный конфликт: относится к столкновению наших желаний, потребностей или чувств с желаниями, потребностями или чувствами других людей.

Такие конфликты между людьми бывают открытыми и явными, которые касаются определённых событий или вещей, и обычно разрешаются в течение определенного периода времени. Другие конфликты чаще касаются уровня отношений между людьми, разницы в их глубинной психологии и философии. Такие конфликты чаще становятся хроническими, тлеющими или скрытыми. Они остаются неразрешенными и периодически обостряются. Конфликты между детьми и родителями чаще относятся именно к этому виду.

Каковы наиболее частые причины конфликтов между родителями и взрослыми детьми?

Развитие семьи состоит из моментов перемен и роста, которые могут приводить к конфликтам или сами могут возникать в результате конфликтов и потрясений.

В семейных отношениях время от времени возникают конфликты — это фактически неизбежные этапы развития семей, например, стадии сепарации – обретения ребенком самостоятельности и независимости от родителей, длительные глубинные психологические конфликты дочери с матерью (комплекс Электры) или сына с отцом (комплекс Эдипа), конфликты у детей с авторитарными родителями. Трудности в отношениях могут возникать с детства. Не обязательно дожидаться подросткового возраста или взрослой жизни, чтобы возникали споры и конфликты в семье. Например, уже в детстве семейные конфликты могут возникать из-за ревности и конкуренции между братьями и сестрами, из-за родительского пренебрежения или, наоборот, чрезмерного контроля ребенка.

Когда дети становятся взрослыми, их жизненные возможности, взгляды и цели могут отличаться от таковых у их родителей и приводить к борьбе, которая будет продолжаться очень долго. Другой причиной может быть желание (или нежелание) взрослого ребенка отделиться от родительской семьи, либо нежелание родителей отпускать детей. Третьей причиной являются перенесенные, но не пережитые травмы, нанесенные им родителями – травма отвержения, насилие (эмоциональное, физическое, сексуализированное или сексуальное).

Причиной для глубинных психологических травм, нанесенных детям родителями, могут быть:

  • Нежелание иметь ребенка вообще или ребенка определенного пола (чаще – девочку)
  • Ребенок, мешающий личной жизни или карьере родителя
  • Замещающий ребенок, рожденный вместо умершего или погибшего
  • Ребенок, рожденный, чтобы «укрепить» семью
  • Ребенок, рожденный, чтобы стать психологическим «мужем, отцом, матерью» маме, пытающейся исцелить свои травмы путем подмены семейных ролей
  • Ребенок рожденный и живущий при соблюдении условий "службы" родителям "я родила тебя, чтобы ты мне..." 
  • Попытки родителей через детей прожить свои непрожитые мечты и стремления
  • Попытки родителей через детей исцелить свои травмы или поколенческие травмы рода
  • Неадекватные родительские предписания и запреты
  • Трансгенрационные травмы, передающиеся через поколения

Последствия конфликтов между родителями и взрослыми детьми

Напряженность между родителями и детьми имеет последствия для всей семьи, в том числе с точки зрения психического здоровья. У родителей часто создается впечатление, что их дети специально ищут конфронтации, в то время как дети думают наоборот и чувствуют себя атакованными родителями без всякой на то причины.

К сожалению, когда напряженность не разрешается, возникает своего рода эффект домино: когда родительские отношения невольно подпитывают новые источники напряженности, они подхватываются детьми, которые, в свою очередь, накапливают их, чтобы порождать новые конфронтации. Без надлежащих контрмер этот порочный круг будет очень трудно разорвать.

У уже взрослого человека неразрешенные конфликты могут привести к воспроизведению, даже бессознательно, определенной семейной динамики, семейных сценариев. Последствия негативного отношения к родителям могут быть источником трудностей в других отношениях, например, в супружеских.

Эти типы трудностей также часто отражаются на представлении человека о самом себе. Если, например, у человека были конфликтные отношения с родителями, во взрослой жизни он может считать себе «дефектным», иметь разрушенную самооценку, попадать в одни и те же проблемные ситуации, которые связаны с полученными травмами в родительской семье.

Ограничивающие родительские предписания, сами по себе могут нарушать личностный рост и развитие, ограничивать самореализацию, приводить к высокой тревожности, паническим атакам, депрессии.

Конфликтные отношения матери и сына или отца и сына могут иметь последствия не только для детей, но и для самих родителей. У последних может возникнуть чувство беспомощности и неудачи, когда они чувствуют, что их дети могут выйти из-под их контроля, что приводит к постоянным ссорам.

Как разрешить застарелые конфликты между родителями и их взрослыми детьми?

Проблема возникает, когда мы не способны находить общий язык, строить диалог, видеть и понимать позицию и причины поведения другой стороны. Тогда конфликт вместо конструктивного становится деструктивным. Чтобы преодолеть этот конфликт, нам нужно развивать некоторые личные навыки:

  • Учиться строить и слушать другого
  • Уметь принимать своеобразие и отличие другого
  • Способность не судить, а понимать.
  • Способность прощать.

Но научиться этому, однако, может быть далеко не так просто. Поэтому обращение к психологу поможет помочь распознать глубинные причины конфликта и помочь развить те навыки диалога, которые служат для его преодоления.

Психолог сможет также помочь взрослым детям:

  • Найти и осознать, прожить и отпустить психологические травмы, связанные с родительской семьей.
  • Найти и исцелить отщепленные в травме части личности, реинтегрировать их в единую целостную личность
  • Пройти незавершенную сепарацию от родителей
  • Освободиться от обид и чувства вины
  • Найти и разрешить ситуации зависимости и созависимости, спасательства
  • Отменить заключенные "контракты" с родителями или родом, которые являются "условием" существования ребенка 
  • Выявить и отменить деструктивные и ограничивающие родительские предписания, и жизненные сценарии
  • Найти и развить собственного любящего и принимающего внутреннего родителя для своего внутреннего ребенка
  • Выявить родительские проекции на партнёров и супругов, и освободиться от них
  • Выявить поколенческие родовые травмы и разобраться с травмами предков, не принимая их на себя.

Надо сказать, что в реальной практике оказывается, что абсолютное большинство психологических проблем у клиентов связано с их негативным опытом жизни в родительской семье. И разрешая застарелые подавленные конфликты с родителями, освобождая от неадекватных должествований,  возвращая себе утраченные ресурсы, отказываясь принимать навязанные условия жизни, взрослый ребенок оказывается в состоянии стать самим собой, жить свою собственную жизнь, реализуя свой потенциал в той степени, в какой он сам того хочет. 

author 10

Статьи по теме:

О сайте

Вы находитесь на сайте врача и психолога Андрея Демкина, посвященном вопросам психологической помощи, психодиагностики и профессионально-психологического отбора и аттестации (оценке) персонала. Для работы с онлайн психодиагностической плаформой перейдите по сслылке: https://dmnsys.ru/