Работа с сопротивлением в эмоционально образной терапии
Работа с ментальными образами в психологическом консультировании с помощью эмоционально-образной терапии (ЭОТ), в том числе и онлайн, имеет ряд значительных преимуществ. Во-первых, следует отметить, что работа с образами объединяет когнитивные, эмоциональные и соматические аспекты клиента. При этом основное внимание уделяется эмоциональному аспекту. Это важно учитывать, потому что, хотя клиенты могут рационально «знать», что что-то верно для них, но, при этом, они все равно могут оставаться «эмоционально застрявшими» в своем травматичном прошлом, негативных эмоциях и неадекватных паттернах поведения. С помощью эмоционально образной терапии психолог, работая с образами, может в той или иной степени обойти рациональное «знание» клиента и напрямую обратиться к иррациональному содержанию бессознательной сферы человека.
Однако, даже иррациональная работа с ментальными образами, предъявляемыми в процессе ЭОТ бессознательным клиента, не гарантирует, что у клиента не возникнет сознательное ил бессознательное сопротивление терапии. Сопротивление можно определить как конструкт, который мешает клиенту жить в своем уникальном мире, быть в состоянии «здесь и сейчас», определяет изоляцию от терапевтической среды и терапевтического общения, как в индивидуальной, так и в групповой терапии или консультировании.
Континуум сопротивления терапии группируется вокруг концепций “сохранение проблем — отрицание и искажение опыта”, “процесс преодоления”, “делиться или не делиться: доверие психологу”.
Существует много различных точек зрения на определения процесса сопротивления, в результате чего клиенты испытывают трудности в том, чтобы выражать себя на консультационных сессиях. Это вызвано внутренним конфликтом между желанием человека изменить себя и страхом перемен, который возникает из-за потери кажущейся безопасности старых привычек, рамок, среды и способов реагирования. Следовательно, сопротивление можно рассматривать как бессознательный защитный механизм психологических симптомов. Терапевт не должен выказывать какое-либо чувство дискомфорта из-за такого сопротивления. Вместо этого он должен использовать это в своих интересах, чтобы лучше понять клиента и помочь ему. В психодинамическом подходе интерпретация сопротивления до работы с ядром конфликта является стандартной процедурой. Если сначала интерпретировать сопротивление и подчеркнуть, как клиент использует молчание, чтобы защитить себя, можно столкнуться с меньшим сопротивлением. Кроме того, когда клиент проявляет сопротивление, он на самом деле значительно приближается к получению инсайта. По этой причине вместо того, чтобы рассматриваться как антитерапевтический фактор, сопротивление анализируется и преобразуется в терапевтический фактор. Терапевт позволяет клиенту противостоять сопротивлению, рассказывает о причинах его возникновения и дает интерпретации.
С точки зрения когнитивно-поведенческих подходов в основе сопротивления лежат мысли “как надо или должно себя представлять”, нереалистичные ожидания и иррациональные убеждения, наблюдаемые у большинства клиентов. Хотя убеждения клиентов в том, что "мое состояние очень трудно изменить" или "У меня ничего не получится, даже если я попытаюсь", не являются функциональными, такие мысли нелегко изменить. Согласно когнитивному подходу, сопротивление в терапии обычно рассматривается как "схематическое сопротивление, сопротивление одобрению, моральное сопротивление, процедурное сопротивление". Схемы клиентов являются решающими в сопротивлении. Например, такая схема, как "умный человек не ходит на терапию", влияет на подход клиента к терапевтическому процессу. В основе морального сопротивления лежат мысли клиента, которые проявляются словами "как надо/должно". Сопротивление процедуре - это тип сопротивления, наблюдаемый у клиентов, которые испытывают трудности с принятием правил терапевтического процесса. Схемы можно определить как основные части личности, которые добавляют систематическую предвзятость к обработке информации.
Само по себе сопротивление также является богатым источником информации о клиенте. Сопротивление в терапии может проявляться в следующих видах:
- Выборочное умалчивание
- Искажение информации
- Защита и оправдание себя
- Уход в разговоре к побочным проблемам
- Переход в разговоре на других людей
- Забывание, скука, жалобы на недостаточные способности
- Агрессия, прерывание сессий.
Некоторые из устойчивых форм сопротивления включают в себя пропуск и опоздания на терапевтические сессии, сомнения в компетентности психолога, неверие в эффективность помощи, обесценивание, обращение за советами, поток вопросов, внезапные паузы во время разговора, попытки исправить сказанное, соскальзывание, желание пообщаться вне сессий, невыполнение домашних заданий.
Формы сопротивления в эмоционально образной терапии могут иметь свои особенности:
- Нежелание или «неспособность» видеть и взаимодействовать с образами («Не знаю, не вижу, не получается, у меня нет способностей, образ не взаимодействет»)
- Упорное «забалтывание» вместо работы с образами
- Постоянные «выскальзывания» из образа и попытки перехода на рациональный язык общения
- Предъявление «маскирующих» или «подменных» образов
- Принятие гипотез психотерапевта, даже если они не соответствуют тому, что клиент ощущает.
Тактика работы с сопротивлением в эмоционально-образной терапии
Как и в любом другом подходе, в ЭОТ играет огромную роль психотерапевтический альянс и доверие психологу. Особенностью построения терапевтического альянса и доверия в ЭОТ, является то, что в случаях сильного расщепления личности клиента на более или менее изолированные субличности, терапевту придется строить отношения не только со Взрослой (внешне нормальной) частью личности клиента, но и с травмированными частями – Внутренними детьми и, в частности, с Саботажниками, которые собственно и проявляют максимальное сопротивление, защищая травмированные части личности.
1.2. Основные этапы работы с сопротивлением клиента
- Примите и признайте право клиента (и его субличностей) на различные виды сопротивления, будь то сопротивление сознательное или бессознательное.
- Идентифицируйте паттерны сопротивления и осознайте их цели.
- Используйте сопротивление как точку отсчета, чтобы обнаружить стоящие за ним негативные эмоции, такие как страх, гнев, неприятие и так далее.
- Выясните причину сопротивления, а затем устраните ее.
1.3. Способы работы с сопротивлением
1. Устранение неопределенности и тревоги
Перед началом психологического консультирования или психотерапии психолог должен дать клиенту краткое объяснение сути метода ЭОТ и его преимуществ, чтобы ослабить неуверенность, страх и тревогу. Согласно подходам личностно-ориентированной терапии Роджерса – основная цель терапии - как можно глубже проникнуть в восприятие и внутренний эмоционально-образный мир клиента и понять его. Ради такой увлекательной задачи важно отложить в сторону суждения и личную точку зрения и попытаться стать частью опыта клиента, стать единым целым с клиентом. Роджерс описывает отношения между клиентом и терапевтом как акт слияния двух субъективных восприятий во внутреннем мире клиента с целью создания улучшенного восприятия для него.
В ЭОТ для достижения этой цели можно использовать следующий прием. Когда у клиента будут идентифицированы различные субличности, и он будет понимать их природу и функции, можно напрямую обратиться к Саботажным частям, проявляющим сопротивление примерно таким образом: «Я знаю, что вы стараетесь защитить клиента и его слабые, уязвимые части. Но цель нашей терапии помощь, как клиенту, так и всем вам – частям его личности. В результате терапии всем вам станет легче – вы сможете избавиться от напряжения, недостатка ресурсов, необходимости быть настороже. Поэтому я прошу вас проявить свою истинную сущность, вступить в диалог с клиентом и со мной, чтобы вместе достичь общих целей. Ни я, ни клиент не будем отвергать вас, оценивать, критиковать, ругать или делать что-то плохое, что может повредить вам. Мы очень ценим ваше желание вступить с нами в диалог, за что и благодарим вас»
2. Настойчивость и еще раз настойчивость.
Когда клиент оказывает сильное сопротивление, психотерапевт должен быть терпеливым и уверенным в себе. Клинически часто случается так, что, когда психотерапевт близок к сути исследуемых проблем, но клиент будет обходить их стороной или путать психотерапевта и используйте различные методы, чтобы заставить его покинуть ключевую точку из-за сопротивления. Чем ближе ЭОТ терапевт подойдет к болезненной зоне, тем сильнее будет сопротивление. На этом этапе психотерапевту необходимо принять решение о том, подходит ли клиенту время для решения проблемы и обладает ли клиент необходимыми психологическими ресурсами.
Настойчивость означает, что психотерапевт должен очень четко помнить, какая проблема клиента нуждается в решении в данный момент, и быстро и четко давать клиенту обратную связь, какие дискурсы и поведение демонстрируют избегание, а какие находятся в контакте с клиентом. Психотерапевт должен придерживаться направления поиска и терапии, и снова и снова возвращать клиента к сути вмешательства. Для этого терапевт сам должен обладать достаточными ресурсами.
3. Вспомогательное воображение
Для обхода сопротивления можно использовать образ повязки на глаза, которую снимают. Например, можно представить, что клиента проводят в некую скрытую заколдованную страну, повязав ему на глаза непрозрачную повязку. Затем, когда проводник приводит его к месту назначения – он снимает с глаз клиента повязку. Клиент открывает глаза и оглядывается вокруг...
Образ повязки является символом сопротивления. Сняв повязку, клиент может ослабить его силу.
После того, как сопротивление ослабевает, психотерапевт возвращает клиента к первоначальному образу, с которым начиналась работа.
Если клиент не видит образы из-за сопротивления, возможно обратиться к образу «отсутствия образов» - чаще всего это «пустота», «туман» или «белый лист бумаги (экран)». Доступ к образам и эмоциям можно получить и через эти образы сопротивления. Например:
- «Что отсутствует, но должно было бы быть на этом листе или экране (пустом пространстве)?»
- «Загляните, пожалуйста, за лист иди экран, посмотрите, что находится за ними (или внутри них)?»
- «Как выглядит пустота (лист, экран)? Что вы чувствуете, себя глядя на них? Попробуйте погрузиться в них – что вы ощущаете? Что вы делаете? Как выглядите?»
Когда происходи «вываливание» клиента из образа, терапевт вновь настойчиво побуждает клиента вернуться в воспринимаемую среду или воспринимаемый образ для поддержания непрерывного осознания. Например, психотерапевт может спросить о физических ощущениях, когда клиент испытывает трудности с представлением или описанием, а затем направить клиента от физического ощущения к эмоциям и образам внутренним ощущениям:
- В этот момент, какая часть вашего тела испытывает наибольший дискомфорт?
- Что это за неприятное чувство?
- Образно говоря, на что похоже это чувство?
Работая с образом, задавая ему вопросы, стоит помнить, что первые ответы о его содержании и значении могут быть маскирующими. Нередко в одном образе сливаются два или более «прячущихся» от осознания частей. Особенно часто «слитые» образы встречаются в картинах воды и луж. Стоит настойчиво продолжать спрашивать, кто или что еще может быть заключено в образе, чтобы обойти сопротивление.
Иногда, возможно, придеться прибегать и к технике конфронтации.
Андрей Демкин